Хри­сти­ан­ская личность : Портал Богослов.Ru

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
В начало текстаВ конец текста
Есть прекрасные, но холодные и блаженно равнодушные статуи». Истину персонификации бытия несёт в мир христианство – религия Богочеловека. Поэтому христианская культура породила наивысшую цивилизацию (в которой, вместе с тем, немало ложного и греховного, порождённого человеческим титанизмом) . Христианство вместо античной де-индивидуализации – растворения человека в космосе или в безличной божественности – провозглашает абсолютно личный характер отношения человека с Личным Богом. Это установка на персонализацию мира. Не человек спасается вселенной, а вселенная преображается человеком: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих…» ( Рим. 8, 19 ) . В истории по мере прорастания христианской истины всё больше обнажался богочеловеческий смысл её. Но этот процесс не был однозначным: одновременно с христианским персонализмом в европейской культуре усиливалась антихристианская реакция, в которой сгущались антиперсоналистические стихии.

Персоналистическая направленность христианства впервые стала осознаваться в конце Средневековья. Средневековая культура, казалось бы, подавляла всё индивидуальное и личностное. Но цельный религиозный жизненный уклад выращивал сокровенную духовную основу личности. Средневековое христианство – это эпоха мучительного формирования личности, личностных ценностей, завещанных христианским благовестием. Средневековая духовность создала аскетический «панцирь», ограждающий душу человека от языческого нивелирующего космизма. В охраняющем и ограничивающем лоне средневекового спиритуализма нарождалась духовная индивидуальность. В образах рыцаря и монаха ковался мирской и духовный облик личности. В рыцарской и монашеской аскезе, за оградой обрядов, ритуалов и повинностей формировалось ответственное и свободное существо, предощущающее свои небесные обязанности и взыскующее свои вечные права. Таким образом, в глубине своей средневековье не подавляло личность, но закладывало духовные основы для прорастания личностного достоинства в истории.

Но в сфере христианской культуры была сильна языческая стихия. Обе тенденции сосуществовали и были разъединены ощутимой границей. Рецидивы языческой стихии были узаконены и локализованы в пространстве и времени. Наступали моменты, когда для снятия накопившейся усталости временно ослабевало персоналистическое напряжение духа, и на поверхность жизни выплескивались древние стихии – жизнь превращалась в карнавал. Маска – обязательный атрибут карнавала – скрывает индивидуальное лицо за типичным, личность за личиной. В карнавале отменялись индивидуализирующие границы: человек вновь ощущал себя слитым с природной стихией в образах людей-зверей, людей-растений, антропоморфированных природных явлений. Отменялись структурирующие нормы, и буйство космической плоти захватывало всех в хаотическом вихре, всё перетекало друг в друга и переходило одно в другое. «Карнавал» – это время и место, где происходило временное низведение всего возвышенного и духовного до низменного и плотского. На переднем плане карнавальной жизни – космическое тело, описанное в произведениях Босха и Брейгеля. В этом гротескном теле (согласно М. М. Бахтину) преобладает телесный низ: в акцентировании анально-эротических и пищевых функций, в обилии выпуклостей и отверстий, связывающих тело с природной стихией и нарушающих целостность организма. Тело – песчинка, включенная в круговорот космических смертей и рождений. Рецидивное языческое ощущение тела утверждало его не-индивидуализированность, тело – это всплеск земной стихии, который и возвращается в землю без остатка. В «карнавале» торжествовало вечно обновляющееся природное родовое начало – универсальное и бессмертное, тело же, как и воплощенная индивидуальность, – преходяще, перетекаемо, небытийно по существу.

Самосознание личности в христианском мире впервые началось в Возрождении. Но Возрождение только вскрыло и сделало явным содержание глубинного процесса. В исходе Средневековья человек ощутил необъятные силы собственной индивидуальности – потенциал, накапливаемый средневековой личностной аскезой. Раннее Возрождение было началом христианского самосознания возросшей вдруг личности. Первые импульсы этого процесса были дерзновенными, но духовно чистыми порывами самоопределения христианской личности. Данте, Петрарка, Джотто – на Западе, Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев – в России. Это выражение начального самоощущения христианского персонализма. Но этот процесс активизировал и антиличностную, в том числе и индивидуалистическую, реакцию.

Возрождение оказалось моментом болезненного кризиса – перехода из одного духовного возраста в другой, но и срыва при этом переходе. Возрожденческий человек не столько осознал, сколько почувствовал вдруг необъятные силы индивидуума и влечение к неограничиваемому проявлению этих сил. Это было естественное чувство выхода из-под младенческой опеки в отроческую самостоятельность. Тесные пелены матери-Церкви сняты и с презрением отброшены, человек с упоением начинает двигать членами, ставшими вдруг такими мощными. Зарождается любование собственным величием и силой, своевольной безотчетностью, открывшимися после снятия риз Средневековья. Человек с упоением пробует свои силы во всём и на всём. Напряжение личностного роста срывается в индивидуализм. Возрожденческий индивидуализм перерождается в титанизм и тяготеет к сатанизму. Раскрепощенные и культивируемые в человеке природные стихии захватывают и порабощают его. Рост индивидуалистического произвола явно опережал рост личностного самосознания.

Такого рода расколотость и дисгармония – симптом исторического криза, переходного возраста. Человек Возрождения резко оторвался от предыдущего состояния, от предшествующей культуры.
  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иером даниил фомин фотография нач 50-х | мон-рь люксёй рис бункелина хроники 1665 stuttg hbv 15a 529 | настоятель церкви имя прор илии прот тихон пелих протодиак сергий боскин слева фотография 70-е | иоасаф журманов архиеп тамбовский мичуринский фотография 50-е | церковь честь преображения господня спасо-преображенском мон-ре ярославле заложена 1216 перестроена 1506–1516 фотография 2001 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Хри­сти­ан­ская личность : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера