Беседы великих русских старцев, Преподобный Гавриил, старец ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014
В начало текстаВ конец текста
Душа, утомившись, встает и молится, потом опять садится и мужественно принимается за прежнее делание (Святой Иоанн Лествичник, Слово 29 о умной молитве) . Чтобы яснее тебе познать значение внимания для умной молитвы, возьмем другое сравнение. Сердце человеческое подобно лампаде; внимание, сосредоточенное в себе, подобно маслу, наполняющему ее. Когда в лампаде горит масло, от нее исходит свет и тепло; так и в душе, когда внимание занято молитвой Иисусовой, ощущается просветление, теплота, радость. И наоборот, подобно тому, как, если выгорит масло, остается одна только холодная, мрачная, смердящая лампада; так и сердце, когда внимание удалится из него и ум начнет блуждать по разным нечистым предметам, – делается холодным, мрачным, наполненным смердящим дымом греховных помыслов; благодатный огонь угасает и молитва делается пред Богом мерзкой жертвой, подобной молитве братоубийцы Каина.

Итак, если хочешь начать сие священное делание молитвы умной, прежде всего сосредоточься вниманием, молись неисходно в сердце. Так молиться учит нас своим примером святой апостол Павел. Хощу, – говорит он, – пять слове умом моим глаголати... нежели тмы словес языком ( 1Кор.? 14,? 19 ) . Так молиться заповедует и Христос, говоря: Ты, егда молишися, вниди в клеть свою и, затворив двери твои, помолися Отцу твоему в тайне ( Мф.? 6,? 6 ) . Василий Великий: клеть – это сердце, затворить двери – значит сосредоточиться вниманием в сердце.

Не обманывайте себя, – говорит об этом апостол Павел, – ни воры, ни блудники, ни малакии, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые Царствия Божия не наследуют ( см. : 1Кор.? 6,? 9–10 ) , если не покаются и не оставят своего нечестия. И святой Иоанн Богослов учит: в Царствие Небесное не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи ( Апок.? 21,? 27 ) . Сознавая это, и пророк Давид молился: Сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс.? 50,? 12 ) . Невозможно молиться, не очистив наперед сердца от греховных помыслов и пожеланий. Ибо сердце – источник всей жизни человека, и когда оно нечисто, и помышления от него исходят злые ( см. : Мф.? 15,? 19 ) , потому и Христос прямо заповедует: очисти прежде внутренность... чтобы чиста была и внешность ( см. : Мф.? 23,? 26 ) . Если помыслы и пожелания греховные оскверняли сердце и делали его нечистым, то имя Господа Иисуса, произносимое с благоговением, помыслы о Нем, о Его заповедях и Царствии послужат оружием, с силой изгоняющим из сердца все греховные пожелания и недопускающим греху овладеть волей человека.

Зная такую силу молитвы против греха, святой Иоанн Златоуст умоляет христиан, говоря: молю вас, братие, не оставляйте никогда призывания Господа нашего Иисуса Христа, но при всяком занятии в страхе Божием непрестанно трисвятое имя Его произносите.

И апостол Петр заповедал: Господа Бога святите в сердцах ваших ( 1Пет.? 3,? 15 ) . Кто освящает свое сердце именем Господним, у того все чувства бывают святы и для врагов спасения неприступны. У такого сердце делается исходящем живота ( см. : Притч.? 4,? 23 ) , из сердца такого человека истекут, по обещанию Господа, реки воды живой, то есть мысли духовные, полные жизни и мира ( см. : Ин.? 7,? 38; Рим.? 8,? 6 ) . Чтобы достигнуть этой чистоты сердца и свободы его от греховных помыслов, необходимо иметь страх Божий, непритворное смирение, постоянное сокрушение сердечное, терпение во всем, молчание. Последнее особенно советуют святые отцы, сами проходившие подвиг умной молитвы. По их словам, нет ничего возмутительнее многословия, или как они называют – языкоболия, – нет ничего зловреднее болтливого языка; ибо ничто так не расстраивает спокойствия души, как смех и многоглаголивые уста. Отсюда рождаются плотские скверные и суетливые помыслы, которые суть смерть для души, ибо покоряющиеся им не могут уже покоряться закону Божию ( см. : Рим.? 8,? 6–7 ) . Поэтому благо душе того человека, который с пророком Давидом желает, чтобы не говорили уста его дел человеческих ( см. : Пс.? 16,? 4 ) , который возлюбил сладость безмолвия, безмятежной жизни, чтобы предаваться внутренней непрестанной молитве. Многие святые отцы приучали себя к молчанию и тем стяжали Духа Святого. Они всегда радовались, непрестанно в молитве благодаря за все Бога, сердца их были исполнены плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, милосердия, кротости, воздержания ( см. : Гал.? 5,? 22 ) . Итак, молчание есть самый прямой путь, которым водворяется Царствие Божие в сердцах людей, которым являет Господь спасение Свое и благословляет людей Своих миром.

Представьте теперь себе, братие, какое неизмеримое блаженство вкушает человек, соединившись чрез умную молитву с Господом. Как невеста Христова, как родной Ему, он в радости восклицает: уязвлен (есмь) аз любовию к Тебе ( Песн.? 2,? 5 ) , прильпе душа моя по Тебе...
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь трех святителей великих калужской тихоновой пустыни | церковь вознесения господня калаче | калининградский имя святителя николая чудотворца женский монастырь | храме святителя феодора едесского состоялось торжественное богослужение праздник вознесения господня | светлое явное нисхождение божие людям должно иметь радостное начало вводящее нам великий дар спасения таков есть настоящий праздник имеющий началом рождество богородицы концом соединение слова плотью это славнейшее всех чудес непрестанно возвещаемое |

Источник текста


Постоянная ссылка: Беседы великих русских старцев, Преподобный Гавриил, старец Седмиезерной пустыни - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера