Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский - ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста
Следует обратить внимание, что эта молитва (на херувимской) не является единственной из литургийных молитв, выражающих ту же истину. В возгласе священника перед освящением Св. Даров » Τα αχ έκ τών σόόν σοι προαφέρομεν, κατά πάντα, και δια πάντα « (Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся) 102, очевидно, слову » Σοί « (Тебе) соответствует в молитве на херувимской слово » Προσδεχόμενος « (Приемляй) , группа слов » Τα σα έκ των σών « (Твоя от Твоих) – слову » Προσφερόμενο; » (Приносимый) . Только слова « Προσφέρομεν » ( слав, „приносяще”, русск. „мы приносим” ) и προσφέρων (Приносящий) означают разных приносителей: в первом случае – приносящих святое возношение (άναφοράν) священнослужителей, во втором же случае – Самого Приносящего Бескровную Жертву Христа. Св. Василий Великий утверждает, что одни мы враждовали против Бога, прилепившись греху, но не Бог, ибо Бог Отец отпустил нам грехи еще прежде послания в мир Своего Сына: „Как душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи? – Если усмотрит в себе расположение сказавшего: „неправду возненавидех и омерзих” ( Пс. 118, ст. 163 ) , потому что Бог, для отпущения наших грехов ниспослав Единородного Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем” 103. Св. Иоанн Златоуст в Толковании на 2-е послание к Коринфянам (беседа XI) говорит, что не Богу надлежит примириться с нами, но нам с Богом, ибо „не Бог враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует” 104. В своих рассуждениях Николай Мефонский ссылается на св.

Григория Богослова: „По какой причине Кровь Единородного приятна Отцу (τίς ό λόγος μονογενούς αίμα τέρπει Πατέρα) , Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием” 105. Таким образом сотериологические высказывания Николая Мефонского сводятся к выяснению двух положений: 1 (о принесении Спасителем жертвы Святой Троице и единстве всего домостроительства, Святой Троицей совершаемого, и 2) о возвышенном характере примирения человечества с Богом. Оба эти положения основаны на двух других непререкаемых отеческих истинах: 1 (о единстве действования Святой Единосущной и Нераздельной Троицы и 2) о недопустимости применения антропоморфных выражений в буквальном смысле к Богу. Эти четыре положения, составляющие сущность сотериологии Николая Мефонского, благодаря своей общности могут иметь методологическое значение для построения всякой православной сотериологии.

Николай Мефонский рассматривает софизм, основанный на антиномичности конечного и бесконечного, временного и вечного, и лежавший, должно быть, в основании рационалистических воззрений Сотириха на Евхаристию.

Нельзя говорить о жертве, принесенной за нас однажды, что она была принесена Богу на время (χρονικώς) и сейчас перестала действовать. То, что Богом сделано здесь во времени, в ином мире пребывает в вечности (ό αίων) и должно рассматриваться под категорией вечности. „Поэтому и бывающее у нас здесь временно, в будущем веке не будет таким, но станет вечным для каждого, и от того мы или получим вечную жизнь или вечное наказание” 106. „Что препятствует нам называть однажды совершенное здесь для нас спасение, а там вечно предстоящее лицу Божию ( Евр. 9, 24 ) , вечно совершаемым (διαγωνίως τελούμενον) , а потому и дарующим нам вечное избавление – (λύτρωσιν αίωνίαν) ( Евр. 9, 12 ) ? ” Один раз чувственно принесенная жертва вечно приносится Богу на вышнем жертвеннике, усвояя и нам вечное искупление. „Образцом и доказательством (δε " ΐγμα) этого вечного явления является ежедневно совершаемое нами по божественной заповеди Спасителя таинство священнодействия, отличающееся оттого (вечного) только тем, чем первая преобразовательная скиния отличалась от второй ( Евр. 9, 5–6 ) ” 107. Во втором из сочинений об Евхаристии („К сомневающимся”) Николай Мефонский говорит, что великое таинство Евхаристии получило начало от Самого Христа, от Которого апостолы научились и чину совершения. Цель этого великого священнодействия есть приобщение Христу, телом Которого причастники соделываются, для получения вечной жизни. Приводя тексты Евангелий и 1-го Послания к Коринфянам, выписку из чина Климентовой литургии и ссылаясь на всемогущество Божие и Евангельские чудеса, еп. Николай доказывает, что в Евхаристии под видами хлеба и вина предлагаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы.

В этом сочинении для именования образа присутствия Тела и Крови Христа в Евхаристии и изменения предложенных хлеба и вина употребляются традиционный богослужебный термин – прелагаться или претворяться (μεταβάλλεσθοα) .
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

стоит среди вас некто проповедь иоанна предтечи иисусе христе миниатюра слова похвального зачатие иоанна предтечи сер xvi ргб 1844 163 | христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | 597 страдания блаженная кончина священномученика петра полянского митрополита крутицкого | страдания блаженная кончина священномученика петра полянского митрополита крутицкого | блаженные иероним стридонский августин гиппонский свт григорий великий диптих боэция vii-viii христ музей брешиа италия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера