Источник текста

Киприан Фасций Цецилий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин


со своими возвышенно-аскетическими творениями. Через год после крещения Киприан был сделан пресвитером, а в 249 году (или в конце 248 года) он, по желанию народа и клира, был избран на епископскую кафедру Карфагена, этой столицы северной Африки. Вместе с этим началась его административная и широкая литературно-богословская деятельность. С самого момента вступления на епископию ему пришлось перенести много волнений и невзгод вследствие начавшихся тогда гонении на христиан со стороны императоров Декия, Галла и Валериана. Сам Киприан почти 2 года (с января 250 по 23 марта 251 года: смотреть «О жизни и страданиях» Понтия; письмо 40-е Киприана) провел в добровольном изгнании в одном уединенном местечке, откуда своими посланиями и поддерживал дух и энергию своей паствы. Гонения в то время выдвинули на очередь вопрос о падших (lapsi) , то есть о таких христианах, которые в той или другой степени (sacrificati, thurificati, libellatici) , по малодушию, отрекались от христианства, а в моменты затишья снова выражали желание соединиться с церковью. Киприан в данном случае был сторонником самых строгих мероприятий, проведение которых, по его мнению, должно зависеть исключительно от воли епископа, как главы церкви. Между тем в практике жизни в это время установился обычай, по которому для желающих снова соединиться с церковью было достаточно заручиться только ходатайством, за падших со стороны «исповедников» и получением от них особой «отпустительной грамоты» (libellus pacis) , при чем эти грамоты раздавались исповедниками часто легкомысленно без всякого соображения со степенью нравственной готовности «падших» соединиться с церковью. Противником этого обычая, крайне вредно отзывающаяся на нравственном настроении общества и унижавшего достоинство и власть церкви «вязать и решить», Киприан и выступил, главным образом, в своих трех знаменитых посланиях: к а (клиру) 12-е (, б) мученикам и исповедникам ( 10-е ) и в (ко всему народу) 11-е (.)

Пришлось Киприану выдержать упорную борьбу и с расколом, возбужденным в карфагенской церкви Фелициссимом и Новатом, которые с своими умеренными взглядами по вопросу о падших связали чисто иерархическую распрю, имеющую в своем основами главным образом личные отношения к Киприану. Принимал Киприан некоторое косвенное участие в борьбе и с другим раскольническим движением, которое было возбуждено в Риме пресвитером Новацианом и являлось собственно отзвуком карфагенского раскола, если не во взглядах по вопросу о «падших» (– Новациан был защитником ригористических отношений к падшим –) , то, по крайней мере, по оппозиции к личности самого Киприана, с одной стороны, и к личности (друга Киприана) Корнилия, римского епископа, с другой стороны. В борьбе с карфагенскими и римскими раскольниками Киприан и написал свои лучшие произведения: а («О единстве кафолической церкви») иначе: «О единстве церкви» или; «О чистосердечии архиерейском» (и б) «О падших» (оба в 251 году) , в которых и решается весьма важный вопрос о церкви и её сущности и, в связи с этим, высказывается ригористический взгляд по вопросу о принятии падших в общение с церковью. Отзвуком борьбы Киприана с раскольниками были в это время два карфагенских собора (251–252 г.) , которые были составлены по его собственной инициативе и происходили под его председательством. На них решался и вопрос о «падших». Заключительную стадию административной и литературной деятельности Киприана составляли его споры с римским епископом Стефаном по вопросу о способе приняла еретиков в общение с церковью. Карфагенский епископ был решительным защитником перекрещивания еретиков, вступающих в церковь, в противоположность взгляду Стефана, который отстаивал простое только возложение руки епископской на присоединяющегося еретика, как на условие его общения с церковью. Плодом этих очень жарких споров со стороны Киприана и было появление целого ряда произведений (особенно письма 55, 62, 57, 58, 59, 60, 61 – по киевскому русскому изданию) и, между прочим, собрание в Карфагене целого ряда соборов (255 год два раза, 256 год – в мае и сентябре) . В гонение императора Валериана, после целого года, проведенного в городе Керубите в изгнанничестве, Киприан, наконец, пал жертвою языческого насилия: в 258 году, 31 августа, в Карфагене он был обезглавлен. Мощи святого мученика, сначала покоившиеся в Карфагене, в VII веке были подарены Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому и перенесены во Францию, где и теперь находятся в городе Компаньене в монастыре святого Корнилия.

и Фирмиком Матерном (и легло в основание трактата: «Против игроков») Adversus aleatores (, которое неправильно приписывается самому Киприану. В борьбе с обычаем, в силу которого современные ему девственницы под видом духовных сестер) subintroductae (проживали в домах клириков, было написано сочинение: «К девственницам») в 24 главах, 249 году ( . В сочинении: «О смертности» ) 26 глав, 252 год (, написанном во время моровой язвы, Киприан дает уроки терпения и покаяния, а в сочинении: «К Деметриану») 26 глав, 253 год (, написанном точно также по поводу моровой язвы, опровергает указание язычников на это бедствие, как на результат гнева богов. Сочинение «О молитве Господней») 36 глав, в 252 году (, написанное под влиянием)

Кроме трактатов, с именем Киприана связывается целый ряд писем, числом 81, из которых 65 принадлежат ему самому, а 16 были написаны ему различными другими авторами. Все они появились в период времени от 248 по 258 год, в бытность его епископом, и составляют результат его административных сношений, с современниками, – главным образом, – по вопросам о «падших» и о перекрещивании еретиков. Особенно замечательно письмо 63 (по киевскому изданию) , посвященное изъяснению учения о таинстве причащения. Много писем – церковно-канонического и пасторологического характера.

Сочинения: «О зрелищах», «О благе целомудрия», «О похвале мученичеству», «К Новациану», «Увещания к терпению» – приписываются Киприану под сомнением. Трактаты, связываемые иногда с именем Киприана, – «Против игроков», «Разговор Язона и Паписка», «О простосердечии клириков» и некоторые другие, Киприану ни в каком случае не принадлежат. Некоторые сочинения Киприана, известные ранее, до сих пор еще не открыты.

полагал в основе церковного единения по преимуществу веру и любовь, эти внутренне-психологические основы христианской жизни вообще и церковного союза в частности, а Игнатий Богоносец такою основой считал вообще «пастырство» со всеми его внутренними и внешними признаками, – Киприан, наоборот, епископскую власть считал главным организующим началом христианской жизни. Собственно епископская власть, по нему, придает особенную прочность и устойчивость церковному организму. Она существенно необходима для единства церкви. Эту последнюю мысль Киприан выдвигает настолько рельефно, что самое понятие о церкви у него как бы совпадает с понятием о епископской власти. Отсюда был у него естественный переход к мысли, что и единение с церковью для пасомых может мыслиться только при безусловном единении с епископом церкви. Раскольники и еретики потому не с церковью и вне церкви, что они не подчиняются епископу и не находятся в общении с ним. Чисто внешний – по преимуществу юридический, – взгляд на церковь и условия её единства отразился и на воззрениях Киприана по вопросу о действенности таинства крещения, – этому вопросу, выдвинутому спорами о перекрещивании еретиков. Действенность таинства крещения у него обусловливается по преимуществу внешним юридическим фактором епископской власти, в себе сосредоточивающей источник благодатных даров. Из теории Киприана естественно вытекало, что еретиков нужно перекрещивать потому, что они вне епископской власти и вне единения с нею. Решение вопроса, во всяком случае, одностороннее. Вот почему взгляд Киприана впоследствии был значительно исправлен в том смысле, что еретиков и раскольников перекрещивать следует только тогда, если самая система их вероучения разрушает в то же время нравственно-религиозные основы действенности таинства крещения, – православный смысл самой формулы крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа (1 всел. соб. пр. 8; 2 всел. соб. пр. 7; 6 всел. соб. пр. 95; Вас. в. пр. 1) . Таким образом учение Киприана о церкви и таинстве крещения заключает в себе несколько своеобразную, внешне-юридическую окраску и составляет совершенно новую ступень в историческом процессе раскрытия данного учения. Л. Писарев ◄

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Киший, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киприан или Кирин (Квирин), Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириак или Иуда, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кириак, св. воин, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириак митрополит карфагенский при папе Григории VII, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кир, св. патриарх константинопольский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киприан устюжский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киреме?ть, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Кирилл I-й — митрополит киевский и всея Руси, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кириак, мифический папа, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириафаим, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Кирилл (Завидов), митрополит ростовский и ярославский, Православная Богословская ... | Кистер, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл (Флоринский), Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киттим, киттимская земля, киттимские корабли, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кирилл Терлецкий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кисель А. Г., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киприанович Г. Я., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киприан (Старорусенников), Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл, автор апологов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл (Богословский-Платонов), Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кир, основатель персидской мировой державы, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кипр, остров, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киреевский И. В., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириллица и Глаголица, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кир, — греческий монофелитский патриарх, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл Иерусалимский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киргизы и их религия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирпичников А. И., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл II, патриарх иерусалимский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кишиневские Епархиальные Ведомости, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирик и Крика Вопрошание, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киевская Духовная Академия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киновия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кириллы святые русские 1—11, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киркегорд, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Киприан, святой, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киево-Печерская лавра, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириллы, патриархи константинопольские (1—7), Православная Богословская энциклопедия или ... | Кислев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл VI, митрополит всероссийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириак, св. мученик италийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киевский роспев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киприан суздальский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киприан стороженский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киссон, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл Скифопольский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кифа, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Киринея или Кирена, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл II — митрополит киевский и всея Руси, Православная Богословская энциклопедия или ... | Киприан, бывший расколоучитель, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кир, местность, из которой вышли некогда арамеи, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кирилл Стефанович, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл Туровский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киренаика, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Кирион, католикос грузинский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириаф-Иарим, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кипр в христианской истории, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириллова книга, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кир-Моав, Кирхарес, Кирхарешет, Керак, Харак, Православная Богословская энциклопедия или ... | Киевское знамя, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кирилл Шумлянский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киприан константинопольский патриарх , Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кипарисов В. Ф., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киреев А. А., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кириллы святые восточные 1—5, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл III, митрополит киевский и вся Руси, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл (Василий Николаевич) Наумов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киприан Фасций Цецилий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирион — епископ, историк, духовный писатель, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кипрская Латинская церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кишиневская епархия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл Александрийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Китай, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Святой Кирилл философ, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кипрская православная церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... |
Православная библиотека Святых отцов и церковных ... ... исцелению душ и уврачеванию страстей». Все Апостольские правила находятся в нынешних...) Св. Апостол и Евангелист Иоанн, его Евангелие и послания, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – профессор Александр Павлович Лопухин... церковным управлением и церковного дисциплиной, с праздничными временами и постами, с литургией, если и не писанной, то, однако... , погружающийся в созерцание божественных тайн. Оно наполняете нашу душу священным восторгом любви и удивления к великой тайне боговоплощения. ... Каноны св. апостолов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том Iпрофессор Александр Павлович Лопухин... ; ему вверены людие Господни, и он воздает ответ о душах их. Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не... в осуждение римских обычаев, наир., обязательного безбрачия духовенства (13) , поста в субботние дни св. Четыредесятницы (пр. 55) . Трулльский собор... Непостижимое, Часть 3 Непостижимое Часть третья. АБСОЛЮТНО НЕПОСТИЖИМОЕ: «СВЯТЫНЯ» ИЛИ «БОЖЕСТВО»? ???????? ??? ???? ?????? ? ????? ???????? µ???. Дионисий Ареопагит Der Abgrund meines Geistes ruft immer mit ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Киприан Фасций Цецилий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"