> Дело дня: Помогите ребёнку <

Апостольское христианство

  317   318   319   320   321   322   323   324   325   326  327   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337
В начало текстаВ конец текста
В Дамаске до сих пор показывают окно, через которое он бежал, а также Прямую улицу, дом Иуды и дом Анании. Но эти местные предания ненадежны. 415 Гал. 1: 18–24; ср. Деян. 9: 26–27. 416 Деян. 22: 17–21. Очень важно, что в молитве Павел признал свою вину перед «Стефаном, свидетелем Христовым» и совершил публичное покаяние за грех народа в том самом месте, где этот грех был сделан. 417 Деян. 11: 28–30; 12: 25. 418 «Павел покинул Афины, — пишет Фаррар (I. 550 sqq.) , — презираемым и одиноким человеком. Но его посещение не прошло для города даром… Он не основал в Афинах церкви, но церковь там все же выросла — возможно, под заботливым руководством обращенного ареопагита. В следующем столетии эта церковь дала делу Христову многих епископов–мучеников и искусных в слове апологетов (Публия, Квадрата, Аристида, Афинагора) . В третьем веке она процветала в мире и благочестии. В четвертом веке ее посланцы принимали участие в Никейском соборе, а два друга, два великих христианина св. Василий и св. Григорий Назианзин учились в афинских христианских школах благородному искусству риторики. Понадобилось совсем немного времени, чтобы бесчисленные афинские боги растворились в тусклом мерцании отживших верований, не в силах бороться с пронзенными руками, держащими деревянный крест, а богиня–покровительница города, несмотря на свои сверкающие глаза, увековеченные Гомером, и могучее копье, выкованное из Марафонских трофеев, уступила своею девичью комнату смиренной галилейской Деве, Которая делила крышу с плотником из Назарета, — непорочной Матери Господа». Тем не менее Афины отказались от поклонения идолам позже многих других городов Римской империи и никогда не играли заметной роли в истории церкви. Религией этого города было поклонение духу Древней Греции, а не Христу. «Il est bien moins disciple de Jésus et de saint Paul que de Plutarque et de Julien» {« Он гораздо в меньшей степени последователь Иисуса и апостола Павла, чем Плутарха и Юлиана»}, — пишет Ренан в «Апостоле Павле». Глава из его книги, посвященная жизни Павла в Афинах, очень интересна. 419 В Коринфе Павел составил пугающее, но правдивое описание языческой безнравственности ( Рим. 1: 18–32 ) . Этот город был воплощением разврата — даже слово κορινθιάζομαι означает «блудодействовать», a κορινθιαστής — «блудник». В огромном храме Венеры было более тысячи куртизанок, посвятивших себя служению похоти. Бенгель с полным основанием называет Божью церковь в Коринфе «lœtum et ingens paradoxon» ( 1 Кор. 1: 2 ) . См. красочное описание, приведенное Ренаном ( «Апостол Павел», гл. VIII ) . 420 Вайсс ( Bibl. Theol. des N. T., 3d ed., p. 202 ) склоняется к мысли, что послания к ефесянам и колоссянам были написаны во время кесарийского заключения Павла. Того же мнения придерживаются Тирш, Реусс, Шенкель, Майер, Цоклер, Хаусрат. См. Meyer, Com. on Eph. ( 5th ed by Woldemar Schmidt, 1878, p. 18 ) . С другой стороны, Неандер, Визелер и Лайтфут ( Philippians, 3d ed., 1873, p. 29 ) относят оба этих послания к периоду римского заключения. 421 Деян. 28: 30–31. См. тюремные послания. 422 В своих примечаниях к Деяниям 28: 31 Бенгель пишет: «Paulus Romœ, apex euangelii, Actorum finis: quœ Lucas alioqui ( 2 Тим. 4: 11 ) facile potuisset ad exitum Pauli perducere. Hierosolymis cœpit: Romœ desinit».

Похоже, столь внезапное окончание Книги Деяний не случайно, поскольку, как отмечает Лайтфут ( Com. on Philippians, p. 3, note ) , Деяния и Евангелие от Луки поразительно похожи в том, как они начинаются и заканчиваются, да и более подходящего финала нельзя придумать, поскольку отправной точкой Деяний является исполнение обещания о всемирном распространении Благой Вести. 423 А именно, в Ефес ( 1 Тим. 1: 3; 2 Тим. 4: 13, 20 ) , на Крит ( Тит. 1: 5 ) и в Никополь ( Тит. 3: 12 ) . 424 Флп. 1: 26; 2: 24; Флм. 1: 22. Однако эти тексты не позволяют сделать окончательный вывод, поскольку апостол не претендовал на непогрешимость в личных решениях и планах; он колебался между ожиданием и желанием скорой мученической смерти и стремлением еще потрудиться ради братьев ( Флп. 1: 23–25; 2: 17 ) . Возможно, его намерениям посетить Филиппы и Колоссы так и не суждено было осуществиться. 425 Рим. 15: 24, 28. Ренан отрицает, что путешествие на Восток имело место, и полагает, что последнее свое служение Павел нес в Испании или Галлии и в 64 г. по P. X. умер в Риме от меча («Антихрист») . Д–р Пламптре (в предисловии к своему «Толкованию Евангелия от Луки» и в приложении к «Толкованию Деяний») выдвигает остроумную гипотезу, что между Лукой, спутником Павла, и знаменитым поэтом Марком Аннеем Луканом (автором «Фарсалии» и племянником Сенеки) , уроженцем испанского города Кордубы (Кордовы) , есть какая–то связь. Именно в этом он находит объяснение благосклонности Ю.
  317   318   319   320   321   322   323   324   325   326  327   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

иерусалимский кор балдуин принимает почести армян эдессе миниатюра рукописи guillaume tyr historia belli sacri principibus christianis palaestina oriente gesti кон xiii paris 9084 fol | имп генрих антипапа климента iii изгоняют папу григория vii рима смерть папы григория vii миниатюра хроники оттона фрайзингенского 1157 codex jenesis bose fol | орнаментальный инициал перед началом чтений евангелии имп карла великого евангелие годескалька 781–783 paris nouv acq lat 1203 fol | начало евангелия иоанна линдисфарнском евангелии 698–720 lond brit lib cotton nero fol 211 | христос славе окружении евангелистов символов миниатюра евангелия сент-шапель 967–983 paris lat 8851 fol |

Источник текста


Постоянная ссылка: Апостольское христианство
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера