Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 | Сайт протоиерея Олега Стеняева

  070   071   072   073   074   075   076   077   078   079  080   081   082   083   084   085   086   087   088   089   090
В начало текстаВ конец текста
Редактор «Миссионерского Обозрения» чинов­ник особых поручений при обер-прокуроре правитель­ствующего синода Скворцов констатирует, что богословие Греко-Российской Церкви конца XIX – начала XX века нуждается в очистке от латинской закваски. Он писал, что «болезненность в организме, недуг действительно есть, этого я не отрицаю. Для излечения этой болезни необходима со­вместная работа духовенства и мирян. Мы, например, миряне, не живем приходскою жизнью; богословие наше проникнуто западными началами. Многие стороны жизни чужды христианства» 230 (. А вот что писал в середине XIX века русский патриот и славянофил Ю. Ф. Самарин: «Ошибка, сделанная в са­мом начале, при переходе на чужую почву, отозвалась тремя неизбежными результатами. Во-первых, школа антилатинская приняла на себя закваску протестантс­кую, а школа антипротестантская – закваску латинс­кую; во-вторых, как следствие этого, каждый успех од­ной школы в борьбе с ее противниками постоянно об­ращался в ущерб другой школе, давая против нее ору­жие тому противнику, с которым она имела дело; в-третьих, и это важнее всего: западный рациона­лизм просочился в православную школу и остался в ней в виде научной оправы к догматам веры в форме доказательств, толкований и выводов» 231) . Теперь посмотрим, что писал о метаниях нашей отечественной богословской мысли известный православный библеист профессор А. П. Лопухин: «Коль скоро нам… приходится определить, в ка­кое отношение мы должны стать к римскому католи­цизму и протестантизму, то наша мысль начинает ко­лебаться, и история развития нашей богословской мыс­ли показывает, что мы не выработали в этом отношении самобытности и независимости, которая теорети­чески считается присущей православию. Известно, что в нашей богословской мысли постоянно проходят два течения, которые из русла православия заходят иногда даже в пределы инославного миросозерцания, и при­том одно окрашивается протестантизмом, другое – римским католицизмом. Явление это не новое. Оно за­метно выразилось еще в то время, когда великий царь-преобразователь впервые сблизил нас в общественном и политическом отношении с Западом. Два его вели­ких сподвижника, Феофан Прокопович и Стефан Явор­ский, выступили представителями этих двух направле­ний, и с того времени эта раздвоенность постоянно да­вала о себе знать прежде всего в области богословской мысли, конечно, но она в то же время сказывалась и во всей нашей общественной жизни и мысли» 232 (. Поистине, как сказал премудрый Соломон: «Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас») Еккл. 1: 10 (. Похоже, что наши доморощенные модернисты, в какие бы одежды они ни рядились, наступают на те же самые «грабли», на которых споткнулась, поскользнулась и опрокинулась богословская мысль конца XIX – начала XX века. То есть, как бы ни металась мысль старинных и современных нам модернистов между католической схоластикой 233) и протестантским рационализмом, она остается зловредной и опасной не только для богословской науки как таковой, но и для всей Русской Церкви и, следовательно, для всего нашего государства. И это мы видим на примере падения «Первого Рима» в ересь латинства, «Второго Рима» – в соблазны уний и «Третьего Рима» – рухнувшего в пропасть безбожия и нигилизма.

Сказано: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2: 26 ) . «Тело» – суть аллегорически государство, а «дух» его, следовательно, – Церковь; и если тело рушится и погибает, то только от болезни духа. Посему отход от Православия есть начало конца нашей русской нации, а возврат к православности мировосприятия – начало ее возрождения. Преподобный старец Серафим Саровский видел одно наше преимущество в Православии, он учил: « Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского… » 234 (И монах-провидец Авель, живший в XVIII веке, некогда изрек: « Но потом свершатся надежды русские. На Софии, в Царьграде, воссияет крест православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин небесный» 235) . То есть мы или воскреснем во Христе и со Христом, или погибнем без Него и без осознания Его, Бога, власти и приоритетов. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: « Европейские народы всегда завидовали России и старались сделать ей зло. Естественно, что и на будущие века они будут следовать той же системе. Но велик Российский Бог. Молить должно великого Бога, чтоб Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру… Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро.
  070   071   072   073   074   075   076   077   078   079  080   081   082   083   084   085   086   087   088   089   090
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

икона божией матери казанская молятся прозрении слепых очей избавлении нашествия иноплеменных является заступницей тяжелые времена благословляют вступающих брак день празднования июля октября | книжники фарисеи искушают иисуса христа миниатюра четвероевангелия царя иоанна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 233 | исцеление сир военачальника неемана прор елисеем роспись прор илии ярославле 1680 артель гурия никитина | купальня вифезда иерусалиме иисус христос исцеляет расслабленного миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 225r | данное младенцу имя илия крепость господня определило всю его жизнь малых лет посвятил себя единому богу поселился пустыне проводил жизнь строгом посте богомыслии молитве призванный пророческому служению при израильском царе ахаве пророк стал пламенн |

Источник текста


Постоянная ссылка: Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 | Сайт протоиерея Олега Стеняева
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера