Источник текста

Кипрская Латинская церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин

III (1191–1198 год) . Впрочем, представители латинского клира появились на Кипре гораздо раньше, прибывши сюда из Сирии, – в Левкосии (­­ Никосии) был и небольшой штат каноников; латиняне имели на острове и несколько церквей, но строго организованной латинской иерархии здесь не было; затем, и греки весьма враждебно относились к латинянам и не раз делали попытки совершенно вытеснить их отсюда. Существенную услугу в деле водворения латинян на Кипре оказал король Амори II Лузиньянский, который в 1195 году отправил в Рим лаодикийского архидиакона просить папу Целестина даровать латинской церкви на острове законное устройство.

Папа исполнил эту просьбу и буллою от 20 февраля 1196 года поручил архидиаконам Лаодикии и Лидды озаботиться устройством латинской церкви на Кипре. Архиепископская латинская кафедра была учреждена в Левкосии и её юрисдикции были подчинены епископии Пафа, Лемисса и Фамагусты. Латинская архиепископия имела в своем составе древнегреческие епархии Левкосии, Тримифунта, Кития, Лапифа, Киринии, Китра, Соли и Тамасса; епархия пафская обнимала территорию греческих епархий Пафа и Арсиноя; епархия лемисская равнялась по пространству древнегреческим епархиям Курия и Амафунта; наконец, фамагустская латинская епархия обнимала епархии Саламина и Карпасии. Первым латинским архиепископом был Алэн, избранный представителями латинской церкви острова в 1196 году и утвержденный папою. Буллою от 13 декабря 1196 года папа Целестин III утвердил привилегии и владения архиепископа, предоставив в пользование ему села Орнифос и Афандию и давши ему право собирать десятину в 17-ти местностях; архиепископу даровано право носить и паллиум за богослужением в большие праздники. Затем, по предписанию указанной папской буллы, клирики не могли, без согласия митрополита, уступать свои бенефиции другим или передавать их по наследству. Вторым латинским архиепископом был, по сообщению Lebuien’a, Дюран (Durand) , а вернее – Тьери (Thierry, Terry, Terricus) , как говорит Mas-Latrie. Он управлял латинскою церковью в 1206–1211 годах. В это время латинский патриарх в Константинополе Фома Морозини пытался подчинить своей власти церковную область Кипра, но эта попытка не увенчалась успехом. По этому поводу папа Иннокентий III сделал распоряжение, чтобы латинский архиепископ или сам прибыл в Рим для защиты своих прав, или прислал своих делегатов. Однако, кипрская церковь сохранила свою автокефальность. В 1211 году клирики Левкосии избрали на архиепископскую кафедру Дюрана, но этот выбор не был одобрен папою. Против нового архиепископа были представлены различные обвинения, расследование которых было папою поручено иерусалимскому патриарху Альберту; в дело затем вмешался кипрский король Гуго I Лузиньянский, и по этому поводу папа Иннокентий III отправил несколько посланий на Кипр; в результате же Дюран совсем фактически не занимал архиепископской кафедры. В 1217 году архиепископскую кафедру на Кипре занял Евсторгий, который в течении продолжительного своего управления (до 1250 года) оказал большие услуги латинской церкви. Он усердно защищал ее права, был опытным и преданным церкви администратором, заботился о дисциплине и просвещении клира, благоустроял материальный Опыт духовенства, закончил постройку храма святой Софии и в Левкосии, заложенного бывшим иерусалимским патриархом Альбертом и так далее.

Две конвенции в Лемиссе (1220 год) и Фамагусте (1222 год) регулировали отношения между баронами и клиром по предмету о десятинах и подчинили греческий клир латинской церкви. В силу этих конвенций латинская знать обязана была платить церкви десятину со всех доходов от своих владений, а клир со своей стороны обещал оставить за дворянами в свободном пользовании те владения, которые некогда принадлежали греческим церквам и монастырям. Указанные обязательства баронов оказались очень для них тяжелыми и в царствование Алисы они апеллировали по этому делу к папе, но их ходатайства оставлены без последствий. Сохранилось несколько документов, относящихся ко времени Евсторгия и свидетельствующих о ревности римского престола увеличить материальное благосостояние латинской церкви на Кипре, устранить злоупотребления и поддержать дисциплину. Так, папа Гонорий III (1216–1227 год) рекомендовал архиепископу Евсторгию не увеличивать без необходимости число церквей, подчинить латинским епископам несториан и яковитов, поселившихся на острове, назначить к церквам священников в дополнение к существующему штату и так далее. Но и при Евсторгии на Кипре было мало латинских школ, как в городах, так и в селах, духовенство не отличалось образованием, и невежество служило источником всякого рода ошибок, как в среде клира, так и в народе, число приходов не соответствовало общей численности латинского населения. Преемником Евсторгия на архиепископской кафедре был Гуго Фагиано (посвящен в епископы 9 апреля 1251 года) , отличавшийся ревностью в управлении церковью. Он часто обращался к клиру с наставлениями относительно усердного исполнения обязанностей, энергично защищал права церкви от притязаний королевской власти и дворян, проводил жизнь строгую, но в то же время был крайне несправедлив к грекам и пренебрежительно относился к православию. По смерти Гуго в Тоскане, архиепископскую кафедру в Левкосии занял Бертран, а потом Рафаил, при котором состоялся собор по вопросу об отношении латинян к грекам. При Иоанне Анконском, францисканце (1288 год) , иерусалимский латинский патриарх пытался лишить кипрскую церковь её привилегий и доходов, и эти попытки, вследствие слабости и снисходительности архиепископа, могли бы увенчаться успехом, если бы папа Урбан IV буллою от 26 апреля 1291 года не прекратил узурпации иерусалимского патриарха. Из архиепископов последующего времени более других известен доминиканец Иоанн del Conte (1312–1319 год) , назначенный папою Климентом V. При нем кипрская церковь жила спокойно, но среди духовенства стала развиваться роскошь, с которою архиепископ и вступил в борьбу. Он энергично настаивал на соблюдении клиром дисциплины, запретил духовенству заниматься торговлей, сделал несколько распоряжений относительно религиозно-нравственной жизни народа, благоустроил здание архиепископии, отличался любовью к бедным, покровительственно относился к народу и щедро помогал во время народных бедствий. Но эта ревность о церкви латинской по обыкновению крайне неблагоприятно отразилась на положении церкви греческой, на счет и в ущерб которой преимущественно и совершались Иоанном деяния, прославляемые латинскими писателями. С роскошью латинского клира боролся и архиепископ Илия de Nabinaux, назначенный 6 ноября 1332 года папою Иоанном XXII. Но и он в своих распоряжениях горько жаловался на то, что его декреты остаются мертвою буквой и что честолюбие и любовь к богатству по-прежнему господствуют в нравах духовенства. Архиепископ Филипп I de Chambarlhac (1344 год) получил от папы Климента VI различные привилегии, между прочим, по судебным делам, архиепископ Реймон de la Pradel (1366 год) , по предписанию папы Урбана V, должен был предохранять латинян от посещений греческих церквей, Андрей Родосский (1447 год) , доминиканец, играл выдающуюся роль на Флорентийском соборе и известен своими попытками распространить, унию и на Кипре, архиепископ Людовик Perez Fabrice (1447 год) был решительным противником венецианской политики на Кипре, а архиепископ Бенедикт Soranzo (1484 год) подвергся гонениям со стороны венецианцев за разномыслие в вопросах церковно-религиозного характера. Последним архиепископом Кипра пред завоеванием его турками был Филипп Mocénigo, возведенный в это достоинство папою Пием IV в конце 1559 года и известный своими заботами о повышении религиозно-нравственной жизни в народе. В XVI веке папский престол вступил с венецианскою республикой в соглашение по церковным делам и предоставил ей право патроната над архиепископией в Левкосии. При избрании нового архиепископа венецианское правительство представляло папе четырех кандидатов, из которых он выбирал одного.

Всех латинских архиепископов на Кипре в период 1196–1571 годов было 34. Латинские писатели хвалят их за ревность в исполнении обязанностей и за защиту права церкви от притязаний и вмешательства гражданской власти. Но, с другой стороны, известно, что некоторые архиепископы (Гуго Фагиано, Gerard de Langres, Иоанн del Conte) , вследствие столкновений со светским правительством, вынуждались оставлять остров на более или менее продолжительное время, когда и паства оставалась без архипастырского надзора и руководства; другие знали о кипрской церкви лишь по доходам, которые получали от нее, сами не являясь на остров (Конрад Караччьоли 1402 год, Стефан Каррар 1406 год, Гуго II Лузиньянский, Антоний Тунето, Иоанн Brusato) , вследствие чего дисциплина среди духовенства падала и народные нравы грубели; третьи архиепископы, преимущественно из знатных фамилий родом, больше занимались государственными делами, чем церковными, проводили светскую жизнь и пренебрежительно относились к церковно-религиозным интересам.

Что касается взаимных отношений латинской церковной и гражданской власти на Кипре, то со времени организации здесь латинской церкви между этими сторонами не было мира и согласия. Правители из Лузиньянского дома, по видам политическим, признавали нецелесообразным пренебрежительно относиться к православным грекам и оскорблять их религиозные чувства. Между тем латинские епископы, руководясь своими задачами, не находили возможным всегда согласоваться с политикою гражданских властей, не редко шли в разрез с ее видами и упрекали потом королей в систематическом пренебрежении более важных интересов церкви. Одновременно шла жестокая вероисповедная борьба латинян против греков, сопровождавшаяся грубыми оскорблениями последних и насилиями над ними. Светское правительство не всегда сочувствовало сильной стороне и становилось по временам на защиту греков. Отсюда возникала усиленная вражда латинской иерархии против королей и знати, пытавшихся поставить ее в должные границы. Далее, кипрская латинская иерархия вела борьбу и с папскими легатами, о чем свидетельствуют многочисленные документы пап о правах и привилегиях архиепископов и епископов на Кипре. Особенно же большие притязания на самостоятельность кипрской церкви заявляли латинские патриархи в Иерусалиме, которые приглашались в качестве третейских судей, для коронации королей, для искоренения больших злоупотреблений и так далее, а в действительности выходили из пределов своих полномочий и пытались подчинить себе кипрскую церковь. Так, патриарх Рауль de Grandville (1291 год) , пользуясь слабостью архиепископа Иоанна Анконского, вторгся в границы его юрисдикции, исполнял епископские обязанности в его епархии, получал его доходы. Папа Николай IV написал ему резкое по этому поводу обличение. В 1481 году архиепископ Виктор должен был разъяснить папе Сиксту IV, что кипрский архиепископ никогда не подлежал юрисдикции иерусалимского патриарха. Особенно часто нарушались права архиепископов после того, как патриархи в Иерусалиме имели лишь титулярное значение и вынуждались оставлять Палестину; в последнем случае они обыкновенно водворялись на Кипре, а некоторые из них занимали даже архиепископскую кафедру (легат Петр de Pleine-Chassaigne XIV в., Илия de Nadinaux) . При защите своих прав от притязаний иерусалимских патриархов, кипрские архиепископы указывали на то, что латинская церковь на острове автокефальна, как автокефальна и церковь греческая, от которой первая унаследовала свою независимость. Другой причиной столкновений между латинским духовенством и светским правительством служил имущественный вопрос. Дело в том, что латинские епископы желали овладеть всеми имуществами, которые раньше принадлежали греческой церкви, но встретили в этом корыстолюбии противодействие со стороны и греков, и королей, и дворян, а с другой стороны светские собственники на Кипре, обязанные платить латинской церкви десятину и другие налоги, весьма неаккуратно исполняли это обязательство, а потом вступили с латинскою иерархиею в упорную из-за десятины борьбу; тянувшуюся в течение всего периода латинского господства на острове. Напрасно архиепископы и епископы Кипра обращались к папам с жалобами на королей и баронов, тщетно и сами папы писали последним грозные послания, требуя подчинения церковной власти; – имущественные разногласия и споры составляли устойчивую особенность в латинской церковной жизни вплоть до завоевания Кипра турками.

Однако и среди борьбы из-за материальных расчетов латинское духовенство не забывало о своих обязанностях. Вопросы дисциплины и разностей между греческой и латинской церквами обсуждались на общих собраниях латинских епископов, но архиепископы и отдельно делали постановления по поводу тех или других недостатков в церковно-общественной жизни. Так, Гуго в 1253 году издал постановление о том, что миряне должны повиноваться клирикам и оказывать им почтение, а другими постановлениями регулировал отношения между клириками, предписал им усердно исполнять свои обязанности, осудил ростовщичество и грозил повинным в нем церковным наказанием. В 1298 году архиепископ Gérard de Langres вместе с епископами Пафа и Лемисса составил несколько дисциплинарных правил относительно совершения таинств, сбора десятин и так далее. Другие архиепископы регулировали жизнь приходскую, делали распоряжения о школах, правах духовенства, монастырей, смешенных браках, исполнении клириками своих обязанностей. К концу латинского владычества на Кипре, местная латинская церковь достигла значительного благоустройства в своей внутренней жизни. В частности, латинское монашество на Кипре представляло внушительную моральную силу: Монахи появились здесь главным образом, вовремя короля Гюи Лузиньянского († 1194 год) , а затем число их постепенно умножалось вследствие постоянного притока новых иноков из Палестины и Сирии. Здесь были августинцы, бенедиктинцы, кармелиты, картезианцы, доминиканцы, францисканцы, премонстрансты и другие монахи. Центром монашества был столичный город Левкосия, где жили представители всех указанных латинских орденов. А затем, доминиканские монастыри были в Фамагусте, Лемиссе и Вальве, францисканские – в двух первых городах и в Пафе, кармелиты жили в Фамагусте, Лемиссе и близ Апелемидии, августинцы в двух первых городах и так далее. Монашеские ордена дали латинской церкви многих епископов и архиепископов, оказали латинской церкви большие услуги в разных отношениях. Но нравственность монахов не всегда стояла на высоком уровне, и поэтому поводу духовная власть сделала ряд распоряжений с целью подчинить иноков монастырским уставам. Кроме того, латинские монахи запятнали себя грубым и дерзким отношением к православной церкви и ее верным чадам. Они поселились почти исключительно в греческих монастырях, которые и отняли у прежних их собственников – православных монахов, овладели чужими имуществами, бессердечно выгоняли греческих монахов из их владений, отнимали у них святыни, стремились подчинить греческих иноков своей власти, оскорбляли православную веру и вообще причиняли православным инокам неисчислимые беды – моральные и материальные – своими нехристианскими по отношению к ним действиями. Этого пятна на латинском монашестве Кипра не могут смыть и те его заслуги для латинской церкви, о которых любят распространяться католические писатели, забывающие обращать внимание на другую сторону восхваляемых ими исторических фактов.

На Кипре еще в VIII веке водворились марониты, число которых постепенно умножалось и в XIII веке дошло до 800000 человек. Ныне они (в гораздо меньшем числе) живут в Левкосии, Ларнаксе, Фамагусте, Лемиссе и Пафе, имеют свои храмы, монастыри и школы, говорят на новогреческом языке, подчиняются в церковном отношении латинскому маронитскому патриарху Ливана.

Кроме того, на острове живут – армяне, которые также имеют свои храмы и монастыри и подчиняются армянскому патриарху в Иерусалиме; яковиты, подчиненные антиохийскому яковитскому патриарху; копты, находящиеся в зависимости от каирского патриарха; несториане или халдеи, подчиненные халдейскому митрополиту Тарса; так называемые linobambaci, вероваyия которых представляют смесь христианства с мусульманством, и евреи, водворившиеся на острове под покровительством англичан, но вопреки желанию коренного туземного населения. Общее число представителей всех указанных вероисповеданий, большею частью, невелико, хотя некоторые из них водворились на Кипре еще в византийскую эпоху или в период латинского господства на острове.

Источник текста

Вам может быть интересно:

metropolitan athanasios contemporary charismatic elders | different light youthful travelers contemporary america | contemporary orthodoxy the field grace’s action | the abbot claudius responds the contenders | divino afflante spiritu |

Постоянная ссылка: Кипрская Латинская церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера