Неудобные вопросы об иконописи — беседа двух иконописцев : Портал ...

  001  002   003
В начало текстаВ конец текста
«Католическая» икона в православии Молящаяся Мадонна. Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато. Италия. Между 1650-1685 гг. — Такой ещё момент. Достаточно стереотипная ситуация, когда икона восточная, православная, противопоставляется иконе западной, «католической». И, тем не менее, у нас есть ряд чудотворных икон, которые либо являются католическими (например, «Барская» икона Богородицы в Киево-Печерской лавре) , либо являются репликами, списками с католических икон (например, «Серафимо-Дивеевская» икона Богородицы — на самом деле есть перерисовка Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато) . Опять же, «Аз есть с вами, и никтоже на вы». Есть конкретный прототип, откуда этот образ писался. Так или иначе, это западная живопись. Таких икон очень много. Как это можно согласовать? — Во-первых, Бог силен творить чудеса и через камень, и через воду. И если Он даже через грешных людей творит чудеса, то тем более может их творить через почитаемый кем-то образ. Обычно, образ сперва становился известным и почитаемым, а уж потом начинал чудотворить. Как та же «Калужская» икона, где изображена Пресвятая Богородица с книгой, или «Козельщанская»… Но были и иконы, которые с самого начала являлись чудотворными, как, например, «Дубенская», или «Черниговская», или «Казанская» иконы.

Почему Господь творит чудеса через иконы сомнительного для православных письма? Очень просто: мы с вами встречаем описания посмертного опыта людей. Одни описывают постоянное познание, блаженство, радость, присутствие Божие, ангельское стояние. Другие говорят, что в Царстве Небесном вкушают с золотых тарелок, серебряными ложками. И где тут неправильный опыт? Думаю, что оба правильные. Хотя мы понимаем, что в обителях Отца нет никакой еды. Спаситель в притче о богаче и бедном Лазаре говорит, что Лазарь находится в лоне Авраама, но не упоминает ни о яствах, ни о питиях. И в Священном Писании говорится, что Царствие Небесное «не ястие и питие» ( Послание к Римлянам 14: 17 ) . Но человек с низшим духовным развитием оказывается в мире более ему понятном, чтобы в Вечности возрастать в познании Божественной Премудрости и отходить от примитивного принятия Божьего мира.

Так и иконография. Кому-то иконы нужны высокого письма, где особые формы изобразительности говорят о Богословии. Кто-то довольствуется полуантичными изображениями с натуралистическими подробностями. И Господь не отлучает от Своей милости ни первых, ни вторых.

Люди могут начинать почитать Бога и Его святых, по простоте своей душевной, с образа натуралистичного, живописного. Понятно, что для богослова это чуждо, поскольку икона для него есть инструмент молитвенного созерцания. Но для человека-простеца – почему бы и нет? Ведь он может через живопись умиляться. И это первичное детское состояние даже полезно, для начала.

Форма и содержание Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный». 1658 — Хорошо. А как такое согласовать? Есть определенное течение, которое идет от XVII века — осуждать т. н. «живоподобие» в иконе. Дескать, икона должна быть темной, «аскетичной»... — На Стоглавом Соборе тоже проскакивали намеки на «фряжские письма» и т. д. Можно говорить о том, что прямых запрещений не было. Есть запрещение изображать Бога-Отца, прямое указание: нельзя. Но, тем не менее, очень многие это указание Собора игнорируют. Более того, я даже в старообрядческих храмах встречал изображения Бога-Отца. Видел такие изображения в аскетических афонских обителях… — Есть масса старообрядческих икон с изображением Господа Саваофа... — Для староверов иногда важнее предание старины, нежели богословие или каноны. Главным аргументом может оказаться то, что этот образ всегда был на этом месте, всегда здесь стоял! Значит, он всегда и будет на этом месте.

Масса икон, которые, даже будучи написаны по канонам, имеют очень проблематичную историю. Например, икона Божией Матери «София, Премудрость Божия». О ней митрополит Ленинградский Антоний (Мельников) , например, написал целый трактат, объяснял, что на самом деле это очень опасная икона, она ведет свое начало от восхваления богини Кибелы... — Интересный момент! То есть икона может внешне соблюдать «каноничные», опять же условно, формы, но при этом содержание иметь очень сомнительное. — Опасное, претенциозное, как, например, распространившаяся сейчас икона «Воскрешающая Русь». — Ну, это просто ересь в красках. — Да, еретическое изображение, но тем не менее. …Мы можем встречать и иконописные изображения Божией Матери — тоже весьма сомнительного характера. Они распространены, мы не можем с ними бороться. Ко всему прочему, люди получают какую-то помощь по молитвам перед этими изображениями, исцеления. Опять же, мы должны разбираться в вопросе чудотворения. Что есть чудотворение? Насколько оно может быть от Бога, насколько оно может быть прелестью? — Если обратить внимание, то заметим: во всем, что писали отцы до последнего времени, еще в XIX веке, в начале XХ века, звучало рефреном: будьте бдительны! — Конечно.
  001  002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

вечернее богослужение неделю 3-ю великого поста пассия вторая | ильинская черниговская икона божией матери 1658 мастер прп геннадий дубенский фотография 80-е xix гим | елена дивеевская прп | церковь иконы божией матери воскрешающая русь иоанно-предтеченском монастыре | прп елена дивеевская портрет 2-я четв xix серафимов дивеевский троицкий мон-рь |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Неудобные вопросы об иконописи — беседа двух иконописцев : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера