> Помогите ребёнку на реабилитацию <

«В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии «социального ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... «В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии «социального служения» [

Диодор (Ларионов) , монах Портал «Богослов. Ru» предлагает вниманию читателей статью монаха Диодора (Ларионова) , которая представляет собой вторую часть диптиха, посвященного участию Церкви в жизни современного общества. Первая часть, посвященная проблеме патриотизма, уже вызвала активное обсуждение на портале. Во второй части автор предлагает дальнейшее развитие темы, обращаясь к рассмотрению одного из ключевых вопросов, на фоне которого разворачиваются дискуссии о патриотизме, о социальной и миссионерской деятельности Церкви и др. – каким образом Церковь пребывает «в мире», но при этом она «не от мира сего»?

1. Вводные замечания Около пятнадцати лет назад пала советская идеологическая система, провозглашавшая своей государственной идеологией атеистическое мировоззрение. Закончились открытые и прикрытые гонения на веру. Церковь получила свободу. Более того, государство все больше проявляет интерес к Церкви и ищет у нее поддержки своим социальным и даже государственным проектам. История повторяется, mutatis mutandis.

Нет ничего удивительного в том, что многие верующие влились в поток широкой общественной деятельности, включившись в проект государства по созданию новой - взамен ушедшей - государственной идеологии, призванной с одной стороны укреплять единство и целостность нации (патриотическая идеология) и, с другой стороны, давать для общества нравственные ориентиры, регулировать социальные взаимоотношения (идеология социального служения) . К сожалению, отсутствие богословского подхода в отношении к этим вопросам формирует у многих христиан определенного рода менталитет, в рамках которого «служение» Церкви обществу не только излишне преувеличивается, но зачастую считается чуть ли не главным делом Церкви, а слово «православие» нередко превращается в идеологический лозунг [1]. Следует сказать, что подобная тенденция, как это ни странно, заметна не только среди мирян, но и среди духовенства.

Уже в первые годы после «перестройки» со стороны священноначалия не раз высказывались опасения в связи с активной «политической» и общественной деятельностью священников; однако уже тогда чувствовалась нужда в более конкретном и всестороннем освещении проблемы границ социальной активности верующих. В этом отношении важным событием стала разработка документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который был принят в 2000 году на Архиерейском соборе. Значение этого документа трудно переоценить: он остановил хаотическую и произвольную социальную активность священников и мирян, определив принципы, которыми должна руководствоваться любая социальная деятельность верующих, если они рассчитывают иметь благословение Церкви.

При этом было бы ошибкой считать «Основы социальной концепции» неким жестким регламентирующим документом, не допускающим обсуждения и богословской рецепции - напротив, по смыслу самого документа «Основы» представляют собой не что иное, как первый в постсоветское время опыт систематического обобщения церковной практики, предусматривающий углубление, развитие и интерпретацию в духе церковного Предания. В то время как вопрос о социальном статусе Церкви обсуждается на Западе - в частности, в Греции, - уже очень давно и очень живо и плодотворно [2], в России до появления «Основ» социальное положение Церкви практически не рассматривалось как богословская проблема.

Ценность «Основ» в том, что они поднимают существенные вопросы и, как это неоднократно указывалось, приглашают общество к диалогу. Светское общество широко откликнулось на этот призыв; однако, было бы странным, если бы глухими к этому призыву остались чада Церкви - ведь затрагиваемые вопросы куда более насущны для верующих, чем для людей внецерковных.

В виду свободы Церкви и укрепления церковно-государственных отношений перед современными православными богословами остро встает проблема осмысления места Церкви в мире и ее роли в обществе и государстве. Вышеозначенная тенденция части верующих, которая, как мы отметили, преувеличивает идеологическую и социальную роль Церкви в светском государстве, уже получила некоторую богословскую интерпретацию. В предлагаемой вниманию читателей статье мы попытались критически рассмотреть данную точку зрения и предложить иной подход к обсуждению этого вопроса. Цель нашей статьи состоит в том, чтобы определить или хотя бы наметить ту богословскую перспективу, в русле которой на наш взгляд возможно церковное обсуждение проблем социальной деятельности Церкви.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

иисуса сына сирахова книга | иисуса сына сирахова | церковь вознесения господня сергиевом посаде | священник феодор людоговский maiorem dei gloriam | архиепископа сергиева-посадского феогноста |
Постоянная ссылка: В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии «социального служения» : Портал Богослов.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера