> Помогите ребёнку на реабилитацию <

«Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу» ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста
в Деисус («Небесный двор») : Христу вслед за Богоматерью (Оба – в царском облачении) предстоят воины в одеждах вельмож (церковь монастыря Богоматери Заумской в Зауме близ Охрида, Македония, 1361; церковь вмч. Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония, ок. 1376) . Изображения Георгия-воина включаются в портреты ктиторов, где он выступает покровителем земных правителей, напр. в церкви Богородицы Eвергетиды монастыря Студеница, Сербия (1208–1209) , – вмч. Георгий рядом со святыми Саввой I и Симеоном Неманей; на зап. стене церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318) , – Георгий дарует меч кор. Милутину.

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и визант. традиции изображения триумфа императора. Различаются неск. вариантов: Георгий-воин на коне (без змея) ; Георгий-змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии») ; Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо вмч. Георгия с отроком») . О том, что эти иконографические типы не дублировали друг друга, а воспринимались самостоятельно, свидетельствуют произведения, где одновременно присутствуют неск. вариантов изображения Георгия на коне. В числе ранних примеров – фреска XII–XIII вв. скального храма «Трех всадников» в Эски-Кермене (Крым) , где отдельными изображениями представлены фигуры (слева направо) : Георгий-воин (фронтально, с поднятым копьем в правой руке, со щитом за левым плечом, в левой руке – поводья) , Георгий-змееборец и Георгий со спасенным из плена отроком, сидящим за спиной святого на крупе коня. Фреска, созданная, очевидно, греч. мастерами, являлась чтимой святыней греч. населения Крымского п-ова.

В визант. искусстве образ Георгия-змееборца, основанный на апокрифическом источнике, встречается редко (стеатитовый рельеф XII в., Художественная галерея Уолтерса, Балтимор, США; фреска в церкви Св. Врачей в Кастории, Греция) XII в. (; мозаичная икона) кон. XIII – нач. XIV в., Лувр, Париж () . Известен также ряд изображений Георгия-воина на коне (без змея) : с поднятым вверх копьем в правой руке и со щитом за левым плечом, в развевающемся за спиной плаще, – в позолоченном медальоне на дне визант. серебряной чаши с двойными стенками с чеканкой и гравировкой (XII в., найдена в сер. XIX в. вблизи г. Берёзова в Зауралье) ГЭ () ; Георгий – в центре композиции, представляющей «придворный праздник» (окружен изображениями царицы, слуг, музыкантов, танцоров, реальных и фантастических животных и масок) . Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204–1359) упоминает об изображении Георгия на коне, находившемся на стене имп. дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в Константинополе (XII в. или 1-я пол. XIV в. ; Niceph. Greg. Hist. VII 5) . Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.) указывает, что в праздник Рождества Христова среди проч. военных знамен в палату императора вносили 2 хоругви – с изображением Георгия-всадника и Георгия-змееборца ( Ps. -Codin. De offic. P. 48, 4, 282 sq. ) . Георгий-воин на коне (без змея) с эпитетом в посвятительной надписи: «Никифорос» (Победоносец) – представлен на фреске нач. XIII в. в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари.

Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура которых была ближе к народным традициям, особенно в М. Азии, Южной Италии (в росписях пещерных храмов – крипты Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни, XIII в. ; Санта-Мария в Поджардо, XII в. ; Сан-Никола в Фаджано, XI в. ; Сан-Никола) оба типа – с драконом и без него ( и Санта-Маргерита в Моттоле, XIV в. ) и Др. Руси. Источники сюжета неясны, находят параллели в житиях др. святых ( напр., вмч. Феодора Тирона ) , но связаны прежде всего с именем Георгия. Различаются 2 основных извода: краткий (Георгий поражает змея) и распространенный или сложный (неск. вариантов: с царевной, с царевной и изображением города с жителями; самый ранний из известных примеров – фреска церкви вмч. Георгия монастыря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара, 60-е гг. XII в. – с утратами) . Наиболее ранние изображения встречаются на Востоке в росписях пещерных храмов Каппадокии: Капелла VI в Гёреме (кон. IX – нач. X в.) ; Капелла XXVIII близ Каранлык-килисе (XI в.) ; церковь св. Варвары в Соганлы (нач. XI в.) и др.

Особенностью балканских и критских памятников поствизант. периода являются 2 детали композиции «Чудо о змии»: хвост дракона обвивает задние ноги коня; царь с башни протягивает Георгию ключи от города, иногда на башне также изображаются трубящие глашатые.

Композиция «Двойное чудо» объединила 2 наиболее известных посмертных чуда Георгия – «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: ГЕОРГИЙ изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо) , поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, – небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

феодора сикеота | дворец дадиани ныне гос музей зугдиди | перенесение мощей преподобного феодора сикеота | свт николай мирликийский камея кон гммк | мстислав феодор мстиславич |
Постоянная ссылка: Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу» (комментарий в аспекте культуры) — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера