В неделю всех Святых

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
В нынешний день церковь прославляет добродетели всех Святых, которые просияли на востоке и западе и севере и юге, во градах и селах, в пустынях и в горах и в вертепах и в пропастях земных, во всякое время начав от самаго создания мира до настоящаго часа. И понеже всех их изчесть не льзя; изочту бо их и паче песка умножатся; 1 для того церковь всех их празднственную память в нынешнем дне заключила, дабы те, которые соединенны были добродетелию, не раздельны были и торжеством. Почему празднуем мы ныне и древнейших Святых Праотцев и ревностных Пророков и славных Апостолов и непобедимых мучеников и честных воздержников и благочестивых Царей и трудолюбивых пастырей и справедливаго судию и вернаго воина и рачительнаго домостроителя и добросовестнаго купца и простосердечнаго земледельца и всякий праведный дух.

И хотя нынешнее Евангелие поминает только о тех, которые исповедают имя Христово пред человеки, то есть, о мучениках: но не противно будет под именем исповедников Христовых разуметь и всех тех, кои добродетелию своею прославили небеснаго Отца. Нет теперь мучеников; ибо царствует в церкве мир под покровительством благочестивых Монархов: так ужели имя Христово остается без исповедания? нет гонения; не льзя быть мучениками: так можем подражать мученикам. Для сего бо и празднуем память Святых, чтоб их воспоминание было наше наставление, о чем и беседу мою благочестию вашему предложить намерен. А для сего в помощь призываю твою, Боже! благодать: Ты недостаток слова дополни внутренним действием своим.

Обыкновенно говорим, что мы празднуем Святым для прославления их. Но сие слово требует изъяснения. Ибо Святые столь уже прославлены, что нам к славе их ничего прибавить не льзя. А в святцах только быть написанным не велико для тех, их же имена написаны в книгах животных. Также, чтоб только громогласными пениями, а не духом возносить имя Святых, не может быть много приятно Святым, которые еще на земли были живые органы Святаго Духа. Не в сем состоит празднование и прославление Святых. А состоит оно, чтоб празднуя Святым воспоминать добродетели их, а воспоминая добродетели, подражать им.

Иные суть нравы святых, говорит Златоуст, иные света сего. Между светскими, которые, де, высокой чести достигли, те не очень бы хотели видеть других равных себе: понеже зависть пресекает любовь, но не так, де, между Святыми и совсем противное тому. Тогда наипаче Святые чести своея чувствуют удовольствие, когда видят, что собратия их тех же с ними благ участия сподобляются.

Так представим же мы себе пресветлый блаженный собор, и вдруг откроется нам земный рай разными добродетели цветами преиспещренный. Мы тут увидим златый цвет премудрости, цвет воздержания, цвет кротости, цвет терпения, цвет милосердия, цвет великодушия, и краснейший всех цвет любви. Ты почтишь во Аврааме страннолюбие, удивишься в Иосифе целомудрию, похвалишь в Иове терпение, прославишь в Давиде благочестие; облобызаешь в Петре к Богу усердие, возвеличишь Павлову ревность, усладишься в Златоусте словом духовныя премудрости, почудишься в женском Феклы составе мужеству, поревнуешь в Магдалине воспламененному к Богу сердцу, увенчаешь в царствующей Пульхерии мудрое о благополучии подданных попечение. Нет по истинне ни одного добраго дела, которагоб пример Бог не оставил нам в других великих мужах.

И хотя подлинно самый разум есть нам наилучшим предводителем ко всякой добродетели: но пример, не знаю как, сильнее нас к тому же побуждает. Разум представляет добродетель, что она достойна подражания; но пример приводит нас в стыд, что мы не следуем ей, которой следовали и прославились ею другие такиеж, как мы, люди. Когда нет столько просвещения, чтоб совершенно понять добродетели превосходство: так вот окружен ты примерами тех, кои бывши подобострастны тебе, возлюбили доброде тель и от нее сие получили награждение, что и они вечно радуются, и имя их не умирает. Ты в самой сей час празднуешь память их. А сим действием не только достойную заслугам Святых отдаешь честь, но и воспоминаешь добродетель их: и сие воспоминание одно уже не малую пользу приносит тебе. Ибо начинать услаждаться только добродетелию, не малый уже есть степень к добродетели.

Но чтоб взойти тебе на вышший степень совершенства и истинное Святым составить торжество, построй им храм в сердце твоем, напиши добродетели их икону на душе твоей, поставь свечу нелицемерныя любви, зажги им кадило непорочныя совести, принеси елей милосердия. Не льзя не похвалить и тех, которые во имя Святых строят храмы, их подвиги на иконе изображают, и другия совершают обряды от усердия к имени Святых.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Ссылки на другие источники в источнике:

ИМЕНА ПОДПИСАВШИХСЯ ОСОБ | В день введения во храм Пресвятыя Богородицы | В неделю 28 по сошествии Святаго Духа | В неделю пред Рождеством Христовым, о древности истинныя веры | В день тезоименитства Его Императорскаго Высочества, Государя Наследника, Цесаревича и Великаго ... | На Рождество Иисуса Христа Спасителя нашего | В день рождения ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ЕКАТЕРИНЫ II Самодержицы Вcероссийския | В неделю о Закхеи | В неделю мясопустную | В неделю вторую Великаго поста | В неделю девятую надесять, о милосердии | В неделю блуднаго сына | В неделю двадесять шестую | В неделю пятую Великаго поста | В неделю девятую по сошествии Святаго Духа | В неделю всех Святых | В неделю 21 по сошествии Святаго Духа | В день рождения Его Императорскаго Высочества Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя ... | В неделю четвертую Великаго поста | В день Святых Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорскаго Высочества | В неделю 25 по сошествии Святаго Духа | В день Рождения Его Императорскаго Высочества, Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя ... | В день успения Пресвятыя Богородицы | Во Святый и Великий пяток |

Источник текста


Постоянная ссылка: В неделю всех Святых
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера