Хри­сти­ан­ская личность : Портал Богослов.Ru

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
В Святой Троице, наоборот, Ипостаси находятся одна в другой… Лица соединяются, не сливаясь, но совокупно друг с другом сопребывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности… Каждая Ипостась едина есть с другой, не менее, как с самой собой» (св. Иоанн Дамаскин) . «Дело личностей человеческих различно, дело же Лиц Божественных не различно, ибо “Три”, имея одну природу, имеют и одну волю, одну силу, одно действие» (Вл. Н. Лосский) .

Итак, человек – по образу и подобию Триипостасного Бога, личность в человеке прорастает в трёх ипостасных измерениях. Личность – это воипостазированная человеческая индивидуальность, ипостасный центр человеческого бытия. От Бога-Отца человек наделён модусом бытия, самотождеством Я. Ипостасность Сына выделяет индивидуальность, самобытность личности и наделяет её многообразием свойств и состояний. В Духе человек становится вполне человеком, обретая духовное единство в себе и соборное воссоединение с человечеством. Бог-Отец – вдали от нас, Он трансцендентен миру, иномирен, но является основанием мироздания, основой нашего бытия. Бог-Сын – рядом с нами, это Бог близкий, поддерживающий нас Своим присутствием. Бог-Дух – в нас, внутри нашего существа, наполняет и животворит нашу сущность.

Триипостасная сущность личности сказывается и в соборности её природы. Человеческое единение по образу единения Святой Троицы – когда человек соединяет в себе других, и когда человеческая община объединяет всех. Вне соборного человечества человек перестает быть человеком.

Персоналистичность христианства выражается и в основном факте христианского благовестия – Боговоплощении. Принятие Богом мировой плоти указывает на то, что цель творения – соединение Божественного и мирского, духа и плоти, неба и земли, вечности и временности. Мир – арена Божественного творения, преображения бытия. Боговоплощение утверждает самоценность мирского бытия и земной жизни. Но почему Бог воплотился в человеке?

Воплощение Богочеловека раскрывает Личную природу Божества и утверждает божественность человеческой личности: «Каким образом мог бы человек приблизиться к Богу, если бы Бог не приблизился к человеку?.. Сын Божий становится сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим» (Ириней Лионский) . По святоотеческим выражениям: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, Бог воплотился, чтобы человек обожился. В Богочеловеке Божественная и человеческая природа соединена – неслиянно и нераздельно. И Божественное, и человеческое, оставаясь самими собой и не изменяя своей сущности (неслиянно) , соединяются в неразрывное единство (нераздельно) . Богочеловечность Иисуса Христа реально утверждает в бытии те истины, которые открывались и дохристианскому человечеству (в иудаизме, например) : что человек – образ и подобие Божие, венец творения, цель творения Божия. Но Христос благовествует новую истину: Бог в человеке и с человеком здесь на земле. Человеческая душа есть средоточие, сердцевина бытия – Царство Божие внутри вас. Всё разрешается не вовне, а в душе человеческой, которая соединяет и небо и землю, и дух и плоть, и Божественное и человеческое. Эту евангельскую истину выразил Достоевский: в мире дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей!

Какой смысл вкладывается в человеческое естество тем, что воплощается в человеке Вторая Ипостась Божественной Троицы? Сын, Логос, Слово – есть слова Бога-Творца, универсум божественных замыслов о бытии и каждой индивидуальности. Логос содержит в себе логосы вещей и существ, как семена мирового бытия. Бог-Сын, Слово Божие несёт в себе универсум персонифицированных сущностей, порождённых Богом вечных личных духов, духовных монад. В Логосе собраны все явления и существа, как заданности, мысли Божии о каждой сущности, и как именование сотворца Божиего человека – о каждом явлении. «Логос содержит в Себе всё, все логосы (идеи) . Он – Первочеловек, Небесный Человек, человек Бога, по образу Человек. Он – носитель и исполнитель всего Божественного плана» (Ориген) . «Человек есть образ Логоса» (Климент Александрийский) . «Слово вочеловечивается в последние времена, чтобы соединить конец с началом, то есть человека с Богом» (Ириней Лионский) .

Личность как индивидуальная самодостаточная жизнь исходит из Логоса и предстоит непосредственно перед Богом-Сыном. Поэтому воплощается Личность Сына, а не Отца и Духа. И потому Бог воплотился в человеческой личности. Божественная Личность нисходит к личности человеческой и сообщает ей благую весть о божественном достоинстве и небесном призвании человека. Через Сына Творец находит исполнение Своему творческому замыслу, вносит в недра мира творческое личностное начало.

Таким образом, откровение Божественной Троицы и воплощение Божественной Личности в человеке утвердили абсолютность личностного начала в бытии: «Личность – это дарохранительница богоподобия человека» (Ф. А. Степун) . Вечные человеческие души являются точками вхождения в мир Божественной энергии миротворения. Эти духовные монады могут самозакупориться, могут своевольно исказить миротворящий импульс и свою природу, но они не могут перестать быть.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иером даниил фомин фотография нач 50-х | мон-рь люксёй рис бункелина хроники 1665 stuttg hbv 15a 529 | настоятель церкви имя прор илии прот тихон пелих протодиак сергий боскин слева фотография 70-е | иоасаф журманов архиеп тамбовский мичуринский фотография 50-е | церковь честь преображения господня спасо-преображенском мон-ре ярославле заложена 1216 перестроена 1506–1516 фотография 2001 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Хри­сти­ан­ская личность : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера