«Мне снится икона...»: иконопись в жизни Анны Ахматовой

  001   002   003   004   005   006  007   008
В начало текстаВ конец текста
Празднование в честь иконы совершается в Неделю Всех Святых. [14] Кладбище является местом паломничества, поскольку там нахо­дятся мощи блаженной Ксении Петербургской в часовне ее имени. Со­гласно житию святой, при строительстве Смоленского храма она по ночам носила наверх кирпичи для его возведения. [15] Как известно, позже останки поэта перезахоронили на Волковом кладбище, на Литераторских мостках. [16] Ахматова присутствовала на панихиде в квартире Блока 8 авгус­та. По воспоминаниям Н. Павлович, на груди Блока покоилась неболь­шая икона Софии Премудрости Божией ( Павлович, 1964: 496 ) . Эту же икону несли за гробом на похоронах ( Голлербах, 1922: 39 ) . Мемуаристы не уточняют, какая именно икона провожала Блока в последний путь, но скорее всего это была новгородская, а не киевская София. [17] Блок умер 7 августа, и его в соответствии с церковным обычаем хоронили на третий день. [18] Ахматова называет Блока " солнцем " , как в свое время Тургенев назвал " солнцем русской поэзии " Пушкина; она подчеркивает и совпа­дение имен, называя Блока просто Александром. [19] Об истории псевдонима Ахматовой см. : Ахматова, 1976: 473-474. [20] Отметим, что, согласно мнению О. Мандельштама, все стихи Ах­матовой " неизменно " являются причитаниями ( Мандельштам, 1987: 210 ) . [21] Само название сборника – говорящее, летописное: " AnnoDomini " " В лето Господне... " . Второй раздел сборника, озаглавленный " MCMXXI " , т. е. 1921, также указывает на летопись: в этом году ис­полнилось ровно 400 лет со времени нашествия Махмет-Гирея. [22] Первые две строки являются цитатой из Псалтыри: " Поклонитеся Господеви во дворе святемъ Его " . Этот стих дословно повторяется в двух псалмах ( см. : Пел. 28: 2; 95: 9 ) . Ради ритмики стиха Ахматова допустила перестановку двух слов: Господеви поклонитеся Во святем дворе Его. Во время прогулки по городу в 1962 году Ахматова отметила, что на фронтоне Владимирского собора проступала сбитая надпись: " Господеви помолитеся во святемъ дворе Его " ( Хейт 1991: 248 ) . Харак­терно также, что это стихотворение следует в книге " Anno Domini " непосредственно за циклом " Библейские стихи " . [23] Празднование спасения Москвы в 1521 году совершается 21 мая. Под " Причитанием " стоит дата – 24 мая. Готовя новое издание " Anno Domini " , Ахматова поставила под стихотворением другую дату – 21 мая, т. е. день празднования иконы Владимирской Богоматери ( Ахма­това, 1976: 473 ) . Скорее всего, стихотворение было завершено 24 мая, но начато – 21-го, да и событийная канва произведения указывает на события 1521 года. [24] Это событие описано в Степенной книге, в Никоновской (Патри­аршей) летописи, а позже оно было включено во Временник (т. н. со­кращенный) . [25] Речь идет о монастыре, основанном супругой великого князя Ди­митрия Донского, Евдокией, в котором она и постриглась. [26] Отметим, что остановить исход святителей и чудотворной иконы призваны наиболее почитаемые представители московской и новгородской святости. Митрополитом Московским, как говорится в летописи, в ту пору был Варлаам, святым покровителем которого был Варлаам Хутынский. [27] См. : Книга степенная царского родословия ПСРЛ. Т. XXI. - СПб., 1908. С. 597-602. Инокиня, которой было видение, осталась зрячей и еще прожила два года. Согласно сказанию, то же видение было двум иногородним вдовицам, которые во время осады скрывались под папертью Георгиевской церкви возле Фроловских врат. Заступни­чеством Богородицы город был спасен следующим образом. Татарам показалось, что вокруг Москвы стоит огромное войско. Посланные раз­ведчики также донесли о неисчислимых дружинах. Татары в страхе отступили ( см. : Поселянин, 1993: 288 ) . Это сказание было широко изве­стно, и Ахматова могла найти его в любом популярном или научном издании, посвященном иконе Владимирской Богоматери. [28] В древнем сказании говорится, что инокиня видела святителей " во освященныхъ одеждахъ " . [29] Ахматова была косвенно связана с преп. Серафимом через " служ­ку Божией Матери и Серафима " – Н. А. Мотовилова. Один из праде­дов Ахматовой, симбирский помещик Егор Мотовилов, происходил из того же рода, что и Н. А. Мотовилов. Ахматова знала это и об этом упоминала ( см. : Ахматова, 1986: 239-240 ) . [30] Преподобная Анна была деканонизирована в 1677 году из-за того, что пальцы ее руки были сложены в двоеперстие. [31] Соединение именно этих двух святых у Ахматовой не случайно: после подтверждения святости Анны Кашинской на кладбище Донско­го монастыря возвели храм в честь преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской ( см. : Ахматова, 2005: 736-737 ) . [32] В одном из писем Ахматова признавалась: " ... с какой тяжелой горечью вспоминаю Коломенское, без которого почти невозможно жить, и Лавру " ( Найман, 1989: 51 ) .
  001   002   003   004   005   006  007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

часовня серафима саровского при соборе софии премудрости божией царском селе | фрагмент оклада евангелия xix найден при раскопках 1989–1991 музей истории москвы | вутиванская икона божией матери фрагмент иконы распятие страсти господни изображением 142 образов богородицы кон xviii нач xix богоявленский собор елохове москва | германовская икона божией матери фрагмент иконы распятие страсти господни изображением 142 образов богородицы кон xviii нач xix богоявленский собор елохове москва | захоронение прапорщиков лейб-гвардии драгунского полка погибших 1877 при новачене церковь вознесения господня враце фотография нач гим |

Источник текста


Постоянная ссылка: Мне снится икона...»: иконопись в жизни Анны Ахматовой
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера