Дух отношения между благодатью и свободой в возрожденном человеке по ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Мониторинг научных статей Мониторинг научных статей Догматическое богословие Дух отношения между благодатью и свободой в возрожденном человеке по руководству символических книг Православной Церкви В символических книгах православной церкви с понятием благодати обыкновенно соединяется представление об общении Бога с разумною тварью: имеющий благодать принадлежит к царству Божию, не имеющий ее находится вне его. Действие благодати — признак богообщения: где она является, там «живет» Бог, там «место Божие». Благодать есть действие «живущего» Бога, воспринимаемое разумными тварями как дыхание жизни Божией, полное благоволения к ним. (Речь, читанная на торжественном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1894 года) .

Ум человеческий уже давно напрягал свои усилия к тому, чтобы определить отношение Существа абсолютного к конечным разумным существам. Эти усилия его увенчались тем, что он пришел к мысли о царстве Божием на земле. Идея царства Божия сознана была еще в дохристианскую эпоху у народов, достигших наибольшего культурного развития. Так, даровитый персидский народ (принадлежавший к арийской ветви человечества) выразил сознание того, что царство добра на земле есть задача мировой истории. Персидская ифика учила о царстве Акура-Мазды, верховном виновнике всякого добра, мужественно борющегося с Ангромайном, как началом зла. В этой исторической борьбе добра со злом и заключался для персов смысл жизни. С наибольшей ясностью идея о царстве Божием выразилась в римской эклектической философии. В связи с представлением о человечестве, как едином целом по силе одинакового участия всех людей в едином разуме, римские стоики учили о великой вселенной, обнимающей богов и людей, пределы которой измеряются солнцем. Известно положение Эпиктета, что все люди братья по природе, потому что происходят от одного Бога. Известно также классическое место из Сенеки. С таким понятием о царстве Божием в язычестве соединялись и наиболее чистые представления об истинной человечности, особенно выразившиеся в учении о гуманности.

Но только богооткровенное христианство, принесшее на землю истинную жизнь, вполне и правильно уяснило идею царства Божия. По христианскому мировоззрению, царство Божие мыслится как совершенное свободное осуществление воли Божией разумными тварями. Истина воли Божией лежит в основе царства Божия. Воля Божия, даровавшая бытие разумным тварям и сохраняющая оное, в тоже время нравственно управляет ими. Здесь во всей силе открывается абсолютизм Бога, как бесконечно превосходящего твари во всем их бытии. Истина бесконечного различия между Богом и тварью глубоко сознается в православии. Положение, что между Творцом и тварью совершенно нет никакого сравнения, в «Православном исповедании кафолической и апостольской церкви восточной» ставится на одно из первых мест. Ослабить эту истину значило бы исказить самое существо христианского учения и приблизиться к языческому смешению Божества с миром. Но это бесконечное расстояние между Богом и тварью, по православному сознанию, не отчуждает последнюю от Бога и не угрожает ее бытию в себе; напротив оно необходимо соединяется с близостью к Богу и утверждением бытия в себе. Ибо разумные существа — сыны Высочайшего Блага: единственно любовь Божия дала им бытие, и Она же, как Ипостасная, входит с ними в постоянное нравственное общение. Общение Бога с тварью есть общение, прежде всего, бесконечной благости Божией. И только на почве любви к Богу, как бесконечной полноте добра, излившегося и на тварь, наиболее глубоко постижимо Его бесконечное различие от конечного бытия. Здесь мы видим сознание полнейшего ничтожества перед Богом при сознании сыновней близости к Нему и постижение абсолютизма Бога на основании сознания Его отчества. Отчество Бога основа Его царства.

Итак, к существу царства Божия принадлежите благостное общение Бога с разумною тварью. Такое богообщение на богословском языке называется « благодатью».

В символических книгах православной церкви с понятием благодати обыкновенно соединяется представление об общении Бога с разумною тварью: имеющий благодать принадлежит к царству Божию, не имеющий ее находится вне его. Действие благодати — признак богообщения: где она является, там «живет» Бог, там «место Божие». Благодать есть действие «живущего» Бога, воспринимаемое разумными тварями как дыхание жизни Божией, полное благоволения к ним. Она даруется по причине божественной благости. К существенным признакам такого Богообщения относится его «сверхъестественность» и «духовность». Вследствие своей духовности, поскольку она может быть отличаема от душевности и так называемой естественности, благодать является одним из самых высших моментов отношения Бога к тварям: именно чрез нее даруется им духовная жизнь. Другой существенный признак благодати есть чрезвычайность открывающейся в ней любви Божией, преизбыточествование милостью и любовью Бога; так что иногда благодать отождествляется с милосердием Божиим. Еще новая отличительная черта выступает, когда речь идет собственно о людях падших, но восстановленных Христом Спасителем. Это та особенность, по которой благодать является богообщением, совершаемым преимущественно Духом Святым, даруемым чрез Христа.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

утреня великого понедельника начинается обычно надо отметить что страстной всё повседневное оно единственное | одного единственного царя | вид стороны старого мазепиного корпуса сер xviii гравюра ифика иерополитика 1760 | церковь иоанна богослова богословском погосте | часовня иконы божией матери иверская иоанно-богословском макаровском монастыре |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Дух отношения между благодатью и свободой в возрожденном человеке по руководству символических книг Православной Церкви
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера