Источник текста

МОСКОВСКИЙ СОБОР 1943 - Древо


Затем последовал доклад митрополита Ленинградского Алексия " Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны " . Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий указал на нравственные условия успеха русского воинства, общие для всех времен: " Твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной " . Затем митрополит Алексий поставил вопрос об избрании патриарха и предложил кандидатуру митрополита Сергия, что было единодушно одобрено всеми соборянами. Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его патриархом и предложил формулу поминовения патриарха: " Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси " . Члены Свящ. Синода, избранные на Архиерейском Соборе 1943 г. В нижнем ряду (слева направо) : митр. Ленинградский Алексий (Симанский) , Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский) , митр. Киевский Николай (Ярушевич) .

о высших органах церковного управления: Поместный Собор в своё время предусматривал для Синода более самостоятельный статус, новый же Синод образовали при патриархе. В этом выразился опыт, приобретенный Русской Церковью в 1920-1930-х годах, который показал особую ответственность первосвятительского служения, так как в пору гонений, при внешних и внутренних разделениях, для многомиллионной паствы главным духовным ориентиром, помогавшим различать, где Православная Церковь, а где

Собор принял подписанную всеми его участниками декларацию об осуждении изменников веры и Отечества, направленную против коллаборационистов из духовенства и мирян, запятнавших себя сотрудничеством с оккупационными властями и одновременно посягнувших на учинение расколов. Этот акт не исключал вынужденный контакт с администрацией оккупированных земель, но был направлен против тех, кто предавал ближних или откровенно переходил на сторону фашистов. В обращении Собора к советскому правительству была выражена готовность умножить усилия Церкви в служении правому делу спасения Родины от агрессии. Собор издал также " Обращение ко всем христианам мира " , проект которого был зачитан Саратовским архиепископом Григорием (Чуковым) : в нём Собор охарактеризовал борьбу с фашизмом как проявление благородного порыва человеческого духа " нанести смерть самой войне " .

Деяния Архиерейского Собора стали переломными во внутренней жизни Русской Православной Церкви: спустя несколько дней было принято решение об издании " Журнала Московской Патриархии " , стали приниматься меры по укреплению дисциплины среди духовенства. 27 октября патриарх Сергий обратился в правительство с просьбой амнистировать 24 архиерея и 2 священников. 28 ноября СНК разрешил открытие в Москве Богословского института и пастырских курсов и определил процедуру возобновления деятельности храмов и приходов.

Возобновилась и внешняя деятельность Московского Патриархата. В ответ на обращение руководства Англиканской церкви к советскому правительству в конце лета 1943 года с просьбой разрешить приезд своей делегации в Москву - что было признано желательным и полезным Сталиным накануне Тегеранской конференции - 19 сентября Московская Патриархия уже принимала первую высокую зарубежную делегацию: англиканского архиепископа Йоркского Сирила Гарбета.

Одновременно начался процесс повсеместного покаянного возвращения в лоно Матери-Церкви обновленцев, чему способствовала и позиция государства: 12 октября Карпов подал на имя Сталина докладную записку с предложением прекратить поддержку обновленчества и " не препятствовать распаду обновленческой церкви " . Согласие Сталина и последовательно проводимая госсударственная политика, основанная на том, что " переход обновленческого духовенства и приходов - дело внутрицерковное " , предопределили скорый конец обновленчества. Начался и процесс возвращения " григорианцев " , различных групп " непоминающих " и " непримиримых " - " иосифлян " , " истинно православных христиан " , " викториан " и других.

Избрание патриарха, демонстрировавшее начало нормализации церковно-государственных отношений в СССР, вызвало реакцию со стороны немецкого руководства: в начале октября 1943 года Главное управление имперской безопасности совместно с Министерством восточных территорий наметило проведение несколько конференций православного духовенства оккупированных территорий, на которых предполагалось принять резолюции о неканоничности избрания патриарха Сергия. Митрополит Виленский Сергий (Воскресенский) разъяснил немецким властям, что выборы патриарха произведены в соответствии с каноническими нормами и не могут быть оспорены. Однако, германское командование нашло поддержку своей инициативы в Русской Православной Церкви, 7 архиереев которой на совещании 8-13 октября 1943 года в Вене признали избрание патриарха Сергия " фактом не только неканоничным, но и не церковным, а политическим " . Германские власти категорически требовали запретить возношение на богослужениях имени патриарха Сергия. Резолюция Венского совещания была решительно осуждена митрополитом Виленским Сергием, и, хотя он вынужден был оповестить духовенство о требовании немецких властей, сам он на богослужениях всегда поминал Патриарха Сергия. См. также Цыпин Владислав, прот., " Архиерейский Собор 1943 г. " , портал Православие. Ru, 7 сентября 2013: Литература Дневники митр. Алексия (Симанского) за 1943 г. , Архив ЦНЦ. " Материалы Собора " , Журнал Московской Патриархии, 1943, № 1, 3-17; № 2, 3-17.

Шкаровский М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви, СПб., 1999, 185-194, 258-263.

Редакция текста от: 28. 03. 2018 22: 46: 58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " МОСКОВСКИЙ СОБОР 1943 " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе:
Предыдущая страница

Источник текста


Вам может быть интересно:

русской духовной миссии | устав русской православной церкви | русской духовной миссии иерусалиме | уставом русской православной церкви | основах социальной концепции русской православной церкви |

Постоянная ссылка: МОСКОВСКИЙ СОБОР 1943 - Древо
Справочник - ПОИСКОВ.РФ