> Дело дня: Помогите ребёнку <

Патриарх Сергий (Страгородский) и его церковно-политические взгляды

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста
Важнейшим вопросом в противостоянии обновленцам была дискуссия о механизме созыва Поместного собора и о принятии им основополагающих решений. Здесь в полной мере проявился талант выдающегося богослова и церковного администратора архиепископа Сергия (Страгород­ского) .

Для того чтобы лучше понять ход общецерковной полемики, обратимся к взглядам архиепископа Антония (Храповицкого) , который открыто называл вещи своими именами. Главной угрозой в превращении Поместного собора в орудие разрушения Православной Церкви волынский архипастырь считал приходское духовенство, наиболее зараженное антиархиерейскими настроениями, и сочувствовавшую этому профессуру Духовных академий. Именно поэтому архиепископ Антоний первоначально считал, что Поместный собор должен быть тождественен Архиерейскому собору русской Церкви. Таким образом он рассчитывал отсечь от принятия судьбоносных решений “кадетствую­щих попишек”. Однако со временем стало очевидно, что такой собор не будет легитимным в глазах всей полноты Православной Российской Церкви и скорее усугубит нарастающий кризис церковного управления. Дабы обуздать разрушительные тенденции, архиепископ Антоний во главу угла всех преобразований ставил вопрос о скорейшем восстановлении патриаршества в России. По его мнению, через Патриарха осуществилось бы мистическое единение народа и царя с Вселенской Церковью, преодолевались бы “узы племенной замкнутости” 42. Страстный поборник канонического строя, владыка Антоний в личной переписке предлагает обер-прокурору П. Извольскому и премьер-министру П. А. Столыпину необычный план восстановления патриаршества. Он предлагал вывести из компетенции Поместного собора вопрос о выборе Патриарха. Предстоятелем должен был стать член правящей династии Романовых, назначенный императором 43. Проект Храповицкого имел историческую аналогию в событиях 1613 года и позволял избежать конфронтации светской и духовной власти, а главное — ограничивал “соборную вольницу”.

При всей оригинальности планов архиепископа Антония надо признать, что они были неосуществимы в уже сложившейся общественной атмосфере вокруг собора. Никакое келейное решение судьбоносных вопросов России было невозможно. К тому же проект мог удовлетворить императорский двор, но он явно находился в противоречии со взглядами самого автора на достоинство патриаршего сана 44. Проект архиепископа Сергия (Страгородского) был призван разрешить существующие противоречия. Прежде всего Поместный собор должен был объединить епископат, духовенство, монашество и мирян. Одной из главных бед русской Церкви архиерей считал сословность духовенства. По его мнению, она “является источником главных причин удаления нашего церковного общества от церковных дел, она же главным образом способствует и порабощенности нашей Церкви светской власти Я говорю все это тем смелее, что сам всеми своими корнями и симпатиями принадлежу к духовному сословию” 45. Владыка предлагал осуществить механизм выбора кандидатов на Поместный собор не от корпораций (монашества, духовенства, профессуры духовных школ) , а от приходов с равной возможностью избрания и священников, и мирян. Это, как мы догадываемся, по тонкому замыслу архиепископа Сергия должно было ослабить позиции “кадетствующего духовенства”, не имевшего большой популярности у церковного народа из-за отстаивания своих узко сословных интересов.

Сама организация работы Поместного собора задумывалась Владыкой по принципу двух палат: епископов и духовенства-мирян. В соответствии с канонами Православной Церкви решения на соборе принимают епископы, нижней палате (священ­ников, монахов, мирян) предоставляется право внесения протеста в случае несогласия с действиями епископата. Если протест имеет характер догматическо-канонический, то достаточно одного голоса для вынесения его на дополнительное обсуждение, в остальных случаях — не менее четверти голосов. В случае несогласия с решениями собора его участникам оставляется право апелляции к “суду других автокефальных православных Церквей или же выйти из членов Церкви” 46. Таким образом, видно, что вариант архиепископа Сергия выгодно отличался от предложений архиепископа Антония последовательным осуществлением принципов соборности, реально предлагал механизм сочетания канонических норм (сохранял решающий голос за епископатом) со свободой дискуссии. В сложившейся в России ситуации это было особенно важно, так как многие члены Церкви видели в реформе опасность утверждения никем не контролируемого епископского произвола 47. Владыка Сергий, хорошо знавший духовную среду, не испытывал никаких иллюзий относительно сословных интересов и епископата. Однако он считал необходимым сохранить иерархический принцип в неприкосновенности (“архиерей оставит за собой главное руководство всей жизнью епархии”) , но при этом освободить иерархию от несвойственной сану административной (разделить с епархиальным съездом контролирующую власть!) и ревизионно-экономической деятельности. Таким образом, он стремился к тому, чтобы ярче проявились личные пастырские качества архиерея, от которого зависело духовное состояние его клира.

Проекту архиепископа Сергия (Страгородского) не пришлось воплотиться в жизнь, он так и остался на бумаге. Поместный собор 1917 года проходил в совершенно иных исторических условиях. Однако проект финляндского архиерея позволяет нам лучше понять, в русле какой парадигмы осуществлялись идейные искания “мудрого Сергия”. Будучи духовным лидером совершенно консервативного ряда, но прекрасно сознававший принципиальную невозможность и возвращения к идеалам допетровской Руси, и следования по пути европейского развития, выдающийся русский архиерей накануне надвигавшейся катастрофы выбирал те средства для сохранения “церковного корабля”, которые сегодня мы назвали бы “реальной политикой”.
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

церковь иконы божией матери взыскание погибших при женском коммерческом училище | церковь преображения господня спас-конино | церковь иконы божией матери феодоровская монастыря новомучеников исповедников российских | церковь новомучеников исповедников российских при исправительной колонии | церковь иконы божией матери феодоровская алапаевском монастыре новомучеников исповедников российских |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Патриарх Сергий (Страгородский) и его церковно-политические взгляды
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера