Руси православный дух: цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Руси православный дух: цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника» «Записки охотника» И. С. Тургенева – одна из тех книг отечественной классики, где наиболее сильно выражены духовные стороны личности простого русского человека, «русский дух», где в прямом смысле «Русью пахнет»: «Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и " кашки " ; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце» («Лес и степь») [1]. В рассказе «Певцы» Тургенев пишет о своем герое: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль» (3, 222) . Писатель явил себя таким же певцом благословенной русской земли, с тем же одухотворенно-проникновенным голосом: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» (3, 222) . Этими тургеневскими словами можно было бы выразить пафос цикла рассказов в целом.

Неслучайно И. А. Гончаров ( 1812-1891 ) , прочитав «Записки охотника» во время своего кругосветного путешествия, у берегов Китая – за тысячи верст от России – ощутил ее дух, ее живое присутствие: «заходили передо мной эти русские люди, запестрели березовые рощи, нивы, поля и прощай, Шанхай, камфарные и бамбуковые деревья и кусты, море, где я – все забыл. Орел, Курск, Жиздра, Бежин луг – так и ходят около». Гончаров также отметил, что Тургенев не только с детства «пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов», но и «сохранил в душе образ страданий населяющего их люда» [2]. В год кончины Тургенева его друг, поэт Я. П. Полонский ( 1819-1898 ) , говорил: «И один рассказ его " Живые мощи " , если б он даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так все это выразить мог только великий писатель».

Ф. И. Тютчев ( 1803-1873 ) проницательно уловил в «Записках охотника» тургеневское стремление к синтезу реального и сакрального: «поразительно сочетание реальности в изображении человеческой жизни со всем, что в ней есть сокровенного» [3]. Известно, какое глубокое впечатление произвели «Записки охотника» на земляка Тургенева – Н. С. Лескова ( 1831-1895 ) , заслуженно признанного «величайшим христианином среди русских писателей» [4]. Он испытал настоящее нравственно-психологическое потрясение, впервые прочитав цикл тургеневских рассказов: «весь задрожал от правды представлений и сразу понял: что называется искусством» [5]. М. Е. Салтыков-Щедрин ( 1826-1889 ) справедливо считал, что «Записки охотника» значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции» [6]. Вместе с первыми повестями Д. В. Григоровича ( 1822-1899 ) рассказы тургеневского цикла, по признанию Л. Н. Толстого ( 1828-1910 ) , открыли ему еще в юности, «что русского мужика – нашего кормильца и – хочется сказать: нашего учителя, – можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» [7]. В. Г. Короленко ( 1853-1921 ) вспоминал, как, позна­комившись в свои гимназические годы с «Записками охотника», впервые испытал чувство внутреннего обновления, ощутил духовное просветление: «Меня точно осияло. Вот они, те " простые " слова, которые дают настоящую, неприкрашенную " правду " и все-таки сразу подымают над серенькой жизнью, открывая ее шири и дали, озаренные особенным светом» [8]. М. Горький ( 1868-1936 ) называл «Записки охотника» в числе книг, которые «вымыли» ему душу, «очистив ее от шелухи» [9]. Сходное впечатление испытывает и современный вдумчивый читатель, хотя со дня публикации первого рассказа цикла «Хорь и Калиныч» (1847) минуло более 165 лет и более 160 лет – со времени первого отдельного издания «Записок охотника» (1852) . «Склад жизни изменился, а звук души остается» [10], – говорил Б. К. Зайцев ( 1881-1972 ) о восприятии тургеневского творчества в статье «Непреходящее» (1961) .

Доминантой приведенного выше отзыва Лескова о «Записках охотника» является слово «правда» во всей его полисемантической объемности: правдивость реалистического изображения, реализм в «высшем смысле», одухотворенный романтической традицией, и главное – правда как вечное стремление к высшей Истине, к идеалу Христа, возвестившего: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» ( Ин. 14, 6 ) .

Герои «Записок охотника» – русские православные люди. Как известно, понятие «русский» исторически уже подразумевало: «православный христианин».

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

вел кнг прмц елисавета феодоровна портрет 1917 худож митрофанов гос литературный музей тургенева орёл | бронзовая маска жертвенной ямы саньсиндуй музей саньсиндуй гуанхань | сцены жития сщмч киприана иустины миниатюра гомилий свт григория назианзина между 879 882 paris 510 fol 332v | прп зосима верховский резная икона 2001 резчик большаков частное собрание | обретение креста господня миниатюра гомилий григория назианзина 879–882 paris 510 fol 440 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Руси православный дух: цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера