Руси православный дух: цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки ...

  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно» (3, 332) . Страдалица-крестьянка, едва ли это сознавая, в точности следует заповеди Господа о немногословной молитве: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф. 6, 7-8 ) .

Случившееся с ней Лукерья понимает как данный Богом спасительный крест: «Послал Он мне крест – значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать» (3, 332) – по слову Христа: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф. 10, 38 ) .

Она почти не может спать и тем исполняет заповедь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мф. 26, 41 ) . «Бодрствующая» героиня приучила себя не размышлять, а молитвенно созерцать «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп. 4, 7 ) : «Прочту " Отче наш " , " Богородицу " , акафист " Всем скорбящим " – да и опять полеживаю себе безо всякой думочки. И ничего! » (3, 332) .

В народе поговаривают, что испытание тяжелой болезнью послано Лукерье в искупление за какой-то тайный грех: «Богом убитая, – стало быть, за грехи; но мы в это не входим. А чтобы, например, осуждать ее – нет, мы ее не осуждаем. Пущай ее! » (3, 338) .

Готовя рассказ к печати, Тургенев в письме к Полонскому вспоминал о страшном времени голода 1841 года, когда «чуть не вымерли поголовно» Тульская и смежные с ней губернии, в том числе Орловская. Писатель воспроизводит народный отзыв, показывающий отношение простого человека к бедствию как ниспосланному свыше испытанию – во оставление грехов: «Ты и так Бо­гом наказан, а тут ты еще грешить станешь? » (3, 511) .

Так в чуткое православное сознание русского наро­да вживляется евангельское изречение апостола Петра: «страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1 Пет. 4, 1-2 ) . В этом суть православного аскетического взгляда на жизнь: винить в несчастьях не других, а самого себя, в бедствии видеть справедливое воздаяние, ведущее через глубокое покаяние к духовно-нравственному обновлению, возрождению и спасению.

Лукерья также считает, что болезнь послана во благо ее душе, и в этом смысле она счастливее физически здоровых людей: «Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать да и говорит: " Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь? " Но я ему ответила: " А мысленный грех, батюшка? " – " Ну, – говорит, а сам смеется, – это грех не великий " . – Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна» ( 3, 330-331 ) .

Более того, она самим своим безропотным перенесением многолетних страданий «отмаливает» чужие грехи, грехи родителей: «было мне видение – я уж и не знаю. Почудилось мне, будто я в самой этой плетушке лежу и приходят ко мне мои покойные родители – батюшка да Матушка – и кланяются мне низко, а сами ничего не говорят. И спрашиваю я их: зачем вы, батюшка, и матушка, мне кланяетесь? А затем, говорят, что так как ты на сем свете много мучишься, то не одну ты свою душеньку облегчила, но и с нас большую тягу сняла. И нам на том свете стало много способнее. Со своими грехами ты уже покончила; теперь наши грехи побеждаешь. И, сказавши это, родители мне опять поклонились – и не стало их видно: одни стены видны» ( 3, 335-336 ) .

В общерусском православном смысле воспринял образ Лукерьи Б. К. Зайцев, назвав ее заступницей «за Россию и всех нас» [19]. Плоть героини умерщвлена, но дух ее возрастает. «Посему мы не унываем, – учит апостол Павел, – но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2 Кор. 4, 16 ) . «Тело Лукерьи почернело, а душа – просветлела и приобрела особенную чуткость в восприятии мира и правды высшего, сверхмирного бытия» [20], – справедливо отметил выдающийся богослов XX века архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) .

Героине, почти бестелесной, открываются высшие сферы духа, не выразимые в земном слове. И не только ей, но и писателю, создавшему ее образ. По небезосновательному суждению Б. К.
  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

вел кнг прмц елисавета феодоровна портрет 1917 худож митрофанов гос литературный музей тургенева орёл | бронзовая маска жертвенной ямы саньсиндуй музей саньсиндуй гуанхань | сцены жития сщмч киприана иустины миниатюра гомилий свт григория назианзина между 879 882 paris 510 fol 332v | прп зосима верховский резная икона 2001 резчик большаков частное собрание | обретение креста господня миниатюра гомилий григория назианзина 879–882 paris 510 fol 440 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Руси православный дух: цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера