Проповедническая импровизация: теоретическиеподходы и практические ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Проповедническая импровизация: теоретическиеподходы и практические советы [

Бурега Владимир Викторович Портал Богослов. Ru продолжает публикацию материалов, посвященныхразличным практическим аспектам церковного проповедничества. Сегодня мыпредлагаем вниманию читателей очерк преподавателя Киевской Духовной Академии В. В. Буреги о проповеднической импровизации. Автор представляет краткий обзорсуждений церковных писателей об импровизированной проповеди и предлагаетнекоторые практические советы для начинающих проповедников. Слово импровизация пришло в современныеевропейские языки из латыни. Латинское improvisus дословно значит неожиданный, внезапный. Под импровизацией принято понимать созданиехудожественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

В гомилетике существует понятие проповеднической импровизации, подразумевающеепроизнесение проповеди без специальной предварительной подготовки. Однако импровизацияв гомилетике не исключат полностью процесса подготовки. Проповедник заранееизбирает тему своей проповеди и продумывает ее план. Но сам текст, конечно же, рождается непосредственно в момент произнесения проповеди на амвоне. Можносогласиться с тем, что подлинная импровизация имеет место в том случае, когдапроповедник «знает то, что он скажет, и не знает того, как он скажет… Оратор, поставленный в необходимость говорить неожиданно для него, не мог, естественно, приготовить формы для своей речи, но он не говорит, не зная предмета своейречи, иначе сказать, материальная основа его импровизации уже готова до моментаимпровизирования» [1]. Импровизированная проповедь в Древней Церкви В первые века христианства вЦеркви не было обычая выступать перед слушателями с заранее подготовленнойпроповедью. В апостольский век в христианах жила уверенность в том, что ДухБожий, согласно обетованию Господа ( Мф 10, 19-20 ) , дает проповедникамспособность говорить в собрании верующих. Проповедь воспринималасьисключительно как дар благодати Божией. И потому произнесение заранеенаписанной проповеди было бы в то время свидетельством недоверия проповедникасодействующей благодати Святого Духа и желания сказать что-то от себя, а не повнушению свыше.

Первый шаг к пересмотру такогопонимания церковной проповеди был сделан Оригеном. Он первым высказал взгляд напроповедь как на плод личного творчества, а не только как на результатнепосредственного действия благодати. Ориген призывал дидаскалов (церковныхучителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий. Проповедь, по Оригену, должна бытьсочинением, требующим тщательного предварительного обдумывания и обработкивнешней формы. Ориген первым стал предназначать свои проповеди в не только дляпроизнесения, но и для последующего чтения. Так проповедь превратилась изустного слова в литературное произведение. Постепенно этот новый взгляд напроповедь стал в Церкви общепринятым [2]. В результате к IV веку христианская проповедь взначительной степени утратила свой первоначальный безыскусный характер иперестала быть чистой импровизацией. Церковные писатели IV - V веков советуют пастырям Церквитщательно готовиться к своим проповедям. Например, в «Слове о бегстве» святогоГригория Богослова читаем: «Что касается раздаяния божественного и высокого слова, то если кто приступает к делу сему с дерзновением и почитает его доступным длявсякого ума — я дивлюсь многоумию (чтобы не сказать малоумию!) такого человека. Для меня кажется не простым и не малого духа требующим делом каждому дать вовремя житомерие слова и с рассуждением вести домостроительство истины нашихдогматов».

Похожие мысли можно найти и впятом «Слове о священстве» святителя Иоанна Златоуста. Он полагал, чтоподготовка проповедей требует большого труда даже от тех лиц, которые достигливысокой степени совершенства в их произнесении: «Кто владеет великою силоюслова (а ее у немногих можно найти) , даже и тот не бывает свободен от непрестанныхтрудов. Так как сила слова не дается природою, но приобретается образованием, то хотя кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы… Принявшийна себя долг учительства не только должен трудиться для усовершенствования себявообще, но, в частности, тщательно должен заботиться о составлении своихпоучений».

Это мнение вполне разделяли изападные отцы. Так святитель Григорий Двоеслов в своем «Пастырском правиле» рекомендуетдуховенству тщательное приготовление к каждой проповеди, чтобы речьпроповедника не была беспорядочно болтливой, чего может избежать лишьталантливый импровизатор. Подготовка, по его мнению, нужна еще и для того, чтобы проповедник не допустил какой-либо неправославной мысли. А блаженныйАвгустин даже рекомендовал тем, кто сам не может составлять проповеди, заимствовать их у других ( De doctrina christiana. IV, 62 ) .

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

руфин аквилейский | вечернее богослужение неделю 2-ю великого поста пассия первая | евгений iiii папа римский гравюра platina historia 1611 ргб | димитрий муретов архиеп херсонский одесский фотография нач 80-х xix цак мда | вечернее богослужение неделю 3-ю великого поста пассия вторая |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Проповедническая импровизация: теоретическиеподходы и практические советы : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера