Источник текста

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II : Русская Православная Церковь


Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. ( 2 Кор. 4. 5-6 ) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!

Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно.

Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

В этих условиях исповедание христианства стало подвигом. Исповедники веры и новомученики, внешне бессильные перед карательной машиной атеистического государства, не пошли на духовный компромисс и ценой лишений и даже собственной жизни засвидетельствовали веру, побеждающую мир, по слову Апостола, «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5. 4) . Православные христиане в нашей стране смогли доказать, что их вера — не устаревшее мировоззрение или унаследованный от предков обычай, от которого можно отказаться в угоду властям. Они доказали, что христианство — это основание жизни, а Христос — высшая ценность и истина, отвергнуть которую равносильно духовной смерти.

Кровь мучеников — семя Церкви, из которого рождаются новые поколения христиан, именно потому, что своим подвигом мученики свидетельствуют о силе благодати Божией, преображающей человека, об истине Воскресения Христова. Мученики и исповедники веры проходят путем Христовым: через гефсиманское борение, публичное поношение и крестные страдания к Вечной жизни. Уподобляясь в этом Спасителю, они достигают совершенства веры. Добровольно принимая испытания и смерть, они обретают радость единения с Богом. Поэтому трагическая история нашей Церкви в минувшем веке одновременно есть и ее славная история. В этом мы видим чудо Божие и исполнение слов Спасителя о том, что врата ада не одолеют Его Церкви (Мф. 16. 18) .

На Юбилейном Соборе 2000 года мы торжественно прославили сонм новомучеников и исповедников Российских XX века. Тщательно изучив материалы, свидетельствующие о подвиге веры, мы канонизировали более тысячи новых святых. Процесс агиографических изысканий и прославления продолжается поныне и будет продолжен в будущем. Мы молимся новопрославленным святым: тем, кого знаем поименно, и тем, чьи имена нам неведомы.

В то же время мы не должны забывать, что кроме иерархов, священнослужителей и мирян, мученически засвидетельствовавших в те годы свою верность Христу, было много других, вершивших подвиг исповедничества: в условиях гонений они твердо сохраняли веру и мужественно совершали свое служение Церкви. Тысячи священнослужителей предстояли престолу Божию, вместе с мирянами отстаивали храмы и монастыри, творили дела христианской любви и милосердия. Им также мы обязаны тем, что наша Церковь выстояла в годину испытаний.

Один из уроков, который мы должны извлечь из опыта прошлого столетия, — это твердое осознание того, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6. 12) . Стояние мучеников в вере не было противлением государству и власти, но противостоянием неверию. Даже в своих мучителях страстотерпцы видели несчастных и запутавшихся людей, томящихся «во тьме и сени смертной» ( см. : Мф. 4. 16 ) .

Прославляя подвиг мученичества и исповедничества новых российских святых, мы не должны забывать главного: они являют нам образцы христианской жизни, примеры, которым мы призваны подражать в нынешних условиях. «Правило веры», завещанное нам подвижниками XX века, заключается в том, чтобы все в повседневной жизни и церковном служении поверять духовным мерилом, чтобы прежде всего искать «единого на потребу» — Царства Божия и его правды.

Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству — словом, делами, всей жизнью. Взирая на пример наших собратьев и соотечественников, стойко претерпевших гонения за веру, мы обязаны помнить о том, что каждый христианин и во времена мира, и в годину испытаний должен быть мужественным свидетелем Истины, готовым отдать все блага здешней, земной жизни за Христа и Его Церковь. И сегодня одна из главнейших задач нашей Церкви в области пастырской деятельности — научить народ не бояться быть верующим, открыто и последовательно свидетельствовать о своей вере.

Главная и неизменная цель существования Церкви во все времена — спасение людей для Жизни Вечной. В приложении к бытию Церкви в изменяющихся исторических условиях эта цель реализуется через осуществление следующих задач: освящение мира, свидетельство об истине Христовой, служение Богу и ближним.

Церковь как установление Божие, как Тело Христово и Храм Святого Духа является местом освящения верующих посредством богоучрежденных Таинств.

Благодать Божия, даруемая в Церкви через Таинства каждому верующему, достойно ее воспринимающему, является силой, возвещающей всему миру о пришедшем Христе Спасителе как Едином от Святой Троицы. Христианское свидетельство проявляется в проповеди и нелицемерной жизни по вере, но при этом имеет и специфические формы в различных сферах культуры и общественной жизни.

Служение же (в смысле новозаветного понятия о диаконии) есть плод освящения во Христе и продолжение свидетельства о Нем. Это дела милосердия и любви, это действенная помощь страждущим, больным, немощным, униженным, нуждающимся, к которой призвана Церковь. Ибо вера должна находить свое проявление в делах, без которых она, по слову Апостола, мертва (Иак. 2. 17) . Именно самоотверженное служение ближним является подлинным исполнением заповедей Господних.

Процессы, происходящие сегодня в культурной, политической и социальной жизни современных обществ Востока и Запада, весьма противоречивы, в том числе и по отношению к религии. В настоящее время мы наблюдаем процессы десекуляризации, то есть возвращения «религиозного фактора» в общественную жизнь и даже в политику. Мир переживает период глобализации, когда отдельные культуры и религии встречаются в одном общемировом пространстве. Но это объективно единое пространство может пониматься по-разному. Одни предлагают ввести в этом «общем мире» единые, унифицированные культурные стандарты, а значит, уравнять все культуры, лишив их своего внутреннего содержания. Другие же настаивают на том, что культура и сформировавшая ее религия пронизывают все сознание людей и оказывают решающее влияние на форму их индивидуального и общественного существования, а потому культурная унификация в масштабе всего мира невозможна.

Сегодня очевидно, что наряду с ростом внешнего благополучия и прогрессом технологий в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех — иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами. Однако в современных секуляризированных обществах у многих людей, часто насильственно отчужденных от религии, сохраняется религиозное и нравственное чувство. Многие люди испытывают жажду Истины и пребывают в духовных исканиях. Нередко они находят временное удовлетворение, воспринимая различные псевдодуховные мировоззрения, чуждые православному Преданию. В этом есть доля и нашей вины — значит, мы не смогли найти общего языка с этими духовно жаждущими людьми и не сумели приобщить их к полноте Истины, открывающейся в Православии.

Перед Церковью современные изменения в культурной и интеллектуальной сферах жизни ставят новые задачи. Многие из нас, священнослужителей, склонны успокаиваться, поскольку открытые гонения прекратились, и в наших церковных общинах наблюдается приток новых членов. Порой нам кажется, что теперь с религией «все в порядке» и всякий, кто изъявляет желание участвовать в церковной жизни, может свободно прийти в Церковь и сделать свой вклад в возрождение ее жизни. Но при этом мы склонны забывать, что одно из служений Церкви — это апостольство, то есть посланничество в мир. Мы часто не осознаем, что современный мир сегодня с новой силой взыскует духовной истины, жаждет услышать пророческое, но в то же время внятное, разумное слово Церкви. Мир взыскует Бога, часто неосознанно. И потому задача свидетельства сегодня является приоритетной для нас.

Заканчивая вступительную часть доклада, необходимо сказать несколько слов о его структуре. Доклад содержит информацию о деятельности Патриарха, Священного Синода и Синодальных учреждений за межсоборный период. Существенная его часть посвящена попечению Предстоятеля о внутреннем и внешнем благостоянии Русской Церкви и управлении ею. По существующей традиции соборному обсуждению предлагается также обзор деятельности Патриарха как епископа града Москвы.

Вашему вниманию будет предложена информация о деятельности епархий, приходов и монастырей за межсоборный период. Кроме того, в докладе дан анализ результатов исполнения решений предшествующих Соборов.

В заключительной части доклада определяются цели и задачи настоящего Собора и формулируются основные задачи, стоящие сегодня перед Русской Православной Церковью. Эти задачи всем нам предстоит решать в предстоящий межсоборный период.

Прежде чем перейти к основной части доклада я считаю нужным довести до сведения членов Собора основные статистические данные, характеризующие нынешнее состояние нашей Церкви (см. Приложение 1) .

На сегодняшний день у нас имеется 26590 приходов, из них в России 12638, на Украине 10377, в Белоруссии 1319, в Молдавии 1520, остальных странах, расположенных на территории бывшего СССР 461, в дальнем зарубежье 275.

Монастырей всего 652, в том числе в России 189 мужских и 205 женских, на Украине 79 мужских и 76 женских монастыря; в Белоруссии 7 мужских и 18 женских; в Молдавии 25 мужских и 24 женских.

Количество воскресных школ всего 9468, в России 4696, на Украине 3044, в Белоруссии 447, в Молдавии 955, в других странах 326.

Социальных центров (приютов, домов престарелых, благотворительных столовых) всего 2253, в России 1820, на Украине 339, в Белоруссии 34, в Молдавии 25, в других странах 35.

Количество периодических изданий выходящих в епархиях России 540, на Украине 107, в Белоруссии 26, в Молдавии 18, в других странах 34.

Количество молодежных центров в России 287, на Украине 94, в Белоруссии 27, в Молдавии 3, в других странах 15 (см Приложение 2) .

В целом статистика показывает общую тенденцию к развитию всех составляющих епархиальной и приходской жизни. Однако не стоит забывать о том, что количественный рост отнюдь не всегда свидетельствует о высоком качестве организации деятельности перечисленных церковных структур.

1. Деятельность Патриарха, Священного Синода и общецерковных структур в межсоборный период Данный раздел мне хотелось бы начать со слов сердечной признательности всем вам, дорогие Преосвященные Владыки, за ваши неизменные молитвы, которыми вы укрепляете меня в трудах Первоиерарха Русской Православной Церкви. В дни испытаний и в дни радости ваша духовная поддержка неизменно сопутствовала мне.

Cилы для несения первосвятительского креста я неизменно черпаю в молитве и богослужении, которое считаю для себя важнейшим делом. И до, и после постигшей меня в межсоборный период болезни я стремился совершать их неукоснительно, вознося пред алтарем молитвы ко Господу о единстве, укреплении и благостоянии нашей Святой Церкви. Всего за 2000-2004 годы мною было совершено 680 богослужений.

Здесь находится множество святынь нашей Церкви и нашего народа, памятников духовной и материальной культуры. Здесь находятся высшие органы государственной власти, здесь научный и культурный центр нашей страны, и вместе с тем Москва, как любой мегаполис современного мира, является местом, куда стекается не только доброе, но и злое.

Являясь правящим архиереем стольного града, я стараюсь делать все возможное, чтобы московские приходы могли жить полноценной церковной жизнью, чтобы духовные потребности москвичей удовлетворялись в полной мере [1]. Чаще всего я служу в московских кафедральных соборах: Храме Христа Спасителя и Богоявленском соборе, что в Елохове. Также я регулярно совершаю богослужения в древних соборах Московского Кремля. За истекший период я более пятидесяти раз совершал Божественную литургию в кремлевских храмах. Кроме того, я регулярно совершал богослужения в монастырских и приходских храмах Москвы, а также принимал участие в закладке и освящении тридцати двух храмов и часовен.

По традиции в декабре проводится ежегодное Епархиальное собрание Москвы, на котором в своем докладе я представляю вниманию его участников обзор общецерковных, епархиальных и приходских проблем.

Среди важнейших вопросов, рассматривавшихся на состоявшихся в межсоборный период Епархиальных собраниях, были темы духовного и нравственного облика священнослужителей, злоупотреблений в духовнической практике, недостаточного культурного уровня отдельных клириков, слабой активности в области социального служения. Мне приходилось довольно остро ставить вопрос и о церковной дисциплине, и об отношениях между клириками. Особое внимание уделялось задачам развития образовательной, диаконической и миссионерской деятельности приходов.

Меня весьма радует возможность посещать самые отдаленные уголки России и зарубежья, где живет наша паства, и видеть своими глазами возрождение церковной жизни на местах. Ни рапорты и годовые отчеты Преосвященных, ни письма священнослужителей и прихожан, ни сообщения средств массовой информации не могут в полной мере отразить многообразие приходской и епархиальной жизни с ее успехами и неудачами, радостями и тревогами.

Патриаршие богослужения во время посещения епархий собирают большое количество клириков и мирян, в том числе прибывающих из близлежащих епархий. Общение с Патриархом за богослужением является для духовенства и верующих самым очевидным свидетельством полноты благодатной жизни Церкви, дает возможность огромному количеству людей разделить друг с другом и со своим Предстоятелем радость участия в Евхаристии. Это позволяет христианину преодолеть некоторую отчужденность, возникающую в результате погруженности в бытовые заботы своего прихода, и на личном опыте познать торжество церковной соборности.

Патриаршие визиты способствуют также решению многих практических вопросов, требующих взаимодействия Церкви и различных ветвей власти. Они позволяют привлечь внимание местного руководства и общественности к нуждам епархий, монастырей, приходов.

В программу своих поездок я стараюсь включать посещение исторических и культурных памятников, научных учреждений и учебных заведений, воинских частей, больниц, военных госпиталей, социальных и диаконических учреждений, детских домов, приютов для престарелых, мест заключения. В поездках по епархиям я считаю своим долгом обращаться к максимально большому числу людей, в том числе через телевидение и другие средства массовой информации. Практически в каждой из посещаемых епархий проходят пресс-конференции, позволяющие заявить о церковной позиции по вопросам, волнующим жителей конкретных регионов и общество в целом.

В межсоборный период состоялись визиты в двадцать две епархии [2]. За прошедшие четыре года наша Церковь молитвенно праздновала многие важные и значимые церковные события и юбилеи.

В 2001 году отмечалось 950-летие славной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Нами было направлено послание к участникам юбилейных торжеств, в котором особо отмечалось прибытие в Киев посланников Поместных Церквей, чье присутствие «не только украсило киевские торжества и придало им поистине общеправославный характер, но и стало ярким свидетельством братского единства Святых Божиих Церквей в стоянии за истину Священного Предания, за повсеместное утверждение канонического церковного строя».

В 2003 году состоялось принесение в Россию, на Украину и в Белоруссию честных мощей святого апостола Андрея Первозванного, которым поклонились тысячи и тысячи православных верующих.

Особое место среди юбилейных дат занимает 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского, отмечавшееся в 2003 году. По милости Божией эти торжества носили церковно-государственный характер и получили самый широкий отклик в средствах массовой информации. В праздновании приняли участие главы двух Поместных Православных Церквей: Патриарх Сербский Павел и Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман. Остальные братские Поместные Православные Церкви прислали для участия в праздновании свои делегации. Нами было совершено великое освящение храма преподобного Серафима в Сарове и первая Божественная литургия в нем. Накануне мощи святого угодника Божия торжественным крестным ходом были перенесены в Саров и открыты для поклонения. На следующий день был совершен молебен у мощей преподобного, в котором принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин. В крестном ходе, который проводил мощи обратно в Дивеевскую обитель, приняли участие десятки тысяч паломников из многих регионов России и зарубежья.

В келиях братского корпуса Саровского монастыря состоялось первое выездное заседание Священного Синода.

Многочисленные события, связанные с празднованием в 2003 году 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского, трудно даже перечислить. Кульминацией торжеств стал многотысячный крестный ход из Успенского собора Московского Кремля к стенам Данилова монастыря, где перед ковчегом с мощами святого князя был совершен праздничный молебен. В этих торжествах принимал участие Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит всей Японии Даниил.

Нынешний, 2004 год, по милости Божией отмечен еще двумя значимыми юбилеями: 250-летием со дня рождения преподобного Серафима Саровского и 140-летием со дня рождения святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Отрадно, что частью подготовки к грядущему юбилею новомученицы стало торжественное принесение в Россию ее святых мощей.

Также мы имели радость встречи чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, после шестидесяти лет пребывания за рубежом вернувшейся на родину. Множество православных верующих имели возможность поклониться этой великой святыне во время ее принесения в Ригу, Москву и затем в Петербург, а ныне она, как и прежде, пребывает в своей родной обители — Тихвинском Свято-Успенском монастыре.

Бог сподобил меня отметить за прошедший период два личных юбилея: в 2001 году — 40-летие служения в архиерейском сане, а в 2004-м — 75-летие со дня рождения, празднование которого было приурочено ко дню четырнадцатой годовщины вступления на Патриарший престол.

Теперь хочу представить вам информацию о моем церковно-административном служении в качестве председателя Священного Синода.

Управление Церковью даже отдаленно не может быть уподоблено мирскому администрированию. Суть власти в Церкви была емко выражена замечательным русским богословом XX века, протопресвитером Николаем Афанасьевым, как «власть любви». Власть в Церкви есть служение, она соборна, так же, как соборна сама Церковь. Образом власти в Церкви является Пастыреначальник Христос, истощивший Себя для Спасения мира и сказавший ученикам, что Он посреди них «как служащий» ( Лк 22. 25-27 ) . Но соборность не есть анархия, с ней нераздельны ясный порядок, четкая организация и чин. Порядок же предполагает наличие и единоначального Предстоятеля Собора, и твердой дисциплины, но также и ответственность Предстоятеля перед Собором.

За отчетный период состоялось двадцать одно заседание Священного Синода [3]. Его определения регулярно публикуются в официальной церковной прессе, а также оперативно размещаются на Официальном сайте Русской Православной Церкви, поддерживаемом Отделом внешних церковных связей Московской Патриархии [4] и сайте ЦНЦ «Православная энциклопедия» [5]. Священный Синод рассматривал отчеты Синодальной комиссии по канонизации святых, периодически готовившей в соответствии с решением Юбилейного Архиерейского Собора перечни имен для включения их в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, принимал решения о включении в диптих святых Русской Православной Церкви имен подвижников, прославленных в братских Поместных Православных Церквах. Также Священным Синодом был учрежден ряд новых орденов и медалей Русской Православной Церкви [6]. За отчетный период Священным Синодом были приняты следующие решения в части канонических подразделений нашей Церкви: на заседании 28 декабря 2000 года было принято решение об изменении административных границ Майкопской и Екатеринодарской епархий. На заседании Священного Синода 26 декабря 2003 года было принято решение о передаче приходов, находящихся на территории Чеченской Республики, в ведение Ставропольской епархии и об исключении их из состава Бакинской и Прикаспийской епархии; на заседании 7 октября 2002 года — решение об образовании Биробиджанской епархии; на заседании 7 мая 2003 года — решение об образовании на территории Воронежской и Липецкой епархии двух самостоятельных епархий: Воронежской и Борисоглебской и Липецкой и Елецкой. В соответствии с этими определениями были изменены и титулы епархиальных архиереев [7]. Все эти решения должны быть утверждены Архиерейским Собором.

Кроме того, на заседании Священного Синода 7 мая 2003 года в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно-значимой деятельности епархий Русской Православной Церкви в Республике Казахстан было принято решение образовать Митрополичий округ в составе Астанайской, Уральской и Чимкентской епархий. Поскольку в Уставе Русской Православной Церкви не содержится положения о такой форме межъепархиального объединения, целесообразно поручить Священному Синоду подготовить рекомендации для внесения соответствующих изменений в Устав.

Священный Синод принял решение об открытии и преобразовании более семидесяти монастырей [8]. В межсоборный период епископат Русской Православной Церкви пополнился двадцатью Преосвященными [9]. За этот же период было совершено двадцать одно перемещение епископов [10], удовлетворены прошения о почислении за штат семи Преосвященных [11]. Со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви отошли ко Господу десять архиереев нашей Церкви: епископ Новосибирский и Бердский Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский Антоний, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим, архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений, архиепископ Саратовский и Вольский Александр, митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, митрополит Сурожский Антоний, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Всемилостивый Господь, Спаситель мира, да упокоит почивших архипастырей в селениях праведных. Пропоем им «Вечную память».

1. 1. Церковь и общество 1. 1. 1. Общая характеристика В любое время и в любых условиях, в том числе и когда совершаются радикальные социальные и политические изменения, Церковь несет миру благовестие Христово, всегда остающееся неизменным. Церковь не только хранит, но и возвещает Божественное Откровение, однако для того, чтобы ее слово было действенным, она должна учитывать состояние мира, в котором благовествует.

После распада СССР, где Церковь находилась под жестким контролем власти, взаимоотношения Церкви и государства стали качественно иными. Но поскольку со времени исторического слома 1917 года прошло почти девять десятилетий и за это время в мире очень многое изменилось, эти отношения не могли вернуться к прежним дореволюционным формам. В нынешних условиях декларируемой религиозной свободы, парламентской демократии и президентской республики статус Церкви характеризуется самостоятельностью и независимостью, невмешательством государства в дела Церкви и Церкви в дела государства.

Современные страны, на территории которых совершает свое служение наша Церковь, — это светские государства, нормой жизни которых является принцип свободы совести. Но признание государством светского характера своего устройства отнюдь не означает утверждения безверия как нормы жизни, а лишь указывает на тот факт, что ни одна из религий не является государственной. В то же время принятие многих законов связано не только с политическим, но и с нравственным выбором. Именно поэтому так важна роль Церкви в духовном и культурном развитии общества.

К сожалению, понятия «светскость» и «свобода совести» часто трактуются односторонне, лукаво, — с позиций агностицизма или атеизма, в ущерб интересам будущего страны и правам ее граждан. На практике это приводит к тому, что подрастающее поколение лишается возможности освоения культурно-исторической и национально-духовной традиции своего народа. Вызывают озабоченность и некоторые изменения в налоговом и земельном законодательстве, ставящие под угрозу дальнейшее развитие социальных церковных программ.

В современных условиях одним из главных форм общественного служения Церкви является установление и развитие ее социального партнерства как с государством, так и с иными структурами — благотворительными, образовательными, научными, культурными и другими. Порой такое сотрудничество понимают как своего рода сращивание Церкви и государства, что принципиально неверно. Православная Церковь не стремится получить статус государственной, ее целью является служение обществу, а не государству как таковому. Цели и задачи государства и Церкви могут совпадать, но они различаются именно потому, что Церковь не тождественна государству по самой своей природе и преследует прежде всего духовные, религиозные цели. Церковь служит обществу, так же, как ему призвано служить и государство. Но, разумеется, миссия Церкви не ограничивается ее общественной деятельностью.

По своей природе и своему предназначению Церковь и государство несут в мире различные служения. Для Церкви главное — привести человека к вечному спасению. Людей же, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 4) .

Сферы соработничества Церкви и государства — это прежде всего миротворчество, укрепление духовно-нравственного здоровья личности и общества, воспитание детей и юношества, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах, об узниках, поддержка национальной культуры.

В сегодняшних непростых исторических условиях принципиальное значение для общества и государства приобретает решение проблемы терроризма. Как ни прискорбно, но сообщения о террористических актах стали почти регулярными, и наши сограждане ныне не имеют твердой уверенности в собственной безопасности. Наиболее ярко это проявилось во время трагедии в Беслане. Мы все глубоко скорбим по поводу происшедшего и молимся о упокоении погибших и о скорейшем выздоровлении пострадавших. События, произошедшие в этом городе, повлияли на сам образ мыслей россиян, изменив их менталитет.

Общим местом стало утверждение, что основная задача террористов — посеять страх среди населения. Безусловно, это так, однако не следует забывать, что при этом некоторыми маргинальными религиозными группами предлагается богословское обоснование террористических актов. В связи с этим высшую степень актуальности приобретает вопрос выработки идеологии, которая помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма. И нам, православным, есть, что предложить здесь государству и обществу. Поскольку насилие прежде всего питается чувством злобы и ненависти, то, очевидно, что наиболее успешным средством противодействия ему будет распространение мировоззрения, основанного на христианской любви и милосердии.

Не может не беспокоить Церковь и нравственное состояние общества. С прискорбием приходится говорить о нездоровой нравственной ситуации, которую нам приходится наблюдать. Не последнюю роль в этом вопросе играют средства массовой информации, некоторые из которых выступают в роли распространителей культа насилия, вседозволенности и половой распущенности. Под влиянием пороков человеческая личность деградирует. То же самое можно сказать и в отношении всего общества: широкое распространение нравственных болезней постепенно приводит к его духовному регрессу, подтверждением чего является и тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся на сегодня. Мы надеемся, что наши призывы к уврачеванию указанных недугов не окажутся бесплодными.

Светская власть нередко обращается к опыту русского Православия при анализе и решении многих вопросов национального и международного масштаба. Вместе с тем очевидно, что не все церковные инициативы, имеющие значительный социальный потенциал и серьезную общественную поддержку, находят должную оценку у некоторых представителей светской власти. Именно поэтому необходимо сказать, что наступило время восстановления правильного понимания места и роли Церкви и православного Предания в развитии славянской культуры, государственности, духовно-нравственных основ народной жизни. Добрым примером конструктивных взаимоотношений Церкви и государственной власти является недавнее принятие Государственной Думой России и Советом Федерации поправок в Земельный кодекс. Данное законодательное изменение, имеет важное положительное значение для жизни Церкви.

Символом возрождения Православия в новой России стал воссозданный благодаря вниманию властей и широкой общественной поддержке Храм Христа Спасителя. Теперь это не только памятник величию русского духа в Отечественной войне 1812 года, но и символ возвращения нашего народа к своим духовным корням. То же можно сказать и о торжествах, связанных с памятью преподобного Серафима Саровского, которые состоялись в 2003 и 2004 годах и в которых вместе с Церковью участвовали представители государственной власти, общественности и науки. Как и в начале двадцатого века, Саровский подвижник собрал в своей обители всю Россию — от государственных руководителей до простых богомольцев.

На наших глазах разрушается средостение, искусственно воздвигнутое между религией и культурой, между верующими и остальным обществом. В настоящее время все больше людей осознают, что насильственное вытеснение религии из культурного пространства и индивидуального сознания не только является неправомерным, но и угрожает обществу распадом. Православие является неотъемлемой частью русской культуры, которая в своей основе имеет христианский взгляд на мир и историю. Я считаю установление доброго сотрудничества церковных, общественных и государственных структур отрадным знамением времени и верю, что соработничество Церкви и государства с каждым годом будет расширяться.

1. 1. 2. Встречи с представителями государственной власти, общественными деятелями В межсоборный период нами постоянно проводились встречи с представителями высшего руководства России, стран СНГ и Балтии. Такие встречи проходили как в Москве, так и во время поездок в епархии и официальных визитов в страны Содружества и Балтии. Состоялось несколько встреч с президентом Белоруссии А. Г. Лукашенко, встречи с президентами Азербайджана и Армении Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном, с президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем, несколько встреч с президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым.

Помимо вышеуказанных встреч я принимал участие во многих государственных и общественных мероприятиях вместе с Президентом России и другими представителями высшей государственной власти Российской Федерации. Кроме того, я встречаюсь с Владимиром Владимировичем Путиным и лично.

Среди основных событий такого рода необходимо упомянуть о нашей встрече с Президентом, состоявшейся в конце 2000 года в Кремле, в которой участвовали и члены Священного Синода. На этой встрече обсуждались вопросы построения системы церковно-государственных отношений на современном этапе, а также участие Русской Православной Церкви в процессе образования и воспитания юных граждан страны, международная деятельность Московского Патриархата, положение соотечественников за рубежом. Такие встречи, несмотря на свой общий характер, закладывают прочные основы для последующей конкретной работы.

Президент Путин проявляет интерес к межправославным и межконфессиональным отношениям. В частности, он лично встречался с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Игнатием, Блаженнейшим Патриархом Александрийским Петром, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром во время их братских визитов в Русскую Церковь.

В ноябре 2003 года состоялась встреча главы государства с Предстоятелем Русской Православной Церкви и религиозными лидерами стран СНГ, Грузии и Азербайджана. Мы ознакомили Президента России с результатами состоявшихся в Свято-Даниловом монастыре переговоров и принятым по итогам встречи совместным обращением.

Во время визита главы государства в Италию между Нами состоялся телефонный разговор, в котором Президент поделился впечатлениями о встрече с Папой Иоанном Павлом II, а также была достигнута договоренность о встрече, которая состоялась в Москве после возвращения В. Путина из поездки.

Президент навещал меня во время постигшей меня болезни, поздравлял с церковными праздниками и с 75-летием со дня рождения, рассказывал о своих поездках.

Кроме того, мы постоянно проводим встречи с представителями различных ветвей власти. Плодом этого явилось подписание следующих соглашений о сотрудничестве: с Российской Академией наук, Министерством образования, Министерством здравоохранения, Федеральной архивной службой, Пенсионным фондом. Состоялся ряд необходимых встреч с полномочными представителями Президента Российской Федерации, президентами республик, министром юстиции, предыдущим и нынешним министрами культуры, губернаторами областей, военным командованием, чиновниками различных рангов и депутатами Государственной Думы, председателями фондов, ректорами различных учебных заведений, деятелями культуры.

Участие Церкви в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, создание десятисерийного публицистического фильма, посвященного истории Русской Церкви, празднование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского с привлечением не только церковных, но и общественных сил, — плод наших переговоров с Министерством культуры и губернаторами.

Хочу заметить, что информация обо всех наших встречах с официальными лицами и соглашениях должна быть известна Преосвященным архипастырям. Кроме того, результаты соглашений, достигнутых нами, должны использоваться епархиями для осуществления конкретных социальных, образовательных и миссионерских церковных проектов. Необходимо информировать местных чиновников об этих совместных документах. Незнание этой информации зачастую сковывает действия церковных структур на местах, а местной власти дает повод игнорировать предложения Церкви.

1. 2. Межправославные связи 1. 2. 1. Забота о единстве Вселенского Православия Современное состояние межправославных отношений не может считаться нормальным в силу ряда неразрешенных вопросов, имеющихся во взаимоотношениях Поместных Православных Церквей. Это ставит нас перед необходимостью умножения усилий по достижению подлинного всеправославного единства.

Как Первоиерарх Русской Православной Церкви я призван поддерживать и укреплять молитвенно-евхаристическое общение нашей Церкви с братскими Поместными Православными Церквами.

Так, в мае 2001 года я имел радость молитвенного общения с Блаженнейшим Христодулом, Архиепископом Афинским и всей Эллады, по приглашению нашей Церкви находившимся в Москве с официальным визитом. В августе того же года Блаженнейший Христодул возглавил делегацию, посетившую Киев и доставившую туда для поклонения часть святых мощей апостола Андрея Первозванного.

В декабре 2001 года в Москве находилась делегация Православной Церкви в Америке во главе с ее Предстоятелем — Блаженнейшим Феодосием, Митрополитом всей Америки и Канады. В 2002 году Россию посетил Святейший Патриарх Сербский Павел.

В октябре 2002 года с визитом на Украине находился Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва.

16 июля 2002 года в Москве состоялась моя встреча с новым Предстоятелем Финской Православной Церкви архиепископом Львом вскоре после его интронизации.

В начале 2003 года нашу Церковь посетил Блаженнейший Игнатий, Патриарх Антиохии и всего Востока. В январе этого года мы принимали Блаженнейшего Папу и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII, который в сентябре этого года трагически погиб с группой архиереев Александрийской Церкви по пути на святую гору Афон.

С Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Германом мы встречались трижды, в том числе по случаю возвращения в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

За межсоборный период два раза нашу Церковь посетил Святейший и Блаженнейший Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии ( 2000, 2003 годы. ) Мы регулярно встречаемся с представителями Поместных Православных Церквей, совершающими свое служение в Москве, с властями и представителями дипломатического корпуса стран, в которых Православие является государственной или традиционной религией большинства.

Более подробно о состоянии наших отношений с Поместными Православными Церквами сообщит Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

1. 2. 2. Труды по воссоединению с РПЦЗ Разделение русского народа в результате революции и гражданской войны стало национальной трагедией XX века. Следствием этого явилось и церковное разделение. Мы всегда полагали уврачевание трагического раскола в Русской Православной Церкви, возникшего в первой половине прошлого века, восстановление единства Церкви, одной из важнейших целей нашего служения.

После сложного этапа предварительной переписки и переговоров в мае 2004 года по нашему приглашению в Россию с первым официальным визитом прибыла делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром.

С радостью отмечая возрастающее взаимопонимание в обсуждении тем, которые в прошлом служили источником разделений, участники собеседований подчеркнули, что сегодня очень важно избегать шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения. Особая ответственность в этом отношении лежит на священнослужителях и представителях церковных учреждений.

Было также признано необходимым продолжать совместное научно-историческое изучение церковных событий XX века, в особенности изучение подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений со стороны богоборческого режима.

Важная роль в разрешении различных проблем, которые препятствуют восстановлению полноты общения, отводится комиссиям, которым поручено выработать совместное понимание следующих вопросов: — о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви; — о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями; — о статусе Русской Православной Церкви Заграницей как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви; — о канонических условиях для установления евхаристического общения.

Комиссии, ранее работавшие по отдельности, приступили к совместной работе, и успешно провели два заседания, в ходе которых были подготовлены согласованные проекты ряда документов. Некоторые из них уже были рассмотрены и одобрены Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.

1. 2. 3. Труды по поддержанию единства православных русской традиции Считаю своим долгом также отметить, что нами прилагаются усилия и по объединению вокруг Матери-Церкви православных в Западной Европе, принадлежащих к русской традиции.

Разделение русской диаспоры по юрисдикционному признаку — одно из трагических следствий революции и гражданской войны в России. Ныне, когда все политические причины, вызвавшие такое разделение, стали достоянием истории, особенно хорошо видно, что восстановление духовного единства народа — наш неотложный долг. И нами были предприняты конкретные шаги в этом направлении: 1 апреля 2003 года было направлено послание ко всем православным приходам русской традиции в Западной Европе.

Это обращение было с интересом воспринято православными иерархами и церковной общественностью Западной Европы. Началась серьезная дискуссия, в процессе которой происходит духовное осмысление как нашей истории, так и нынешней роли русской эмиграции. Естественно, высказываются разные мнения. Вместе с тем уже первая реакция показала, что вопрос единства русских людей за пределами отечества назрел и требует своего решения. Итоги подводить пока рано, но предварительный результат нашего обращения можно видеть уже в том, что оно оживленно обсуждается и не оставляет равнодушными пастырей и паству в русском рассеянии. Воссоединение — это прежде всего духовный процесс, который должен вызреть, его нельзя осуществлять механически. Для окончательного завершения потребуется время. Мы молимся Всемилостивому Господу, уповая на то, что это время не будет долгим.

Мы всячески поддерживали и будем продолжать поддерживать усилия по укреплению единства славянских народов. В последние годы сложилась добрая традиция ежегодного проведения Дней славянской письменности и культуры. Центром этих празднований становятся крупные российские города. Широкий масштаб этих мероприятий позволяет обратить внимание общественности на огромное историческое значение Православия для судеб славянских народов.

1 июня 2001 года нами было направлено послание участникам съезда народов России, Украины, Белоруссии. В этом послании подчеркивалось, что наши народы крещены в единой киевской купели более тысячи лет назад и доныне чувствуют свою неразрывную духовную общность. Нас неоднократно пытались разлучить и даже противопоставить друг другу, посеяв в души людей семена узконационального эгоизма. Но Русская Православная Церковь сохранила духовное единство вопреки всем ветрам политических нестроений, всем попыткам расколоть ее чад по национальному признаку. Нам нужно осознать, что мы не можем жить друг без друга. Не можем в силу естественных, веками сложившихся взаимоотношений в области хозяйства, политики, культуры, науки, торговли. Но главная причина в том, что мы составляем единую духовную общность, единую Церковь, пределы которой простираются не только через государственные рубежи, но и через границу, разделяющую землю и Небо, где пребывает креститель наших народов — святой равноапостольный князь Владимир.

Отрадно, что ныне вопрос единения православных христиан стал предметом заботы не только официальных церковных структур, но и ряда общественно-религиозных организаций. В качестве положительного примера плодотворной работы в данной области хотелось бы указать на труды Фонда единства православных народов.

Мне уже неоднократно приходилось отмечать, что Русская Православная Церковь оказалась уникальной силой в деле интеграции наших соотечественников, в силу различных обстоятельств оказавшихся вне пределов своей исторической родины. Не следует забывать также и об огромном значении русской православной традиции для православных Молдавии, Кавказа, Балтии, Казахстана и Средней Азии.

1. 3. Отношения с инославием Перемены, произошедшие в мире за последние годы, побуждают Русскую Православную Церковь к тесному взаимодействию со всеми благонамеренными христианскими сообществами. В сотрудничестве с христианами иных конфессий мы призваны отстаивать наши общие интересы перед лицом секулярного общества, вести диалог по важнейшим проблемам современности, содействовать урегулированию различных конфликтов, защищать права верующих, налаживать совместную работу для помощи нуждающимся и обездоленным. Такое понимание нами целей межхристианских взаимосвязей выражено в принятых Юбилейным Архиерейским Собором «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию».

В межсоборный период продолжались контакты с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами. В 2001-2003 годах был проведен ряд собеседований с представителями Армянской Апостольской Церкви. Продолжался двусторонний диалог с представителями Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквей. Продолжилась работа Смешанной богословской комиссии по диалогу между Русской Православной и Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами.

Отношения с Римско-Католической Церковью характеризовались напряженностью, вызванной рядом недружественных шагов Ватикана. Прежде всего имеется в виду создание четырех католических епархий в России, двух епархий в Казахстане и двух епископских кафедр в традиционно православных регионах Украины. На территориях, население которых всегда исповедовало Православие, была учреждена новая католическая провинция. С точки зрения канонического права это означает фактическое создание параллельной Поместной Церкви.

Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятых решений, в то время как подобные вопросы, особенно в условиях напряженности, нуждаются в предварительном обсуждении. Мы убеждены, что для окормления католиков, не столь многочисленных в России и других странах СНГ, не было необходимости повышать статус уже существовавших католических церковных структур.

Стоит упомянуть визит Папы Римского Иоанна Павла II на Украину в июне 2001 года, который состоялся, несмотря на обращение к нему Синода Украинской Православной Церкви, заявившего о несвоевременности данного визита в условиях продолжающегося противостояния православных и греко-католиков на западе Украины. Вместе с тем отметим, что добрым шагом со стороны Католической Церкви стал акт передачи нам намоленного списка Казанской иконы Божией Матери.

Совместная рабочая группа, созданная по итогам визита в Москву в 2004 году кардинала Вальтера Каспера, председателя Папского совета по содействию христианскому единству, сейчас занимается разбором конкретных проблем на местах, информация о которых поступает, в том числе от правящих архиереев. Мы надеемся, что факты прозелитизма, собранные в разных регионах, побудят руководство Ватикана предпринять реальные шаги, которые сняли бы озабоченность наших верующих.

Несмотря на ряд проблем в области православно-католических отношений, следует подчеркнуть, что в среде Католической Церкви есть лица, которые стремятся к ведению конструктивного диалога, направленного на реальное улучшение ситуации. Однако многое в этом процессе зависит от католической стороны, от ее решимости не на словах, а на деле изменить к лучшему взаимоотношения с нашей Церкви и выполнять совместно принимаемые решения.

В области двусторонних отношений с протестантскими Церквами последние четыре года подтвердили, что наиболее прочные и стабильные контакты имеются с Евангелической Церковью в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Представляется также весьма перспективным сотрудничество с христианами Скандинавии в области социального служения.

В то же время последние два года были отмечены тяжелым кризисом во взаимоотношениях с Епископальной Церковью в США. В 2003 году в связи с возведением в сан епископа открытого гомосексуалиста Джина Робинсона Священный Синод принял решение заморозить свои взаимоотношения с данным церковным сообществом. К сожалению, тенденция давать благословение на однополые браки и совершать рукоположение лиц нетрадиционной ориентации, свойственная Епископальной Церкви, в последнее время проявляется в Церкви Англии и в некоторых других Церквах англиканского содружества.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с протестантскими конфессиями в России также несколько изменились. Мы поддерживаем двусторонние связи с основными традиционными христианскими объединениями. В постоянном добром контакте с нами находятся Евангелическо-Лютеранские Церкви.

Гораздо более сложная ситуация сложилась с прочими протестантскими конфессиями. Самыми трудными для обсуждения и урегулирования по-прежнему являются вопросы прозелитизма, который остается основным препятствием для развития добрых отношений с протестантами.

Особое внимание уделялось непростым взаимоотношениям со Всемирным Советом Церквей. Впервые в истории ВСЦ на паритетных началах была образована православно-протестантская специальная комиссия, которая стремилась выработать основные принципы сотрудничества Православных Церквей с протестантскими деноминациями. Выводы и решения комиссии, в целом соответствующие чаяниям Православных Церквей, были поддержаны Центральным комитетом ВСЦ и, надеемся, будут одобрены очередной Ассамблеей Совета в 2006 году.

В целом можно говорить о значительном прогрессе во взаимоотношениях между Православными Церквами и Всемирным Советом Церквей, что открывает более широкие возможности для нашего свидетельства в духе Священного Предания и на твердом основании православной экклесиологии.

Сотрудничество с Конференцией Европейских Церквей за последние годы не претерпело радикальных изменений, если не считать развития наших совместных усилий в области диалога с европейскими межправительственными организациями, на которые мы стараемся повлиять с христианских мировоззренческих и нравственных позиций.

1. 4. Отношения с иными религиями, миротворчество Следует отметить значительное развитие взаимосвязей нашей Церкви с традиционными нехристианскими религиями, достигших весьма высокого уровня как в России, так и на всей канонической территории Русской Церкви. Важной причиной такого успеха видится максимально корректная форма межрелигиозного диалога.

С декабря 1998 года межрелигиозное сотрудничество в Российской Федерации осуществляется в основном в рамках Межрелигиозного совета России (МСР) . За пять лет работы совет заслужил уважение не только духовных лидеров, но и высшей государственной власти, высоко оценивающей его деятельность по укреплению межрелигиозного и межнационального мира, по преодолению ксенофобии и экстремизма. В настоящее время межрелигиозное сотрудничество не только реализуется на центральном уровне, но и распространяется на уровень регионов — так, отделения Межрелигиозного совета России созданы в Красноярском крае, Республике Калмыкии и Карачаево-Черкесской Республике. При этом необходимо отметить, что первая структура подобного рода — крымский Межконфессиональный совет «Мир — дар Божий» — возникла в 1992 году на Украине.

За последние четыре года межрелигиозный диалог принес немало добрых плодов, к которым можно отнести выработку совместной позиции традиционных религиозных организаций России по вопросам корректировки Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также других законодательных актов, затрагивающих практические интересы религиозных организаций. Общая позиция была сформулирована и по вопросам отношения к маргинальным структурам религиозного характера. С удовлетворением можно отметить единство взглядов членов президиума Межрелигиозного совета России на основные события общественной жизни, отраженное в заявлениях и обращениях совета.

Говоря о развитии межрелигиозного диалога в пределах СНГ, хотелось бы особо отметить прошедшие в Москве в ноябре 2000 года и в марте 2004 года I и II Межрелигиозные миротворческие форумы, по сути, ставшие первыми саммитами духовных лидеров стран Содружества в постсоветский период. Итоги форумов наглядно показали, что религиозные деятели наших стран в полной мере сохранили те добрые взаимоотношения, которые сложились у них во времена воинствующего безбожия, и могут реально содействовать сближению народов и государств. В деле уврачевания конфликтов и сохранения общности наших народов особо важной видится роль созданного на II Межрелигиозном миротворческом форуме Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств, в президиум которого вошли двадцать два наиболее авторитетных духовных лидера стран Содружества, в том числе семь представителей нашей Церкви.

Из зарубежных межрелигиозных организаций, поддерживающих партнерские отношения с нашей Церковью, следует особо отметить Всемирную конференцию религий за мир и созданный при ней Европейский совет религиозных лидеров. В сотрудничестве с ними наша Церковь предпринимает усилия по нормализации обстановки в Косове, содействует восстановлению мирной жизни в Ираке.

Подводя итог обзору сферы межрелигиозных связей, можно с уверенностью сказать, что по уровню взаимоотношений между традиционными религиями Россия и большинство других стран СНГ вышли на ведущие позиции в мире.

1. 5. Богословская наука, духовное и религиозное образование В последнее время сложилась традиция проведения общецерковных богословских форумов, на которых с позиций академической церковной науки обсуждаются наиболее животрепещущие темы церковного свидетельства и служения. Все мы должны ясно понимать, что богословие — это не реликт ушедших эпох, а проявление жизненной силы нашей Церкви, ее пророческий голос. Развитие богословской науки позволяет нам пребывать в неразрывной связи со святоотеческой мыслью и опытом и на основании этого глубочайшего опыта отвечать на проблемы современности.

В выступлении на состоявшемся в начале сего года патриаршем совещании руководителей Синодальных учреждений, посвященном развитию богословия, церковной науки и образования, мною было подчеркнуто, что Русская Православная Церковь должна обратиться к проблеме воссоздания своих богословских и церковно-научных традиций.

Наша Церковь должна быть готова к интеллектуальным вызовам современного мира, должна быть готова и к богословским дискуссиям с представителями других конфессий. Задача современного богослова, по словам протоиерея Георгия Флоровского, усвоить традиционную церковную точку зрения и выразить на языке, доступном и понятном нашим современникам.

На Архиерейском Соборе 2000 года указывалось, что вопрос развития духовного, богословского образования является для нашей Церкви приоритетным [12]. Разработкой актуальных богословских проблем в нашей Церкви призвана заниматься Синодальная Богословская комиссия. Она является постоянным консультативно-аналитическим органом Священного Синода по вопросам вероучительного и богословского характера. Кроме того, к ее компетенции относится вопрос координации научно-богословской деятельности Русской Православной Церкви. За минувший четырехлетний период комиссия провела ряд конференций, обсуждавших наиболее значимые в нынешнем историческом контексте вопросы. Эта деятельность несомненно заслуживает одобрения, поскольку она напрямую связана с реформой богословского образования, проводимой ныне Учебным комитетом.

Мы внимательно следим за процессом реформирования Духовных учебных заведений [13]. 16 апреля 2002 года под моим председательством состоялось совещание ректоров Духовных школ Московского Патриархата по вопросам реформы духовного образования, на котором было подчеркнуто, что эта реформа вызвана тем, что радикально изменилась историческая ситуация, в которой Церковь сегодня призвана нести свое свидетельство и служение миру. А это, в свою очередь, означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Русской Православной Церкви в данный исторический момент ее земного бытия.

Сегодня крайне остро стоит проблема увеличения в программе Духовных школ объема светских дисциплин, но при этом часто забывается, что воспитанник семинарии, как будущий священник, в первую очередь призван стать духовным руководителем людей. Следует четко определить, что светское гуманитарное образование не должно являться самоцелью, оно лишь инструмент в деле общеобразовательной подготовки пастыря, но в то же время и пренебрегать гуманитарными предметами нельзя. Их изучали и Вселенские учители, отцы Церкви, и приобретенные ими знания из области светских наук безусловно помогли им в их служении Церкви Божией.

Необходимо ясно осознавать, что Духовная школа — это прежде всего школа духовного взросления. Получаемое там образование — не свод абстрактных сведений, это приобщение к живому историческому опыту Церкви. Немыслимо и недопустимо, чтобы священнослужитель был чужд этой сокровищницы знаний. Цель духовного образования — подготовка пастырей, укорененных в святоотеческой традиции, воспитанных в духе евангельского служения Богу и ближним.

В процессе реформы надо поднять уровень исследовательской работы в наших Духовных школах. Степень кандидата богословия, присваиваемая выпускникам академий и аспирантур богословских институтов должна действительно свидетельствовать о высоком уровне проведенной работы. К сожалению, нередки случаи, когда руководство научной работой осуществляется неудовлетворительно. Случается, что диссертации представляют собой компиляции, иногда некритические, исследований светских представителей западной или отечественной науки. Если такая работа, признанная достойной степени кандидата богословия, публикуется или просто попадает в руки специалистов, это вызывает в лучшем случае недоумение. Требования к кандидатским работам должны быть усилены.

Церковная наука во многом уникальна, а в XX веке, в силу политических особенностей в России, многие богословские дисциплины изучались и разрабатывались только в стенах Духовных академий и семинарий. Курсы этих дисциплин были разработаны в православном ключе, выдержаны в святоотеческой традиции. Поэтому совершенно недопустимо пренебрегать церковными исследователями в пользу их титулованных светских коллег, которые часто менее компетентны в церковно-богословской тематике.

Не менее важная задача — организовать церковную поддержку православных исследователей. Эта поддержка не может быть сведена к разработке и прочтению ими курсов по соответствующим дисциплинам в Духовных академиях и семинариях, что является само собой разумеющимся. Для нас важно создать эффективные формы научной и материальной поддержки православных ученых, поскольку вырастить ученых специалистов можно только при наличии развитой церковной научной среды.

Совершенно недопустима организация учебного процесса на одном энтузиазме преподавателей, без сколько-нибудь значимого материального обеспечения. Невозможно подготовить образованного пастыря, не вкладывая значительных средств в его обучение.

Одна из острых проблем духовного образования — отсутствие в России и других странах, входящих в нашу каноническую территорию, единой, принятой на государственном уровне концепции государственно-религиозных отношений. Хотя некоторые Духовные школы и получили государственную лицензию, тем не менее отсутствие такой концепции не позволяет преодолеть проблему отчужденности религиозного образования от единого национального образовательного пространства России.

Учебный комитет все эти годы принимал участие в деятельности Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Московской Патриархии, а также в работе ряда комиссий. Итогом этой деятельности явилась выработка конкретных предложений подкомиссии по усовершенствованию действующего законодательства об образовании и свободе совести в части религиозного и светского образования.

Первые шаги в области государственного лицензирования и аккредитации Духовных учебных заведений России должны быть продолжены. Нам необходимо и дальше прилагать усилия для внесения соответствующих изменений в законодательную базу.

Аккредитация должна совершаться на основе признания государством сложившейся системы духовного образования. Мы должны добиваться признания ученых степеней и дипломов Духовных учебных заведений, а не пытаться приспособить свою образовательную систему к стандартам светского образования. В противном случае нам грозит опасность потери ценнейших традиций Православной Церкви в области академического богословия и церковных наук. Духовные школы, включаясь в современную систему образования, не должны терять сокровища, которые были накоплены за более чем трехсотлетнюю историю их существования.

Во исполнение постановления прошлого Архиерейского Собора Учебным комитетом было инспектировано сорок одно Духовное учебное заведение. В ходе инспекционных проверок свой статус подтвердили большинство Духовных школ. К сожалению, инспектирование выявило и ряд серьезных недостатков, по причине которых Пензенскому и Ярославскому Духовным училищам было отказано в преобразовании в семинарии.

Хотелось бы отметить недостаточность централизации структуры духовного образования, в связи с чем встал вопрос о реорганизации подразделений Учебного комитета. Надо стремиться к созданию прочных вертикальных связей, что позволило бы не только собирать информацию о достоинствах и недостатках в организации жизни Духовных школ, но реально влиять на сам процесс становления и развития учебных заведений Русской Православной Церкви.

Еще одна болезненная проблема в данной области — вопрос образовательного ценза для кандидатов в священный сан. Архиерейский Собор 2000 года в своем определении (п. 15) указал на необходимость перехода «к рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование». Тем не менее все еще встречаются случаи нарушения этого постановления без каких-либо достаточных оснований. Следует приложить все силы к тому, чтобы данное постановление исполнялось неукоснительно.

Если состояние духовного образования нашей Церкви, несмотря на сложности, неминуемо сопровождающие всякие реформы, все же является удовлетворительным, то религиозное образование мирян — область, в которой проблем гораздо больше.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II : Русская Православная Церковь |
Соболезнования глав и представителей зарубежных ... ... ru Документы Священного Синода Материалы соборов Официальная переписка Вера и жизнь Церковь и общество RU EN Соболезнования глав и представителей зарубежных инославных Церквей и международных христианских организаций в связи с трагическими событиями в североосетинском городе Беслане 8. 09. 2004 · Бесчеловечный террористический акт в североосетинском городе Беслане вызвал среди христиан всего мира широкую реакцию сострадания невинным жертвам и возмущения зверствами преступников. Представители многих инославных Церквей и международных христианских организаций выразили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Русской Православной Церкви и всему российскому народу глубокие соболезнования, заверив в своей в своей молитвенной и моральной поддержке. Папа Римский Иоанн Павел II выразил соболезнования родным и близким погибших. Пресс-секретарь Ватикана Хоаким Наварро-Вальс заявил: «Нам было очень прискорбно слышать о столь большом числе погибших и о той огромной боли, которую испытывают родители и семьи жертв акта терроризма». В телеграмме, направленной 4 сентября Апостольскому нунцию в России архиепископу Антонио Меннини, нападение на беспомощных детей и их ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II : Русская Православная Церковь
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"