> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Идеалы Святой Руси Православие.Ru

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Как часто мы слышим, а, может быть, и сами употребляем в своей речи такое словосочетание, как " Святая Русь " . Что люди вкладывают в это понятие? Одни – славные страницы нашей истории, другие – ту коллективную святость, которая была явлена в наших святых, третьи видят ее в симфонии государственной власти и Церкви, четвертые – в миссианском значении России для всего мира и миссианском служении русского народа, пятые – в той жертвенности ради идеалов святости, которую проявляли и проявляют до сих пор русские люди.

Однако каждое из этих определений, взятое в отдельности, так или иначе, в пространственном ли, временном ли, количественном ли исчислении ограничивает наше понимание " Святой Руси " . По всей видимости, мы здесь имеем дело с совокупностью всех этих представлений.

Сегодня, в празднование дня рождения нашего славного града Москвы и церковного чествования святителя Петра, митрополита Московского (вернее, празднование перенесения его святых мощей в 1479 году, которое произошло в день освящения вновь построенного Успенского собора) , мы вновь и вновь должны вспомнить об идеалах " Святой Руси " .

В учебниках по истории, написанных историками-атеистами, в качестве неразъяснимой загадки повествуется о том, как митрополит Петр выбрал Москву для своей первосвятительской кафедры. Москва в начале XIV века была очень маленьким городом, окруженным болотами и лесными чащами, в нем не было ни одного каменного храма. Откуда знать историкам-атеистам, что Сила Божия совершается в немощи ( 2Кор. 12, 9 ) и что " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " ( Иак. 4, 6; 1Пет. 5, 5 ) ?

За несколько десятков лет до этого Москва досталась малолетнему сыну святого благоверного князя Александра Невского Даниилу. В то время, когда удельные князья боролись между собой за великое княжение, святой князь Даниил, не искавший земной славы, основал в честь своего небесного покровителя тихий монастырь на берегу Москвы-реки. Он ни с кем не воевал, не искал покровительства в Орде, но именно его удел стал разрастаться. Благодаря братолюбию, ему достался в наследство город Переславль-Залесский, куда более богатый и величественный, чем Москва.

Вокруг Москвы был, по крайней мере, десяток более крупных городов: Владимир, Ростов, Рязань, Новгород, Тверь, Суздаль и другие. Но именно на Москву обратил свое внимание святитель Петр: во время своих поездок по епархии он, как пишется в его житии, " обрете град честен кротостию, зовомы Москва " . В то время правил этим городом внук святого Александра Невского и сын святого Даниила Московского великий князь Иван Калита.

Близость и взаимопонимание этих двух великих личностей сыграли выдающуюся роль в истории России и заложили фундамент Святой Руси. В истории России " симфония " церковной и гражданской власти не всегда отвечала своему идеалу, но во времена правления благочестивого князя Ивана и святого митрополита она полностью раскрылась в союзе их нелицемерной дружбы и любви.

Митрополит Петр был родом из волынской земли. Еще до его рождения мать будущего митрополита Евпраксия в сонном видении получила от Господа откровение о предызбранности ее сына. В 12 лет он уже поступил в монастырь. Жизнеописатели святителя повествуют о том, что он прошел все этапы монастырского послушания. Но в одном он преуспел особенно – в иконописании. Впоследствии две иконы святителя Петра оказались в иконостасе московского Успенского собора. Одна из них – образ Успения Пресвятой Богородицы – была подарена им митрополиту Максиму, предшественнику на митрополичьей кафедре святителя Петра.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр по благословению игумена оставил обитель и удалился в пустыню. На реке Рате он построил келию и стал подвизаться в безмолвии. По прошествии долгого времени вокруг отшельника стала собираться монашеская братия, и был образован монастырь, названный Новодворским. Здесь же братия воздвигла храм во Имя Спаса.

В Житии святителя говорится о том, что с великой кротостью и любовью он учил братию иноческой жизни. Многое из этих поучений вошло в сохранившиеся три послания святителя Петра к священнослужителям. Особенно в Житии отмечаются дела милосердия игумена Новодворского монастыря: в его обители нищие были желанными гостями. Он сам кормил их, одаривал их иконами своего письма.

О его иноческих подвигах узнал Галицкий князь Юрий Львович, который стал приезжать к подвижнику, чтобы услышать от него духовные наставления.

Когда скончался митрополит Максим, князь Юрий Львович выдвинул в качестве кандидатуры на митрополичью кафедру игумена Петра. В то же самое время святой благоверный князь Михаил Тверской отправил за получением патриаршей грамоты в Константинополь свою кандидатуру.

 001   002
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

совета делам русской православной церкви | совет делам русской православной церкви | делегацией константинопольской православной церкви | делегацией антиохийской православной церкви | делегацией грузинской православной церкви |
Постоянная ссылка: Идеалы Святой Руси Православие.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера