> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Учение о церковной икономии в трактате свт. Евлогия, Патриарха ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста
Однако по причине большого множества гайянитов, которые постоянно устраивали смятения и бунты, Феодосий смог продержаться на своем престоле только год и четыре месяца, после чего был вынужден уехать из Александрии в Константинополь, где жил под покровительством императрицы Феодоры вплоть до своей смерти (22 июня 566 г.) . После вынужденного удаления патриарха Феодосия из Александрии императорский двор принимает новую египетскую церковную политику, которая будет продолжаться вплоть до первой половины VII в. Несмотря на полное отсутствие сторонников Халкидона, власти, тем не менее, принимают решение направить в Александрию патриарха-халкидонита, наделив его при этом широкими гражданскими и военными полномочиями. В принципе, александрийские патриархи издревле обладали не только церковной, но и определенной гражданской властью над населением Александрии. Кроме того, в VI в. вообще все епископы Римской империи будут наделены значительными гражданскими полномочиями, становясь, с одной стороны, важными членами городских курий, а с другой – специальными представителями императора в городах [12]. Однако александрийский патриарх, кроме всего этого, с 537 г. получил еще и значительные военные полномочия, превратившись не только в важного гражданского чиновника, но и в военачальника. Как пишет Э. Штайн [13], новое положение александрийского патриарха превращало его, по сути, в «вице-императора» Египта.

Поскольку, как уже было сказано выше, в самой Александрии практически не было сторонников Халкидона, с этого времени патриарх избирался и поставлялся непосредственно в Константинополе, и только после этого, вместе со значительным военным эскортом, отправлялся в Египет. Так были избраны халкидонитские патриархи Павел (537–539) , Зоил (539–551) , Аполлинарий (551–570) , Иоанн IV (570–581) и Евлогий (581–608) . Новая египетская политика Константинополя предполагала начало массовых репрессий монофизитов в Египте, и новоназначенные александрийские патриархи-халкидониты довольно ревностно подошли к порученной им миссии. За несколько десятилетий абсолютно все монофизитские церкви Александрии были закрыты, множество монофизитов было выслано и убито, в Александрии не осталось ни одного монофизитского епископа. Феодосианские патриархи, поставляемые в Александрии после смерти Феодосия, вынуждены были укрываться в монастыре Энатон, недалеко от Александрии, а гайянитские патриархи скрывались в глубине пустынь.

Однако жесткие гонения не привели к большим успехам, так как подавляющее количество населения Египта по-прежнему оставалось монофизитским, а халкидониты существовали практически только в одной Александрии.

В 578 г. в среде египетских феодосиан происходит крупное событие: на их александрийскую кафедру в монастыре Энатон был избран патриарх Дамиан (578–607) . Это был образованный и чрезвычайно энергичный человек. Всего за несколько лет он развил необычайно бурную деятельность по объединению самых разных египетских церковных течений, не только монофизитских. В самом скором времени патриарха Дамиана признали тритеиты, на специальном соборе было проведено объединение с египетскими мелетианами и, пожалуй, самым известным объединительным проектом Дамиана было его соединение с гайянитами (у которых после смерти в 580 г. их патриарха Дорофея, вероятно, еще не было собственного патриарха) . О последнем соединении нам известно только из единственного источника – из того самого трактата свт. Евлогия об икономии, который был пересказан выше. Основываясь на сведениях свт. Евлогия, исследователи считают, что объединение феодосиан и гайянитов произошло незадолго до начала его патриаршества, т. е. где-то около 581 г [14]. Свт. Евлогий не сообщает подробности объединения, но понятно, что феодосиане и гайяниты соединились друг с другом «по икономии», вероятно, на основании какой-то «средней» догматической формулы, которая позволяла трактовать спорный вопрос о нетлении Тела Христова разными способами. Из сведений, сообщаемых свт. Евлогием, также известно, что это объединение оказалось эфемерным – через непродолжительное время гайяниты и феодосиане разъединились снова. Таково было положение монофизитской Церкви в эпоху патриаршества свт. Евлогия.

Что касается самого свт. Евлогия, то он, бывший игумен одного из императорских монастырей Антиохии [15], был поставлен в Константинополе и прислан в Александрию уже тогда, когда деятельность Дамиана достигла определенных успехов. Противодействие активному монофизитскому патриарху стало главной задачей свт. Евлогия уже в самом начале его патриаршества. При этом, как отмечали многие исследователи, деятельность именно свт. Евлогия, в отличие от его предшественников, характеризуется многочисленными попытками вмешательства во внутренние дела различных церковных групп, не принадлежащих к официальной Церкви, и даже вмешательством в некоторые гражданские споры [16]. Свт. Евлогий много раз писал по вопросам внутримонофизитской полемики, вмешивался в спор между досифеанами и самаритянами и выступал арбитром во время споров между цирковыми партиями. Очевидно, свт. Евлогий решительно пользовался своим положением «вице-императора», которое он старался перевести в плоскость некоторого «высшего арбитра» для всего египетского населения. Свт. Евлогий старался представить себя в качестве высшего надконфессионального судьи, который имеет полномочия решать споры не только халкидонитов, а вообще все религиозные споры Египта. Даже противоречия самаритян и дорсифеан входили в сферу его интересов. Именно в этом ключе требуется понимать его обращение к уже прошедшему неудачному объединению феодосиан и гайянитов.
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

санкт-петербурге начнет курсировать православный социальный автобус | храмы санкт-петербурга | санкт-петербургской митрополии | известия санкт-петербургской епархии | санкт-петербургском смольном честь воскресения господня монастыре |
Постоянная ссылка: Учение о церковной икономии в трактате свт. Евлогия, Патриарха Александрийского (581–608) : Портал Богослов.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера