> Помогите ребёнку на реабилитацию <

«Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу» ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
eglises et monast? res. P. 69–78; Howell D. St. George as Intercessor Byz. 1969. T. 39. P. 121–136; Mark-Weiner T. Narrative Cycles of the Life of St. George in Byzantine Art: Diss. N. Y., 1977. 2 vol. ; Idem. Ann Arbor, 2003; Balboni D. Giorgio BiblSS. Vol. 6. P. 512–525; Aubert R. Georges de Lydda (50) DHGE. T. 20. Col. 633–641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George REB. 1995. T. 53. P. 295–326; Calki-StefЈnou P. O? “Agioi Ge? rgioi. Aq»na, 1996. S. 45–62; Lљkkoj E. P. TЈ monast»ria toа `Ellhnismoа. PeiraiЈj, 1997. T. 1. S. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. S. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409.

Почитание у южных славян через византийское посредство стало известно еще до офиц. принятия христианства. Георгий был посвящен один из древнейших храмов Софии (Сердики) – ротонда VI (?) в.

Имя Георгий в средние века и в наст. время является одним из популярнейших в регионе. Однако оно не вошло в ономастикон правящей болгарской династии ни в эпоху 1-го Болгарского царства, ни в правление Асеней (1186–1279) , хотя известны представители боярства, носившие это имя, напр. Георгий Войтех, возглавивший в 1172 г. болгарское восстание против византийского владычества. Верховные правители с этим именем (происходящие из боярского рода Тертеров) появляются только в последней четв. XIII в. : цари Георгий I Тертер (1280–1292) и его сын Георгий II Тертер (1321–1322) .

Георгий пользовался особым почитанием среди членов династии Неманичей. В Житии св. Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя) , написанном его сыном, кор. Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде Георгия, освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть ( Стефан Првовенчани. С. 24, 26, 28 ) . В память об этом событии в 1167–1170 гг. ( или в 1-й пол. 1171 ) Неманя построил монастырь Джурджеви Ступови на Лиме (Там же. С. 143–144) . В нач. XIV в. этот монастырь обновил кор. Стефан Драгутин и впоследствии был там погребен (Марковиz. С. 83) . Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя вмч. Георгия в Будимле на р. Лим, где находится гробница Стефана ( Там же. С. 76; Цанак-Медиz. С. 20 ) . У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд серб. удельных правителей, напр. дуклянский кор. Георгий (1208–1216) , сын Вукана, внук Стефана Немани. Свт. Савва Сербский построил во имя вмч. Георгия монастырь Ораховица, возобновленный в нач. XIV в. кор. Стефаном Урошем II Милутином (Марковиz. С. 67) . По свидетельству летописей, кор. Драгутин построил монастырь во имя вмч. Георгия в Ломнице (Там же. С. 85) . Георгию посвящена и возведенная в 1318 г. задужбина Милутина – монастырь в Старо-Нагоричино близ Куманова (Там же. С. 90–91) . На рубеже XIII–XIV вв. кор. Милутин, а в посл. трети XIV в. Вук Бранкович покровительствовали монастырю Георгия Скорого близ Скопье (Грамоти. С. 124–176) . Ко времени правления Милутина относится и первое упоминание монастыря во имя вмч. Георгия в Уложиштах (Марковиz. С. 97–98) , а в правление его сына Стефана Уроша Ш (св. Стефан Дечанский) (1321–1331) упоминается соименный монастырь в г. Маглич на р. Ибар (Там же. С. 101) . Между 1382 и 1385 гг. серб. иноки знатного происхождения Антоний (Багаш) и Герасим (Радоня Бранкович) возобновили на Афоне монастырь св. Павла Ксиропотамского, посвященный вмч. Георгию (Суботиz. С. 254) . В Хиландаре находится чудотворная икона Георгия, упоминаемая в письменных источниках с XVI в.

В честь Георгия построено большое число церквей и монастырей в Болгарии и Македонии, а также монастырь Зограф на Афоне, в котором хранятся 2 чудотворные иконы великомученика. Из др. монастырей, посвященных вмч. Георгию, следует назвать монастырь Георгия Скорого (Горг, Горгос) близ Скопье, бывший объектом богатых пожалований болгарских и серб. правителей в XIII–XIV вв. (Петров. С. 242–250) , Кремиковский в окрестностях Софии, возобновленный в кон. XV в., Волковийский в Горни-Пологе ( Поп-Атанасов и др. С. 47–48 ) , Гложенский («Киевский») с чудотворной иконой близ с. Гложене на горе Лисец ( Стара-Планина ) и др.

С болгарскими монастырями, посвященными вмч. Георгию, связан ряд преданий о чудотворных иконах великомученика. Наиболее известны существовавшие не позднее 1-й пол. XVIII в. сказания о чудотворных иконах Георгия в Зографе, зафиксированные в т. н. Зографской хронике или «Сводной Зографской грамоте» (Иванов. С. 541–542) и В. Г.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

экседра кон нач базилике сан-джорджо-маджоре неаполе | алтарная преграда | георгия акрополита | гложенский мужской монастырь имя вмч георгия | венанция фортуната |
Постоянная ссылка: Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу» (комментарий в интересах нации) — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера