Источник текста

Крестовоздвиженский храм в Самаре - 16.11.14-22.11.14 Неделя 23-я по Пятидесятнице


Международный день терпимости к чужому мировоззрению. « Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему ». В последнее время резко растёт вокруг нас число случаев проявления нетерпимости. Да устоим мы перед искушением! 18 5 ноября: Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917) . 20 7 ноября: Преподобного Лазаря Галисийского (1053) .

Всемирный день детей. « Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное » ( Мф. 18: 3 ) , - сказал Господь. Детская вера искренна, крепка, смирена и дерзновенна. Дети легко осваиваются в любой новой обстановке, и таким образом способствуют примирению всей своей семьи с новыми людьми и обстоятельствами. К детям легко можно отнести слова « блаженны кроткие, ибо они наследуют землю » и ряд других заповедей блаженства. И вместе с тем, они являются наиболее незащищёнными. Давайте в этот день особо помолимся за всех детей, за их счастье и дружбу, которая бы перерастала в дружбу взрослых. 21 8 ноября: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. 22 9 ноября: Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (10в) .

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. « Дивен Бог во святых Своих ». Вечная им память и слава! Еф. 2: 4-10 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Лк. 8: 41-56 41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

Апостольское чтение недели ( Еф. 2: 4-10 ) напоминает нам о Божьей любви к людям и о благодати. Весь род людской находился в состоянии духовной смерти и порабощении злу. Но пришёл Спаситель, по Своей великой любви оживотворил и освободил нас, даже « посадил на небесах во Христе Иисусе ». Через веру нашу спасает нас благодать Господня, но это — Божий дар, а не наша заслуга. Поэтому не следует хвалиться своими добрыми делами, наставляет апостол. Это Бог создал нас способными к деланию добрых дел, и не только создал, но и воссоздал во Христе Иисусе, когда мы попали в полное рабство злу и греху. И до сих пор Бог направляет нас на путь добродетели Евангельским учением и многими святыми примерами, но много таких, кто не хочет слышать Господа и даже гонит Его от себя.

Главная истина воскресного евангельского чтения ( Лк. 8: 41-56 ) заключается в том, что твёрдая и смиренная вера в Иисуса Христа всегда получает требуемую помощь. Вера смиренная. Иаир бросается со своей просьбой к ногам Иисуса. Кровоточивая женщина хочет только прикоснуться к краю одежды Спасителя. И вместе с тем, вера дерзновенная и уверенная. Иаир продолжает верить даже тогда, когда, казалось бы и смысла в этом уже нет, - когда все говорят, что дочь уже умерла. Вера испытуется. Господь задерживается по пути к Иаиру, когда, кажется, важна каждая секунда. И в такой момент надо уметь и смиренно ждать, и, тем более, не возненавидеть тех, ради которых происходит задержка. Будем же стяжать в вере смирение, уверенность, дерзновение и терпение.

Господь показывает: благодать не урвёшь украдкой. Иисус специально останавливается для того, чтобы женщина могла открыто объявить о своём поступке, и только после этого говорит ей: « дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром ». Если бы женщина не открылась, вероятно, благодать отошла бы от неё, и болезнь вернулась. А ей было очень непросто рассказать о своём состоянии и своём поступке.

Придя в дом Иаира, Иисус сказал: « Не плачьте; она не умерла, но спит », « и смеялись над Ним ». Как часто мы осмеиваем то, что превосходит наше понимание. Как часто мы, если и не осмеиваем, то пренебрегаем словами Господа. Да откроются наши сердца вере в Бога и вере словам Его.

Митр. Владимир (Иким) . Не бойся, только веруй Благо тому дому, в который приходит Христос Спаситель. Нет такой беды, которую не превозмог бы Победитель смерти, нет такой утраты, которую бы не восполнил Даритель вечности, и нет такой печали, которую бы не исцелил Утешитель скорбящих. Там, где Господь, слезы сменяются радостью, торжествует надежда, отчаянье уступает место ликованию.

Вот так же скорбен был дом благочестивого Иаира до того, как на его порог ступил Сын Божий. В этом доме умирала от тяжелой болезни единственная дочь Иаира, двенадцатилетняя девочка. И как горько было отцу и матери видеть ее мученья, читать в ее глазах безмолвную просьбу: «Помогите! » Чем могли родители помочь умиравшей дочери? Разве способен земной человек спасти от смерти ближнего своего? Но вот в сердце Иаира проснулась надежда – он услышал, что вблизи его дома находится великий Исцелитель, могущий одним словом излечить самые тяжелые недуги. Незадолго до того Сын Человеческий изгнал легион бесов из гадаринского одержимого. Весть об этом чуде потрясла иудеев. Сам исцеленный ходил по Десятиградию, рассказывая о явленной ему милости Божией – и те, кто раньше видел его звероподобным рычащим существом, изумлялись – так спокоен и величаво красив стал он, облеченный в светлые одежды, так разумны и проникновенны сделались речи бывшего бесноватого. По его слову уверовали в Спасителя, и когда возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. Среди таких уверовавших и надеющихся оказался и Иаир, отец умиравшей девочки. Он надеялся, что исцеливший ужасного бесноватого Сын Человеческий смилуется и над больным ребенком. Движимый скорбью и упованием, он пробился сквозь окружавшую Спасителя толпу, и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом ( Лк. 8: 41 ) . Иаир был начальником синагоги, учителем народа, пользовался всеобщим уважением и почетом, но вот, смиренный горем, он на глазах всего города упал к ногам неведомого Пришельца. И как возликовал Иаир, когда Христос снизошел к его смирению, согласился посетить его дом! «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит», – говорит Преподобный Иоанн Лествичник.

Спаситель шествовал к дому Иаира медленно, потому что Его пути мешала жаждущая чудес толпа. В это время к Иаиру, сердце которого учащенно билось от нетерпения, подошел слуга, сказавший: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» ( Лк. 8: 49 ) . Снова несчастный отец оказался на грани отчаяния, но Спаситель ободрил его: «Не бойся, только веруй» ( Лк. 8: 50 ) . На что, казалось бы, оставалось надеяться Иаиру? Все кончено, дочь умерла. Однако слова Спасителя вдохнули в Иаира мужество – и вопреки всякой очевидности, всем доводам рассудка он продолжал веровать. Такая вера есть подвиг в очах Господних, и Сын Божий не умедлил с наградой верному. «Она не умерла, но спит» ( Лк. 8: 52 ) , – сказал Спаситель, ступив на порог дома, где покоилось бездыханное тело девочки. Родственники и знакомые Иаира, пришедшие разделить его горе, ответили на эти слова Спасителя горьким смехом. Они доверяли только своему рассудку, который говорил: тот, кто не дышит, у кого не бьется сердце, чье тело успело похолодеть, – мертв и никогда не встанет. Таковым Господь не являет чудес, ибо они недостойны их.

Спаситель выслал вон ( Лк. 8: 54 ) всех этих маловеров. В доме остались только Апостолы Христовы и родители девочки, чья любовь была сильнее доводов холодного рассудка. Взяв ребенка за руку, Господь возгласил: «Девица! Встань! » ( Лк. 8: 54 ) . И она встала – живая, радостная и просветленная.

По вере родителей Сын Божий совершил чудо телесного воскрешения их дочери. Евангелие говорит нам о том, каким образом это произошло: возвратился дух ее ( Лк. 8: 55 ) . В этом – благая весть о бессмертии нашем. Тело человеческое, взятое из земли, возвращается в землю. Но дух человека, рожденный дыханием Божиим, нельзя уничтожить, – он не может сгнить, смешаться с землей, бесследно исчезнуть – он переходит в вечность. Эту-то бессмертную частицу вернул Спаситель в тело дочери Иаира, совершая чудо воскрешения.

Никому из нас неведомо, в какой день и час призовет нас Господь. Дочери Иаира исполнилось всего двенадцать лет, когда она переступила порог смерти, и лишь по особой милости Спасителя продлилась ее земная жизнь. Есть несметное множество примеров того, как внезапно уходят из этого мира люди в расцвете молодости, здоровья и сил. Как бы крепок и бодр ни был человек, пусть не думает он: «У меня еще есть время обратиться ко Господу», пусть не откладывает на ненадежное «завтра» труд своего спасения. Сегодня и сейчас совершенное доброе дело может оказаться тем крылом, которое вознесет нас к вечному блаженству. Сегодня и сейчас совершенный грех может превратиться в тот камень, который увлечет нас в адскую бездну. Об этом предупреждает нас святой Апостол Иаков, говоря: «Вы... не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак. 4: 14 ) . Эта временная жизнь ценна не сама по себе, но как дарованная нам Всевышним драгоценная возможность возрастить свои души в Богопознании, украсить их благочестием, омыть покаянием и смирением, дабы соделаться достойными Царства Небесного. Будем же дорожить каждой минутой быстротекущего бытия для духовного преуспеяния, зная, что труд наш не тщетен пред Господом ( 1 Кор. 15, 58 ) . Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово после утреннего богослужения в четверг первой седмицы Великого поста, 10 марта 2011 г., в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», — молимся мы неоднократно словами молитвы святого Ефрема Сирина. И в этих прошениях вспоминается особая добродетель — терпение.

Что говорят о терпении святые отцы? «Терпение есть корень всех благ», — учит нас святитель Иоанн Златоуст. «Кто не имеет терпения, тот лишен всякого упования, а потому умоляю всякого приобрести терпение, чтобы спастись», — говорит нам тот же святой преподобный Ефрем Сирин. А у святого Иоанна Кассиана Римлянина мы встречаем повествование об авве Пинуфии, который учил учеников своих многим важным добродетелям и подчеркивал, что терпение не следует связывать с добродетелью окружающих. Ибо если к нам добродетельно относятся, то в чем же наше терпение?

Эти святоотеческие свидетельства говорят о том, что добродетель терпения имеет особое значение для духовной жизни человека. Терпение есть способность реагировать на касающееся нас зло, не теряя присутствия духа, не растрачивая своей внутренней энергии, не впадая в ропот, в гнев, в злобу, в желание отомстить. Иногда терпение связывают со способностью человека управлять своими эмоциями. Про такого говорят: он волевой человек, он способен не раздражаться, не гневаться в ответ на обращенное к нему зло. Несомненно, воля присутствует в наших попытках стяжать терпение, но терпеливый человек необязательно должен быть волевым, потому что терпение есть состояние духа. Всякий волевой человек в какой-то момент не выдерживает неправды, оскорблений, обид. И воли не хватает, и терпение заканчивается, потому что терпения и не было, а была воля или хорошее воспитание.

Что же такое терпение? «Корень всех благ», — повторяем мы слова Златоуста. Но причиной всего доброго и благого терпение может быть лишь тогда, когда оно становится состоянием нашей души. А это возможно, если человек ведет религиозный образ жизни. Уже неоднократно приходилось говорить о том, что это тот образ жизни, в центре которого — Сам Бог. Как свидетельствует Ефрем Сирин, если мы уповаем на Бога, то имеем терпение.

Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Бог защитит и Бог восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает внутреннее состояние нашей души от всяких внешних злых и греховных обстоятельств, и терпение становится ступенью на пути к Царствию Божию.

Терпеливый человек — тот, кто уже стяжал в себе Духа Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, потому что даже самые страшные и опасные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом смысле мы говорим о терпении как о добродетели. Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом и неправдой. Терпеливый человек — это не тот, кто плывет по течению, кто меняется в соответствии с требованиями окружающего мира. Этот человек, который сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце присутствует отблеск Божественного Царства.

Терпение как добродетель возвышает нас над суетой мира. Терпеливый человек обретает иной угол зрения на все, что видит, и иную точку отсчета, иную способность оценивать происходящее. В каком-то смысле терпение всегда является мудростью, отличающей человека от тех, кто мудростью не обладает. И потому так понятны слова Спасителя, которые мы читаем в Евангелии: «Терпением стяжите души ваши» ( см. Лк. 21, 19 ) . Терпением созидается духовная сила человека. Вот почему святой преподобный Ефрем и упоминает терпение в своей замечательной молитве, и каждый день не единожды в течение Великого поста мы просим Господа: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему». Аминь.

Иеромонах Мефодий. Архангел Михаил, Ангел Хранитель Ныне Cвятая Церковь прославляла архангела Михаила и прочих бесплотных сил. Этот день близок каждой верующей Христианской душе, ибо в него прославляем мы и своего небесного друга и покровителя — Ангела-Хранителя.

Об Ангелах-Хранителях свидетельствует нам само Священное Писание: «Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». ( Евр. 1: 14 ) . Ангел-Хранитель - это друг, который никогда не изменяет человеку, который приставлен к нему от двери крещения до двери гроба. Ангел-Хранитель - это друг, на которого одного только можно в жизни положиться Христианину ибо все, что окружает нас здесь, на земле - все это пар, прах и пепел, изменчивое непостоянство. В страшный час смерти Ангел-Хранитель, - верный помощник, верный свидетель о всем том добром, что мы сотворили на земле, о всем том, что делает нас достойными звания человека. Но слишком далеки мы в жизни от своего Ангела, как далеки и вообще от всего невидимого и духовного. Мы верим только в то, только то признаем, что можно видеть глазами, осязать руками. Мы маловерны и немощны в вере. И обрести путь к своему Ангелу-Хранителю - одна из задач нашей духовной жизни. А этот путь можно обрести не воображением и фантазией, которые, увы, часто только портят нам в жизни духовной, а непрестанным подвигом очищения сердца. Только чистые сердцем узрят Бога, только чистым сердцам открывается духовное ведение. И истинный путь к небесному нашему помощнику и другу - путь очищения сердца и борьбы с грехом.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Крестовоздвиженский храм в Самаре - 16.11.14-22.11.14 Неделя 23-я по Пятидесятнице |
Крестовоздвиженский храм в Самаре - ...
... сайта Самарская епархия, Безымянское благочиние Крестовоздвиженский храм в Самаре 16. 02. 14-22. 02. 14 Неделя о блудном сыне На этой седмице: Седмица мясопустная. Седмица называется так потому, что этой седмицей (в последующую Неделю) воскресенье (о Страшном суде) заканчивается вкушение мяса перед Великим постом. 16 3 февраля: Попразднство Сретения Господня. Праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I) . Иконы Божией Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Почи́нки. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912) . Когда по своему желанию иеромонах Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате, проповедь Евангелия там казалась невозможной. По словам о. Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, культуру Японии. Первым японцем, обращённым в христианство о. Николаем, стал синтоистский священнослужитель Такума Савабэ, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его, т. к. ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Крестовоздвиженский храм в Самаре - 16.11.14-22.11.14 Неделя 23-я по Пятидесятнице
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"