Источник текста

Тайна храма на Лубянке / Православие.Ru


Как в раннехристианские времена – " на крови " , на месте казней за веру – появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению – через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм- " высказывание " огромного количества людей – около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) . – Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге. – Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим. – Но ведь рядом же почти нет жилых домов. – Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице – в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном – 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан – иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей. – Как родился образ этого храма? – Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов – их было около 50 – выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели – к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект – доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.

У стен монастыря стоит поклонный крест в честь покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. Фото: Сергей Михеев РГ – Сколько времени шла стройка? – Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта – около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество. – Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений? – Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской " Кавида " Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства – русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то " переводить " , если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи. – Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма? – Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря – на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках " Россия. Моя история " , дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур... – Вас критикуют за ваши художественные решения? – Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике. – В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации... – Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий – представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.

Новый собор в Сретенском монастыре построен за скромную по современным строительным размахам цену. Фото: Сергей Михеев РГ Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема – Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий – место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству. – Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия? – Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы. – В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер... – Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией – компании " Мостотрест " , множеству других фирм – от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух – четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов. Прямая речь Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ: Для меня этот храм является знаковым не только в историческом, не только в духовном, но и в архитектурном отношении. Именно этот храм обладает тем образом, который возвращает силуэт этой части города. Потому что панорама, возникающая с Цветного, Рождественского, Петровского, Сретенского бульваров, с Трубной площади – прекрасна. Я каждый день езжу мимо и каждый день потрясаюсь, потому что неожиданно время повернулось вспять и возникла та Москва, которая была такой фантастически красивой в глазах этих знаменитых путешественников. В отношении градостроительном это большая удача.

Мне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире. Сейчас уже и другие православные страны обращаются к нашим мастерам: в Сербии, в Черногории. Я как член Совета по культуре при Святейшем Патриархе должен сказать: мы уже видим, что церковное зодчество у нас не возрождается, а уже возродилось. И пример удивительного создания подлинной художественной и духовной среды в Москве, которое демонстрирует новый храм, – это огромное событие. Цена – На какие деньги построен храм? – Вопрос " на чьи деньги построено? " звучит сегодня сколь безапелляционно, столь и необходимо. Автору статьи удалось узнать, что основной и самый большой взнос на строительство храма внесла братия и наместник Сретенского монастыря. Основным вкладом в строительство храма стал весь гонорар от продажи книги " Несвятые святые " , вышедшей тиражом два с половиной миллиона экземпляров. Конечно же, добавилась и помощь благотворителей. Строительству храма помогли ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования частных лиц. Эксперты говорят, что строительство храма обошлось дешевле, чем возведение намного меньшего православного храма в Париже, меньше, чем реконструкция Морского собора в Кронштадте.

Новый собор в Сретенском монастыре построен отнюдь не за " заоблачную " , а скорее " скромную " по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке " прорабами " и внимательно контролировали все средства. ... Лишь высота вещей доставляет радость Елена Яковлева Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве – Сретенским – тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге " Несвятые святые " .

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь " начинался " в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря – мощи священномученика Илариона (Троицкого) , епископа, " правой руки " Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: " Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью... " Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: " Молчи, а то в карцере сгною... " .

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. " Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом! " – говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря " Несвятые святые " . Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. " Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины " .

Крестили Джулиана – теперь, по-православному, Юлиана – в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы – как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом – его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги " Несвятые святые " на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула " Древние говорили: длина вещей – суета, лишь высота их доставляет радость " . " Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте " , – резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

29 июня 2017, 12: 39 Настоящая тайна в том, что поднимаясь по ступеням Храма чувствуешь прикосновение к Божественной реальности. Вот и вся тайна. Это поразительное чувство, которое трудно описать словами, но вот это прикосновение к Его вселенной порождает в душе то, что превосходит все, чем человеческое сознание оперирует в своей повседневной жизни. А чудо это то, что ЭТО прикосновение удалось воплотить в материи. Честно говоря, до сих пор не могу отойти от ощущения увиденного.

28 июня 2017, 18: 13 Спаси Господи за чудесную статью, за миллионные тиражи замечательной книги, доход от которой позволил возвести этот храм-памятник, храм-воин, храм-молитвенник о судьбах России. Только молитва и покаяние христиан способны вместить в себе всепрощение и любовь. Отвѣщá Иисýсъ: цáрство моé нѣ́сть от мíра сегó: áще от мíра сегó бы́ло бы цáрство моé, слуги́ мои́ [ýбо] подвизáлися бы́ша, да не прéданъ бы́хъ бы́лъ Иудéомъ: ны́нѣ же цáрство моé нѣ́сть отсю́ду. Евангелие от Иоанна, 18: 36 Ирина 28 июня 2017, 12: 59 Потрясающее иконное изображение на своде храма по своей силе и смыслу: Святые Царственные Страстотерпцы и над ними (с ними вместе) батюшка Серафим. Заметила ещё когда смотрела видео освящения, а сейчас детально рассмотрела на фотографии. Духовная близость Преподобного и Святой Царской Семьи необычайно тесна и мало нам ведома. " Радуйся, преподобного Серафима сомолитвенниче! " - так в акафисте Святому Царю Николаю. Сомолитвенниче и ещё одно слово просится- сотаинниче!


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Человек и его грех / Православие.Ru | У Святой Плащаницы / Православие.Ru | Слово в Неделю о слепом / Православие.Ru | Таинственная жизнь святых / Православие.Ru | Лестница в Небесный Мир / Православие.Ru | Об исцелении и спасении / Православие.Ru | Новый взгляд на мир: спасительный дар, потеря и обретение / Православие.Ru | Суд Божий вершится каждое мгновение / Православие.Ru | Господь творит из нас Своих сыновей и дочерей / Православие.Ru | Как святые помогают нам? / Православие.Ru | Крест неосуждения / Православие.Ru | Вера, восхищающая Бога / Православие.Ru | Да благословит Господь крест каждого из вас / Православие.Ru | Прощание / Православие.Ru | Как святые достигли чистоты ума / Православие.Ru | Новомученик – пророк / Православие.Ru | Обращение к мужчинам в день памяти жен-мироносиц / Православие.Ru | Литургия в новом храме Сретенского монастыря / Православие.Ru | Сила праведника / Православие.Ru | Христос идет сразиться со смертью / Православие.Ru | Редакция портала Православие.Ru закрывает дискуссию о выставке «Двоесловие / Диалог» на своих ... | Императорские останки: Церковь верит генетической экспертизе (+Видео) / Православие.Ru | "Власть здесь ни при чем" / Православие.Ru | Бесплотные духи / Православие.Ru | Особая неделя покаяния / Православие.Ru | Патриаршее богослужение в Сретенском монастыре (+ФОТО +ВИДЕО) / Православие.Ru | Fifteenth Anniversary of the Rebirth of Monastic Life in Sretensky Monastery. Archimandrite Tikhon. ... | Archimandrite Tikhon (Shevkunov): “The Idea of Collaborationism is Not Just a Historical Debate” / ... | Тайна храма на Лубянке / Православие.Ru | Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Размах пьянства в России никогда не был столь чудовищным» / ... | На вопрос, являются ли «Екатеринбургские останки» святыми мощами, должны ответить сами Царственные ... | Вымысел и обман / Православие.Ru | «Матильда»: точка обратного отсчета / Православие.Ru | «История реальная и вымышленная. Механизмы формирования образов» (+ФОТО +ВИДЕО) / Православие.Ru |
Тайна храма на Лубянке / Православие.Ru
... в раннехристианские времена – " на крови " , на месте казней за веру – появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению – через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм- " высказывание " огромного количества людей – около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) . – Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге. – Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим. – Но ведь рядом же почти нет жилых домов. – Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Тайна храма на Лубянке / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"