Беседы на Евангелие от Матфея, том 1, Беседа 35. Евангелие от Матфея, ...

  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста
И как часто я вам напоминаю: благодать Божия, по учению Православной Церкви, действует и чрез недостойных пастырей. Впрочем, все недостойны, ибо кто смог бы силою своего благочестия восхитить таковую святость, которая почиет на каждом священнике Церкви Христовой? И совершает священник Таинства не силою собственного благочестия или собственного вероубеждения, но только «властью Иисуса Христа». О спасительном даре благодати, проистекающей не от человеческих усилий, но только от воли Бога, сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2: 8–9 ) . Правда, сегодня существуют странные богословские школы, которые учат, что благодать достигается только усилиями. Как будто благодать – как некие анаболики, которыми накачивается атлет-культурист. Для таких полу-пелагианских теоретиков понятие благодати сводится только к понятию энергии (динамис) . И главное, что они выбрасывают из определения благодати, – так это милость, не понимая, что благодать, прежде всего и всегда, – это именно незаслуженная милость. Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» ( Рим. 11: 6 ) . Блаженный Феофилакт так истолковал этот фрагмент из Послания к Римлянам: «Если бы мы благоугождали Богу делами, то благодать была бы уже неуместна; а если есть место для благодати, то нет уже дела и дело уже не есть дело. Ибо где благодать, там не требуется дела; а где дело, там нет благодати». Тем более такое дело, как дело священника, служение священника, должно быть по благодати, ибо никакими собственными напряжениями: воли, чувств и поступков человек не может стяжать столь великого достоинства, как достоинство быть священником Христовым. Посему каждый священник – таковой по благодати, а не по заслугам. Как Златоуст и учил: «Бог не всех рукополагает, но через всех действует». И мы читаем далее: Мф. 10: 42. «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Но кто-нибудь (alius) может привести себе такое оправдание: ″Я встречаю препятствия в бедности своей, недостаток меня удерживает от того, чтобы быть гостеприимным ″. Однако и такое оправдание Господь устранил весьма легко исполнимой заповедью, чтобы мы от всей души подавали чашу холодной воды». Здесь Иероним говорит о том, что любая милостыня – есть милостыня, даже та, которая дается от крайней скудости и нищеты. Впрочем, может быть, только таковая и есть только милостыня. Ибо тот, кто дает от великого достатка, похоже, не дает ничего. Скорее всего, он своей «благотворительностью» покупает себе расположение людей для одному ему известных целей. Похоже, что подлинно духовно богатым может быть только бедный человек.

Впрочем, не всегда бедность приносит человеку благословение, равно как и богатый не всегда может восприниматься погибшим. Нищий спасается смирением, а богатый – обнищанием.

В Книге Притч. есть такая мольба: «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: ″кто Господь? ″ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч. 30: 8–9 ) . Здесь мы видим, что есть крайности и в жизни богатого, равно как и в жизни бедного человека.

Блаженный Феофилакт пишет: « Впрочем, чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, не потеряет награды своей». Действительно! Накормить желудок и напитать душу – разные дела. Конечно, иногда путь к душе человека лежит через его желудок. Сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: ″идите с миром, грейтесь и питайтесь″, но не даст им потребного для тела: что пользы? » ( Иак. 2: 15–16 ) . Но при этом нельзя, проявив заботу о плоти, не позаботится и о душе.

Именно духовные интересы должны лежать в основе любой духовной практики, тогда и освятятся все душевные и телесные начала в жизни человека. Но никак не наоборот! Ибо любая забота о плоти приводит к тлению и не спасает от него, а забота о душе имеет непреходящую ценность в жизни человека. Сказано: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал. 6: 8 ) . В наше время одиночества и разобщенности человек не чувствует себя понятым даже среди домашних своих, среди товарищей по работе и друзей по учебе. Стремительно развивающийся, информационно перенасыщенный мир ошеломляет человека своею глобализационной оглушительной трескотней. Человек перестает быть кем-то и становится чем-то в ряду статистических данных сторонников нового мирового порядка. Человек воспринимается как цифра, обезличенным, лишенным какого-либо духовного содержания, нулем. Душа – как нуль, а цифры кода, личного кода, говорят о чем угодно, только не о душе. Разобщение между поколениями достигает своего апогея, старшее поколение не узнаваемо молодыми, равно как и молодые чужды и непонятны для нас. Благодаря скоростным информационным потокам, ускоренным перемещениям лиц с континента на континент, из страны в страну, мир как бы сжимается, и одна культура наезжает на другую, одна цивилизация замещает собой другую. Но человек именно теперь чувствует себя одиноким, забытым и брошенным. Кто протянет ему руку общения, кто поддержит его?

Мир христианства разобщен и внутренне противоречив, нравственно надломлен под тяжестью веков, едва ли он сможет заменить собою Христа, да он и никогда этого не мог. Богословы контужены античной философией и латинской схоластикой. Мы, священники, слишком заняты сами собою. Кто протянет руку помощи разобщенному человечеству, кто поприветствует тебя, одиноко бредущего через время и пространство к могильной безысходности? Кто наполнит вакуум наших душ духовным содержанием и вдохнет слово надежды в наши одинокие сердца? Его имя мы все знаем! Его имя VIСУС ХРИСТОС!!!

Заканчивая сегодня изучение 10-й главы Евангелия от Матфея, где говорится о тех наставлениях, которые давал Сын Божий Своим апостолам, посылая их на проповедь Евангелия (то есть радостной вести о нашем спасении) , мы, христиане, вновь и вновь должны вспомнить, что положительное содержание христианской проповеди – это Сама Личность Иисуса Христа. Мы должны перестать проповедовать самих себя, отстаивая свои сугубо земные интересы; не надо проповедовать и свою собственную интеллигентность, начитанность, фарисейское законничество и конфессиональную корпоративность.
  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

икона божией матери взыскание погибших молятся при головной зубной боли лихорадке болезни глаз вразумлении отпавших веры православной погибающих детях благодатном браке пристрастия винопитию день празднования февраля | церковь троицы живоначальной при приюте общества попечения бедных бесприютных детях москвы окрестностей | аполлосом беляевым | иуду маккавея | сотворение животного мира мозаика собора сан-марко венеции xii |

Источник текста


Постоянная ссылка: Беседы на Евангелие от Матфея, том 1, Беседа 35. Евангелие от Матфея, глава 10, 38-42. «О несении креста» - читать, скачать - протоиерей Олег Стеняев
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера