Восток и Запад в пастырских обращениях Папы Иоанна Павла

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Тема Кирилло-Мефодиевских Чтений текущего года не могла не быть более актуальна: «Церковь и культура: диалог на рубеже тысячелетий». Такой предмет обсуждения действительно откликается на жгучую нужду нашего времени, т. е. как внедрить и осуществить ценность — культурную, нравственную и общественную — в окружающей нас среде? Любая попытка ответить на этот вопрос должна учитывать своеобразную обстановку современности. Она как некогда в прошлом убеждает нас, что мы живем в одном мире, в эру массовой коммуникации. Это эра компьютера, а теперь уже и эра интернета. Если невозможно, — а в этом контексте даже нежелательно — повернуть назад колесо истории, то, тем не менее, остается неотложное дело о пере-внедрении ценности в общество. Как произвести это начинание? Мне хотелось бы предположить, что, быть может, самое подходящее отправное место для этого начинания находится здесь, в Европе, так как именно здесь началась и расцвела „западнизация” или скорее „европеизация” всего современного мира. В то же самое время, следует отметить, что начинание это — не односмысленно. Можно вести речь как о секуляризованных, чисто светских, так и о подлинно религиозных ценностях. Очевидно, что ориентир здесь не безразличен к пониманию аргумента и разработки ответа на его динамику. Наша задача в связи с этим облегчается использованием размышлений нынешнего Папы Римского, Иоанна Павла II, поскольку тема необходимости нового утверждения ценностей в современной жизни лежит в центре его мысли. Очевиден факт, что этот вопрос является предметом живого интереса и среди самих европейцев, и он побуждает нас к рассмотрению этой проблематики. Но как обрамить обсуждение вопроса, все-таки остается проблемой. Заглавие этого реферата намекает на какую-то расколотость, а именно, ладит ли Восток с Западом касательно этого предмета? Далее, спрашивается, относится ли к делу, в конечном счете, весь вопрос о „границах”? В мире интернета казалось бы, что границы больше не существуют, по крайней мере, в плоскости общественной коммуникации. Мне хотелось бы поставить эти вопросы теперь как фон для данного обсуждения, так как они снабжают нас контекстом, чтобы оценить возможные отклики на проблематику. Интересно отметить, что сам Святейший Отец до своего избрания на папский престол поставил подобные вопросы в одной статье 1978 года, в которой он обращает внимание на, как бы внутреннее измерение «границ», которое превосходит определенные географические границы, замечая, что «уважение человеческого достоинства и подлинной свободы не может быть прервано никакой границей», и что самые границы между людьми временами более глубокие, чем территориальные проблемы. Действительно, при рассмотрении вопроса внутренних границ и их влияния на распространение культуры, дело о географических границах неизбежно теряет интерес. Не без причины и, видимо, не без некой иронии тогдашний Кардинал Войтыла описывает Европу как «живописный полуостров» евроазиатского континента. Если нетрудно определить северную, южную и западную границы Европы, то не следует думать того же относительно Уральского хребта как ее восточной границы, которая, как папа правильно замечает, «скорее установленная, чем естественная». Воистину, путешественник в сегодняшнюю Сибирь по всей видимости не знал бы, что он находится в Азии, так укоренена там европейская культура. Вот именно — по поводу культуры — речь идет, главным образом, о Европе. Идея Европы как культурного явления важнее факта Европы как географического целого. Именно этим объясняется ее мировое значение. Не упуская из вида отрицательные аспекты европейской колонизации других континентов мира, будущий папа справедливо подчеркивает культурные и чисто человеческие аспекты распространения европейского духа по всему миру. Забота о культурном значении Европы, несомненно, занимает критическое место в размышлениях Иоанна Павла II. Это уже видно в статье о границе Европы и впоследствии в его обращениях перед участниками V Симпозиума Совета Епископских Конференций Европы 5 октября 1985 г. и в Европейском Парламенте в Страсбурге, Франции, 11 октября 1988 г. . В предыдущей речи он прямо утверждает, что «Европа не сможет расстаться с христианством как случайным попутчиком, так же как человек не может расстаться с тем, что дает ему основания жить и надеяться, не впав при этом в глубокий кризис», между тем как в последующей он довольствуется простым риторическим вопросом: «может ли Церковь оставаться в стороне от построения Европы, если она глубоко укоренена в составляющих Европу народах, которые она некогда подвела к крещальной купели, так что по сию пору христианская вера является одним из определяющих начал их культуры? ». Иными словами, речь идет об одном конкретном следствии богословской веры, т. е.
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

войтыла родителями фотография нач 20-х | кард кароль войтыла фотография февр 1968 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Восток и Запад в пастырских обращениях Папы Иоанна Павла
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера