РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ФИНЛЯНДИИ: ПРАВОСЛАВНАЯ И ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ФИНЛЯНДИИ: ПРАВОСЛАВНАЯ И КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИИ Иеромонах Силуан (Никитин) 21. 02. 2017 3075 История распространения христианства в Финляндии — это тема, которая и сейчас еще ждет своего исследователя. Несмотря на имеющиеся труды как иностранных, так и отечественных историков, вопрос о христианской миссии с Востока и Запада в русскоязычных изданиях представлен очень слабо, в основном это переводные материалы первой половины XIX века. В данной статье делается попытка максимального освещения вопроса христианизации Финляндии с учетом современных исследований, которые подчас полностью ломают устоявшиеся мнения о знаковых событиях миссии среди финских племен.

Успенский собор в г. Хельсинки Финляндия представляет собой одно из государств Евро­пы, в котором христианство было проповедано доста­точно поздно — в XII–XIII вв. Этому есть многие объяснения, из которых наиболее важными являются удаленность от центров христианского мира и особенности этнического развития.

Современная Финляндия к концу первого тысячелетия по Р. Х. представляла собой малозаселенную и малоприглядную окраину тогдашней ойкумены. Ее прибрежные южные и юго- западные области, омываемые Финским и Ботническим за­ливами представляли собой ареал обитания для финноязыч­ных племен, занимающихся преимущественно рыболовством и охотой. Центральные области современной Финляндии были заняты редким саамским населением, находящимся еще на более низкой стадии развития. По причине рассеянности на значительной территории и малочисленности древние фин­ны не создали единого государства, а постоянно подвергались внешнему влиянию со стороны более развитых народов. Это непосредственно предполагает и влияние на религиозную жизнь древних финнов.

Самое раннее описание религиозности племен, насе­лявших территорию современной Финляндии, мы находим у древнеримского историка Тацита в 98 г. : «… беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях» Самое раннее описание религиозности племен, насе­лявших территорию современной Финляндии, мы находим у древнеримского историка Тацита в 98 г. : «… беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях» [1]. В «Орозии короля Альфреда» конца IX в. уже упоминаются квены, финны (терфиннов) и бьярмы [2], как ос­новные племена соседствующие с восточными территориями скандинавов. В «Истории Норвегии» 1170 г. говорится, что «… на северо-восток простираются за Норвегию многочислен­ные племена, преданные язычеству, кирьялы и квены, рогатые финны, и те и другие бьярмоны» [3]. Данный фрагмент проис­ходит из географического введения к хронике и описывает по­граничные с Норвегией земли на севере Фенноскандии (гра­ница Финляндии и Скандинавии) и их население. Так, кирьялы — это карелы, квены ( фин. kainuu, kainulaiset ) — финское население прибрежной полосы у северной оконечности Бот­нического залива — «Каяно море», территории современной Похьянмаа (шв. Эстерсботния) , а «рогатые финны» — саамы (лопари) , по мнению издателя «Истории Норвегии» Г. Стор­ма, отождествленные автором с сатирами. Бьярмоны же явля­ются жителями легендарной Бьярмии (Перми?) , области про­стирающейся на юго-восточном побережье Белого моря. Важ­но упоминание племени карел, которые во время составления «Истории» проживали на территории Северной Финляндии, то есть еще не были оттеснены на восток. К XII в. стало воз­можным говорить о существовании трёх ветвей населения: «собственно финны», проживавшие на юго-западе страны (сумь, ссуоми) , тавасты — в Средней и Восточной Финляндии (хяме, емь, ямь) , карелы — в Юго-восточной Финляндии до Ладожского озера. В связи с географией расселения и внешнее влияние оказываемое на религиозную жизнь данных народ­ностей было двояким: суоми подпадало под влияние Швеции, карелы — Руси, а хяме занимало промежуточное место.

Стурла Тордарсон в «Саге о Хаконе, сыне Хакона» опи­сывает договор между норвежским конунгом Хаконом Хакон­соном (1218–1263) и св. блгв. князем Александром Невским по поводу разделения сфер влияния в Северной Финляндии. Новгородские послы прибыли в Берген жаловаться на нападе­ния должностных лиц норвежского конунга на кирьялов. К се­редине XIII в. нападения носили обоюдный характер — коре­ла в свою очередь нападала на финнов и норвежских чиновни­ков, предпринимая походы в Финнмарк и отнимая собранную с местного населения дань. Как полагает И. П. Шаскольский, с 40-х гг. XIII в. начинается карельское, а, следовательно, про­русское и православное наступление на запад. Вмешательство новгородцев в эти конфликты в 1251 г. было вызвано попытка­ ми норвежских должностных лиц собирать налоги не только с населявших Финнмарк саамов, но и с кирьялов, «которые обязаны данью конунгу Хольмгардов», что ущемляло инте­ресы Новгорода [4]. В саге говорится, что «продержалось это соглашение недолго» [5], однако, как это убедительно доказал И. П. Шаскольский, частью этого древнейшего соглашения Новгорода и Норвегии является так называемая «Разграни­чительная грамота».
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь прпп сергия германа валаамских при детском доме | часовня сергия германа валаамских при подворье спасо-переображенского валаамского монастыря | свящ сергий булгаков среди преподавателей православного богословского ин-та прп сергия радонежского париже центре 1-го ряда фотография 30-е | крест прп евфросинии полоцкой 1161 мастер лазарь богша оборотная сторона фотография чистякова 1896 архив ин-та истории материальной культуры ран | чудо прп сергия радонежского его рождения икона кон xviii старообрядческий покровский собор при рогожском кладбище москве |

Источник текста


Постоянная ссылка: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ФИНЛЯНДИИ: ПРАВОСЛАВНАЯ И КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИИ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера