Преподобный Феодор Студит и его время, Глава 7 - читать, скачать - ...

  001   002  003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Конечно, в христианской православной церкви с давних пор установилась правильная постепенность при возведении в разные степени иерархий. Диакона не посвящают непосредственно во епископа, минуя степени священника. Если бы избран был на епископскую кафедру мирянин, то он должен был пройти все степени священства, начиная с низшей. Преподобный Феодор требует постепенности. Вопрос заключается только в том, как он разумеет эту постепенность? Конечно, постепенно можно пройти все степени иерархий в одну неделю и даже менее времени. Но несколько позднее во дни знаменитого Константинопольского патриарха Фотия вопрос этот вызвал жаркие споры между восточною и западною половинами церкви. Западная практика требовала продолжительного пребывания в каждой степени священства и запрещала возводить мирян на высшие иерархические степени. Патриарху Фотию между другими пунктами обвинения становилось и то, что он из мирян возведен был в высший духовный сан. Конечно, Фотий проходил кратковременно все низшие степени. Обвинение разумело не скачек, а именно кратковременность. И в Константинопольском патриархате тогда приверженцы патриарха Игнатия готовы были поддерживать римскую точку зрения вопреки практики восточной церкви 128. Некоторые из современных нам историков возводят и на преп.

Феодора Студита обвинение в том, что он с игуменом Платоном «продолжали упорно держать оппозицию против царя по разным вопросам: то по вопросу о возведении в патриарха, прямо из мирян, государственного секретаря Никифора, то по вопросу о снятии отлучения с эконома Иосифа» 129. Последнее верно, а первое голословно. Если бы Феодор был противником практики возведения и мирян на высшие духовные степени, когда они удовлетворяли своими качествами требованиям со стороны образования и жизни, то он, конечно, не упомянул бы и в письме к императору среди кандидатов на патриаршую кафедру сановников. Далее, мы имеем прямые указания, что возведение Никифора из мирян в сан патриарха никогда не ставило Феодора в оппозицию к нему. Вот что писал сам Феодор патриарху Никифору: «Твое блаженство, когда ты был возведен, мы приняли как и исповедали это открыто пред тобою. С того времени доселе мы, как подобает, поминаем твое блаженство при священнодействии... Ты возлюблен нами с самого начала» 130. Ясно, что преп. Феодор не разделял той точки зрения, которую отстаивали впоследствии игнатиане вслед за западною церковью и быть может некоторые из современных ему иноков менее образованных.

Избрание преемника патриарха Тарасия состоялось в апреле месяце 806 года. Избран был единодушно сановник, государственный секретарь, Никифор. Это был образованнейший человек своего времени. Он принадлежал к иконопочитателям и был в родстве с патриархом Тарасием. Жизнь его не подвергалась упрекам даже со стороны врагов. Словом выбор произведен был весьма удачно. Время было еще тяжелое. Посему и нужен был человек с большим умом, тактом и умением пользоваться обстоятельствами во благо церкви 131. Тяжелым было положение патриарха на Константинопольской кафедре. Трудно было соблюсти равновесие в отношениях к императорам. Последние вторгались в область церковную в ущерб интересам и правам иерархическим. У императоров проявлялось желание трактовать патриарха наравне с высшими чиновниками, которых можно было менять по произволу. Но не это еще одно делало положение патриарха тяжелым. Борьба партий становила его между двух огней. Малейшая уступка, обусловленная благоразумием, со стороны патриарха в пользу одной какой либо партии вызывала бурю негодования в другой. Так как партии появлялись по разным вопросам, и потому было их много, то и патриарх, как высший представитель духовной власти, на которого многие желали опираться, во всякое время был объектом нападок той или другой партии. Чем сильнее была партия, тем чувствительнее была ее оппозиция.

Патриарх Никифор с первых же дней святительства своего должен был нести на себе всю тяжесть положения патриарха того времени. Кроме старой оппозиционной партии иконоборцев, патриарх подвергся нападениям со стороны, как говорится, своих. Противниками его явились иноки Студийского монастыря во главе с игуменом Феодором. Причиною нападок их на патриарха было исключительно старое дело пресвитера эконома Иосифа. Известно, что этот пресвитер совершал незаконный брак императора Константина VI с Феодотией, фрейлиною императрицы Ирины. По низвержении Константина, пресвитер Иосиф подвергся церковному суду. Его на частном соборе лишили сана. Приговор этот остался в силе. Иосиф не апеллировал. Целых девять лет прошло, как решено было дело о незаконному браке. Иосиф оставался экономом, но, как лишенный сана, не священнодействовал.

Императору Никифору пресвитер Иосиф оказал большую услугу во время восстания полководца Вардана. Этот последний в 803 году с преданным ему войском двинулся из Малой Азии к столице, объявляя Никифора незаконными императором, похитителем престола. Бунтовщик уже был недалеко от Константинополя, как получил от императора Никифора увещание и обещание полного прощения.
  001   002  003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

кор реккаред епископами iii толедском соборе миниатюра codex conciliorum albeldensis seu vigilanus 976 escorial i.2 fol 145 | студийскому уставу | иллюстрация 25-му псалму изображением иконопочитателей иконоборцев миниатюра лондонской феодоровской псалтири 1066 lond brit lib add 19352 fol 27v | платоном левшиным | тарасия земку |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Преподобный Феодор Студит и его время, Глава 7 - читать, скачать - епископ Можайский Василий (Преображенский)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера