Игумен-мастеровой: подвиги и труды преподобного Арсения Коневского ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
. Вторая половина XIV века. Византийская империя стремительно теряет свою мощь, ромеи вынуждены уступать иноверцам все новые и новые территории, страшный день падения их Империи приближается с неумолимой быстротой… Преподобный Арсений Коневский Когда-то солунские братья перевели на славянский язык богослужебную литературу в Паннонском и Моравском княжествах. Позднее папское духовенство, дыша завистью к константинопольским святым, изгнало прочь учеников Кирилла и Константина, и те вынуждены были искать прибежище в Болгарии, у царя Бориса. В течение того века, который отделял разгром кирилло-мефодиевского наследия в Паннонии и Моравии от принятия христианства Киевской Русью, именно болгары, южные славяне, были той культурной и духовной колыбелью, из которой суждено было вырасти древнерусской письменности, сокровищнице русского Православия первых веков его истории.

По свидетельству Повести временных лет, уже князь Ярослав Мудрый создает в Киеве скриптории, в которых переписываются, а может быть, и переводятся с греческого языка книги, жизненно необходимые для распространения христианства по всей территории тогдашней Руси. Однако богослужебная, святоотеческая и житийная литература начинает поступать в Киев, Новгород, Чернигов и другие русские города и из болгарских земель. Непосредственным главой Русской Церкви становится Константинопольский Патриарх, а Русская Митрополия в списке подчиненных Константинополю занимает одно из последних мест.

Преподобный Антоний Печерский – зачинатель русского монашества, своими руками вырывший пещеры в предместьях Киева, – приходит на Русь со Святой Горы и несет с собой благословение афонских старцев, научивших юного подвижника великой науке иноческого делания. Из Киево-Печерского монастыря, подобно птицам, покидающим родное гнездо, разлетаются по Руси монахи, одни из них становятся епископами, другие – основывают новые иноческие общины.

Все это позднее стали называть первым южнославянским влиянием. Именно оно дало мощнейший импульс для формирования русской культурной самобытности, которая стала основой исторической долговечности молодой русской государственности и впоследствии не позволила отдельным княжествам, погруженным в междоусобные распри, навеки забыть о своих общих корнях.

В это время святость достигалась на путях мученического исповедания веры князьями Однако в XIV веке русская государственность переживала глубокий кризис – Русь лежала в руинах, еще не переставших дымиться после страшных походов Батыя. Монашеская жизнь замерла, и долгое время Русская Церковь не канонизировала преподобных: в это время святость легче достигалась на путях мученического исповедания веры благоверными князьями… Тогда, когда зажигался трепетный огонек веры на Маковце юношей Варфоломеем, многие его современники, еще не знавшие о скором явлении этого духовного самородка, которому несколько десятилетий спустя напишет сам Константинопольский Патриарх, шли на юг, в южнославянские земли, и, конечно же, на Афон. И, в свою очередь, из Сербии и Болгарии приходили на Русь талантливые книжники и библиофилы, труды которых становились образцами церковного красноречия, эталонами агиографической литературы. В годы тяжелых испытаний, выпавших на долю русскому народу, в десятилетия унижений и всеобщего уныния происходит возвращение к культурной традиции южных славян, поиск смыслов в запечатленных образцах византийской духовности. Все это впоследствии стали называть вторым южнославянским влиянием. Крепкие связи с Афоном установились во второй половине XIV века в Новгородском Лисьегорском монастыре, расположенном на левом берегу Малого Волховца, недалеко от московской дороги. В 1390-е годы игумен этой обители Иларион привозит со Святой Горы «Тактион» Никона Черногорца, а в скриптории Лисьей горы создаются копии этого и многих других манускриптов – иноки переписывают как богослужебные книги, так и богословские сочинения современников. Чуть позднее монастырь станет одним из центров новгородского владычного летописания. Сюда примерно в 1382-м году приходит молодой новгородец, которого в скором времени постригут с именем Арсений.

Житие Арсения создается вскоре после его смерти одним из игуменов основанного им монастыря – Варлаамом. Стиль Варлаама позднее стали сравнивать со стилем лаконичной северной иконы, окруженной по периметру клеймами, в которых скупо запечатлены основные факты биографии праведника. Необычен зачин Жития – перед нами аннотация, в которой кратко, как в центральной части иконописного образа, описывается содержание всей повести: Арсений побывал на Святой Горе, там получил благословение старцев и икону Богородицы, после чего вернулся на Русь, где и создал Коневецкий монастырь. Итак, перед нами типичная биография русского преподобного конца XIV – начала XV веков, эпохи второго южнославянского влияния, когда источником монашеского вдохновения в условиях общекультурного упадка становится прекрасное далеко Афонской горы, сохраняющей в незыблемой чистоте и недосягаемом величии святыни вселенского Православия.

Аполлинарий Васнецов.

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    коневецкого коневского рождества пресв богородицы муж мон-ря | церковь иконы божией матери коневская коневском скиту коневского монастыря | рака мощами прп арcения коневского коневском мон-ре фотография нач | коневецкий честь рождества пресвятой богородицы монастырь | коневецкого честь рождества пресв богородицы |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Игумен-мастеровой: подвиги и труды преподобного Арсения Коневского Православие.Ru
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера