«Господь даст глагол благовествующему»

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Наставления Спасителя и святых апостолов относительно проповеднического служения были основным руководством для проповедников Церкви в течение первых веков христианства. В эту эпоху вера пастырей была настолько сильной, благодатные дарования настолько обильны, что благовестники слова Божия не нуждались в какой-либо подготовке гомилетического характера. Благодатное вдохновение было лучшим помощником пастыря в деле благовестия истины Христовой. Так продолжалось до Оригена ( 182-251 ) — видного христианского ученого-экзегета и проповедника. Ориген учил, что христианскому проповеднику, кроме вдохновения, необходимы труд и предварительная подготовка как в деле церковного учительства вообще, так и в деле подготовки каждой отдельной проповеди в частности. Этот новый подход к проповедничеству был осуществлен Оригеном в области теории и практики церковного учительства. Являясь наставником Александрийской, а затем Кесарийской богословских школ, он в проповедническом служении требовал от своих учеников — будущих церковных учителей и проповедников — тщательного труда, применения всех знаний, всей широты образования. С этого времени в церковную проповедь начинают проникать элементы искусственности, которые впоследствии преобразуют живую пастырскую беседу в формы церковного красноречия. О ригеновский подход к проповедничеству состоит в прямой связи с системой образования, практиковавшейся в его школе. Ориген считал необходимым всестороннее изучение светских наук с целью применения их к задачам христианского богословия. Этот метод дал замечательные плоды: лучшие из учеников Оригена — такие, как святой Григорий Чудотворец ( 211-270 ) , Дионисий, епископ Александрийский (†264) , и другие, — путем критического изучения языческих наук, в частности, философии, свободно и сознательно пришли к убеждению в неизмеримом превосходстве христианства с его учением и жизнью перед языческими мировоззрениями. Это был знаменательный факт, свидетельствовавший о том, что христианство своей внутренней силой одержало не только нравственную, но и научную победу над языческим миром. С реди наук, изучаемых в школе Оригена, необходимо особенно отметить риторику — науку об ораторском искусстве. Знания и способности, приобретенные при занятиях этой наукой, безусловно, влияли на внешний характер церковной проповеди. Однако это влияние нельзя понимать как следование началам ораторского искусства. Проповедь патристического периода — это прежде всего продукт личного творчества проповедников, представляющая начало самобытного, собственно христианского ораторства, со своеобразными формами речи, приемами построения и изложения. В целом же этот период характеризуется отрицательным отношением к ораторскому искусству со стороны выдающихся пастырей Церкви, которые «лишь терпели некоторое воздействие классической формальной риторики» на церковную проповедь. И менно к таким выдающимся пастырям Церкви надо отнести святителя Киприана Карфагенского (у258) . Его взгляд на проповедничество кратко сформулирован в послании к Донату. Вот выдержка из этого послания: «Где идет речь о Господе Боге — там простое и искреннее слово, которое ищет доказательств для веры не в красноречии, а в силе самой вещи. Требуй от меня не красноречия, а силы, не речей, прикрашенных витиеватыми оборотами, какими увлекается толпа, а безыскусного, но сильного простою истиною слова. Ты услышишь от меня то, что знают прежде, чем научаются и что приобретается не рядом годов, не продолжительным размышлением, но кратчайшим путем от благодати, сразу доставляющей духовную зрелость». В этом кратком высказывании Святителя отражен взгляд на проповедь как на такой вид деятельности, в которой главное значение имеет благодать Божия. В этом нетрудно видеть продолжение апостольских принципов проповедничества, господствовавших в древней Церкви. Однако, кроме благодатной помощи свыше, пастырю Церкви, согласно учению Святителя, необходимо усердное изучение Священного Писания и Предания, а также труд над усовершенствованием своих знаний, «ибо тот только вполне хорошо научает, кто сам каждодневно возрастает и преуспевает в изучении лучшего». Т аким образом, проповедь, по святителю Киприану есть плод благодати и образования проповедника. Особенный интерес для проповедников представляет отношение Святителя, бывшего до обращения в христианство ритором и адвокатом, к ораторскому искусству. Он не оставляет ему места в деятельности пастыря-проповедника. Удел ораторства — область гражданской жизни: «Пусть красноречие щеголяет своею изворотливостью в судебных местах и среди народных собраний». О братимся теперь к четвертому веку, «золотому веку» христианства. Четвертый век был особенно богат выдающимися проповедническими талантами, от которых осталось богатое гомилетическое наследие. Однако, несмотря на это, у восточных отцов Церкви нет гомилетической теории в полном составе — их учение о проповеди выражено в виде отрывочных замечаний и высказывается ими эпизодически. Причина этого в том, что на Востоке не было необходимости в каком-либо гомилетическом руководстве: большинство христианских проповедников было талантливыми и блестяще образованными людьми, не нуждавшимися в каком-либо теоретическом пособии. К тому же, именно в этот период, как и в апостольский век, проповедь лучших церковных проповедников была явлением духа и силы, чуждым всякой искусственности.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Ссылки на другие источники в источнике:

Пути распространения радикальных идей среди мусульман Беларуси. Агеенкова Е.К.:.sobor.by | Философские основания рассмотрения религии | Религиоведческий анализ и теологическое суждение в медийном контексте | Религиоведение и теология: диалог или конфронтация? | Список российских участников 5-х Свято-Михайловских Чтений «Православие и современность» | Методологические проблемы изучения взаимодействия науки и религии | Система подготовки специалиста-религиоведа в Институте философского образования и науки ... | ФЕНОМЕН НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА | Российские религиоведы о концепциях религиоподобных явлений в западном религиоведении | Вступительное слово на международной конференции «ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В УСЛОВИЯХ ... | О ДИАЛОГЕ ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ. Одиноченко В.А.:.sobor.by | Основные тенденции развития религиоведения в Западной Украине. | Феномен «новой религиозности» как методологическая проблема современного религиоведения | Апология Бенедикта XVI: методические проблемы исламско-христианского диалога.:.sobor.by | Насилие и терроризм во имя религии в условиях глобализации. Александр, епископ Бакинский и ... | РЕЗОЛЮЦИЯ | КРЕСТ И ФИЛОСОФИЯ | Актуальные проблемы преподавания религиоведения в высшей школе | Восток и Запад в пастырских обращениях Папы Иоанна Павла | СУАДНОСІНЫ РЭЛІГІІ І ПРАВА НА СУЧАСНЫМ ЭТАПЕ | СИТУАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ ЛЮДЕЙ С УМСТВЕННЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ... | ИНВЕРСИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ | Русская поэзия ХХ века — преемственность духовной проблематики | Почитание в Климента Римского на Востоке на Западе. | В русле святых Кирилла и Мефодии: Владимир Соловьев, их достойный преемник в пользу христианского ... | Восток и Запад в единстве и многообразии | Проблемно-тематическое поле Пятых Свято-Михайловских Чтений «Православие и современность» (ноябрь ... | Религиоведение в Беларуси в XXI веке: контекст социолога религии | Пятая антитеза нагорной проповеди Господа Иисуса Христа (Мф. 5:38-42) в истории новозаветной ... | К вопросу об обожении в учении святителя Григория Назианзина | ЛИТУРГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАННЕГО ХРИСТИАНСКОГО МУЧЕНИЧЕСТВА | Антропология как пространство взаимопонимания христиан и мусульман. Проф. Данилов А.В..:.sobor.by | Проблемы светского и конфессионального подходов в социологическом изучении религиозности | В Жировичах состоялся IX семинар студентов вузов Беларуси | Российское религиоведение: прошлое, настоящее, будущее. | К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ ВАЖНЕЙШИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ СОБЫТИЙ ПО ЦЕРКОВНОМУ ЮЛИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ | Сравнительное религиоведение сегодня: методологические основания и возможности. | «Господь даст глагол благовествующему» | Феномен “прихода к вере” как предмет исследования | Иконописный образ в контексте православной литургии. Иванчина О.Н. | ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКОНОПИСНЫХ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННО – ... | Транс-культура и религия. | Антропология в Новом Завете. Ианнуарий (Ивлиев Д.Я.), архимандрит | РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ.) | Каталіцкі касцел у ПНР у 1970-1980 гг. | КОНФИГУРАЦИИ ЭТОСА В КОНЦЕПЦИЯХ РИТОРИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Э.ЛЕВИНАСА И Х.ПЕРЕЛЬМАНА | Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношений Церкви ... | РЕЛИГИЯ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ (подходы авторов Lublin School of Phylosophy) | Религиоведение в Польше | Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе преподавания психологических особенностей и ... | М.П.ПОГОДИН. СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ (к 200-летию со дня рождения) | ГЕРМЕНЕВТИКА КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ВОСПРИЯТИЯ БОЛИ | Мысли о католичестве в трудах Владимира Соловьева и о. Александра Меня. | ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И КУЛЬТЫ | Конституирование практического религиоведения в рамках академической науки и высшего образования ... | Античная риторика в Первом послании к Коринфянам св. апостола Павла. | Тридентский собор об оправдании. | КРИТЕРИИ ЦЕННОСТИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ ХIХ ВЕКА НА БЕЛАРУСИ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА ... | В.Соловьев, c.Фома, и теория познания | УМОЗРЕНИЕ В ЗВУКАХ | Учение С. Булгакова о Софии | Каким может быть вклад теологического образования в формирование христианского единства? Или что ... | КРИТИКА БОГОСЛОВСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НЕОМОДЕРНИЗМА | РЕЛИГИОЗНЫЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ: СТАТУС В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ | АРХИЕПИСКОП ПОЛОЦКИЙ И ВИТЕБСКИЙ ВАСИЛИЙ (ЛУЖИНСКИЙ): ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | «Преподавание религиозной культуры — не дань традиции, а жесткий прагматизм» | НАЦИЗМ И ХРИСТИАНЕ: ПРОЕКТ УНИЧТОЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА И СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРУЮЩИХ | И. А. ГОШКЕВИЧ – МИССИОНЕР, ДИПЛОМАТ, ВОСТОКОВЕД | Крещение и рукоположение как призвание к служению в приходе. Владимир Башкиров. | Православная Церковь и проблемы формирования русского национального самосознания (конец XIX - ... |

Источник текста


Постоянная ссылка: Господь даст глагол благовествующему»
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера