> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Исихия, пресвитера Иерусалимского, Похвала святым апостолам Петру и ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Прп. Исихий Иерусалимский О жизни прп. Исихия известно достаточно немного. Родился и вырос он во святом граде Иерусалиме. Не исключено, что он еще застал в живых свт. Кирилла Иерусалимского, однако его деятельность отчасти протекала в епископство Иоанна ΙΙ Иерусалимского. Прп. Исихий учился в Константантинополе, где, согласно некоторым известиям, его учителем в богословии был святитель Григорий Богослов. Если это так, то его учение приходится на 379–381 годы. После возвращения в Палестину св. Исихий поселился в одном из монастырей близ Иерусалима. Там он приобрел известность как учитель молитвы и знаток Священного Писания. Возможно, к этому периоду относятся его аскетические творения, в частности его знаменитое «Слово о трезвении». Около 412 года прп. Исихий был рукоположен во пресвитера и одно время исполнял должность помощника Иерусалимского патриарха. Скончался святой по одним известиям около 434 года, по другим — около 451-го. Память преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, празднуется 5 18 марта.

Прп. Исихий прославлен как аскетический писатель и экзегет. Согласно Менологию императора Василия Болгаробойцы (996 г.) , он составил толкование на все Писание. До нас дошли Толкования на книги Левит и Иова (в армянском переводе) , а также примечания к Псалтири. В своих толкованиях святой использует преимущественно аллегорический и типологический методы.

К сожалению, святой Исихий гораздо менее известен как проповедник. Между тем 20 его проповедей — настоящая сокровищница святоотеческой мысли. Среди них слова на Пасху, Сретение и Лазареву субботу, слова о посте, в честь Пресвятой Богородицы и святых (архидиакона Стефана, мч. Лонгина, прп. Антония) и другие.

Святой Исихий — мастер красноречия, рассчитанного на пышные эпитеты, яркие параллелизмы, развернутые сравнения В своих проповедях прп. Исихий использует тот же типологический и аллегорический метод, что и в своих экзегетических творениях. Он мастер азианического красноречия, рассчитанного на пышные эпитеты, яркие параллелизмы, развернутые сравнения. Читатель сам может оценить силу и глубину его красноречия из этой впервые переведенной на русский язык проповеди в честь свв. апостолов Петра и Павла.

Перевод проповеди дается по изданию In sanctos Petrum et Paulum (homilia 13) , ed. M. Aubineau, Les homélies festales d Hésychius de Jérusalem, vol. 1. Les homélies I-XV [Subsidia hagiographica 59. Brussels: Societé des Bollandistes, 1978]: 499–508.

Исихия, пресвитера Иерусалимского, Похвала святым апостолам Петру и Павлу Апостол Петр. Синайская икона Прекрасна роза, благоухающая весенней порой, но когда она сплетается с благоуханием лилии, то становится еще более благоуханной. Ведь миро смешивается с миром и удовольствие от благоухания становится двойным. Прекрасен сам по себе Петр и сверхблистателен по сравнению с блистательными как предводитель [1] апостольского лика, как око учения, как память о ревности и лицо веры, как труба таинства, как язык и научивший многие языки, как безупречный пастырь, как недремлющий кормчий, как безошибочный возничий, как продавец лекарств [2], приготавливающий вечную глазную мазь [3] покаяния. Если присоединяется Павел, то образуется двойная стена, которую взять невозможно, двуустый источник, без труда напояющий всю вселенную Но если присоединяется Павел, то образуется двойная стена, которую взять невозможно, двуустый источник, без труда напояющий всю вселенную, залив с двумя входами, переплывая который, спасается всякий корабль. Горлица говорит после ласточки, голубица восклицает после цикады, флейта со свирелью поют напев сладостный и священный. «Юноша с преподобным и прав путь их» [4], как проповедал Премудрый в Притчах.

Разве не львом стал Павел, бывший Савлом, который, убивая, рассеял паству [7], поразил пастырей [8], изнутри сотряс Иерусалим и устрашил города, возмутил площади и поля сделал необитаемыми, «влача в темницу мужчин и женщин» [9], и не переставал бросать их в узы, когда однако потерпел поражение и от терпения мужей, и оказался весьма немощным из-за мужества женщин?

Бежал он напрасно, ибо не разглядел пути, напрасно бил, ибо пальцы он приготовил, но оказался недостойным найти противника. Христос же, как Премудрый и Благой, явившись, употребляет кротость и, оставив вышнее, спускается к нижним. Он не возжег огонь, не подвигнул бури, не сотряс основания гор [10] и не обнажил ангельский двусторонний меч [11], но воззвал гласом кротким и человеколюбивым: «Савле, Савле, почто Мене гониши? » [12] «Какое богатство Я у тебя отнял? Какой славы обнажил? Какого первенства лишил? Разве Я затворил тебе вход в рай? Разве из-за Меня ты оделся листьями смоковницы? Разве Я явился виновником твоего возвращения в землю? Разве из-за Меня ты отпал от начальства, повредил свой жребий, уменьшил свой образ? » «Савле, Савле, почто Мене гониши? Ты имел закон, Я же, как Благой, приложил благодать. Ты служил букве, Я же явил Дух.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

  • Вам может быть интересно:

    словарь ударений для проповедника | исихия синаита | сретение владимирской иконы пресвятой богородицы | исихий иерусалимский | львом xiii |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Исихия, пресвитера Иерусалимского, Похвала святым апостолам Петру и Павлу Православие.Ru
    > Помогите ребёнку на реабилитацию <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера