Источник текста

Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки), Часть 2 - читать, скачать


Подобно тому, как ветхозаветный бытописатель Моисей, начиная историю падшего человечества, сообщает: Вот родословие Адама ( Быт. 5: 1 ) , и апостол Матфей, начиная историю восстановления падшего человека, говорит: Родословие Иисуса Христа. От первого, перстного человека пошло расстройство, но вот – новый Человек, новый Адам, Господь с неба ( 1Кор. 15: 47 ) , Начальник нового поколения людей, рождаемых духовно и составляющих народ святой... Древнее прошло и все стало ново... Какая радость для земнородных уже в одном этом наименовании книги – Родословие Иисуса Христа! О каком родословии говоришь ты, апостол Христов? Кто и кому сроден? Бог, Творец неба и земли, преискренне приобщился нашей плоти и крови и не возгнушался назвать подобных нам людей Своими предками, а нас – братьями Своими. Это ли не радость? Это ли не благовестие? Но эта благая весть особенно была радостна для уверовавших Иудеев: они знали, что Давиду и Аврааму было обещано Богом рождение от их семени Христа Спасителя.

(, чтобы сделать человеков причастниками Божественного естества») свт. Филарет, митрополит Московский (. Царь земной облекается иногда в одежду простого воина, чтобы не привлечь к себе внимание неприятелей; Царь Небесный сокрывается под образом раба, чтобы не заставить врага, диавола, бежать прежде сражения. Он пришел, чтобы нас спасти, почему и восприял имя Иисус, что в переводе с еврейского значит Спаситель. Он был Царь, ибо воцарился для истребления греха; Он был Первосвященник, ибо Сам Себя принес в жертву за наши грехи; в Ветхом Завете и царей, и первосвященников помазывали святым елеем, и потому их называли христами: и Господь наш был помазан истинным елеем, Духом Святым, и потому называется Христом, что в переводе с греческого означает: Помазанник. Но Авраам жил многими веками раньше Давида; почему же евангелист называет Иисуса Христа сначала Сыном Давидовым, а потом уже – Авраамовым? Потому что Давид был особенно знаменит у Иудеев из-за своих царственных деяний. Давид жил через тысячу лет после Авраама, и обетование, данное Богом Давиду, что от его семени восстанет Христос, как недавнее, было у всех Иудеев на устах. Обетование Аврааму можно было относить ко всем коленам еврейского народа, а обетование Давиду прямо указывало не только колено Иудово, но и род Давидов, из которого надлежало ожидать обетованного Спасителя. Давид первым из царей благоугодил Богу, первым из них получил обетование, что из его семени родится Христос; к тому же и сам Давид был прообразом Христа: как Давид воцарился вместо отверженного Богом Саула, так и Христос воцарился над нами, когда)

Аврааму первому Бог вменил веру в праведность: он первый получил от Бога обетование, что в семени его, т. е. через его Потомка, благословятся (будут Богом благословлены) все народы земли ( Быт. 22: 18 ) . Христос и есть это семя Авраамово, в котором получили благословение все мы, бывшие прежде язычниками. Евангелист не упоминает о других детях Авраама, потому что все Евреи произошли не от них, а от Исаака. Поэтому же он не говорит об Исаве, сыне Исаака, а только об Иакове: ИСААК РОДИЛ ИАКОВА; ИАКОВ РОДИЛ ИУДУ И БРАТЬЕВ ЕГО.

Из двенадцати сыновей Иакова евангелист назвал только Иуду, потому что от колена Иудова произошел Христос. А о братьях Иуды упомянул потому, что они были родоначальниками избранного Богом народа Еврейского.

Патриарх Иаков, благословляя перед смертью детей своих, сказал Иуде: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов ( Быт. 49: 10 ) , т. е. не прекратится царская власть из колена Иудова, пока не придет обетованный Примиритель, ожидание всех народов земных, Спаситель Христос. Это и сбылось во время Рождества Христова: у Иудеев не было своего царя; царь Ирод был иноплеменником; их царство принадлежало Римлянам.

Фамарь была невестка Иуды, вдова, оставшаяся бездетной после браков с двумя его сыновьями ( Быт. 38: 6–18 ) . Желая иметь детей от семени Авраама, она притворилась блудницей, зачала от своего свекра, Иуды, и родила двух близнецов Фареса и Зару. Итак, упомянув о Фамари, евангелист напоминает о грехе самого Иуды. «Что делаешь ты, богодухновенный муж, – вопрошает свт. Иоанн Златоуст. – напоминаешь нам историю беззаконного кровосмешения? » И отвечает: «В родословии воплотившегося Бога не только не должно умалчивать, но надо велегласно возвестить об этом, для того, чтобы показать Его промышление и могущество. Ибо Он пришел не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить этот позор. Христу должно удивляться не только потому, что Он сделался человеком, но и потому еще, что Он порочных людей удостоил быть Своими соратниками, не стыдясь нимало наших пороков. Он не гнушался ничем нашим, научая этим и нас не стыдиться злонравия предков (или низкого происхождения) , но искать только одного – добродетели. Ибо добродетельный, хотя бы и происходил от иноплеменника, хотя бы и родился от блудницы, не может получить от этого вреда». Этим смиряется и гордость Иудеев. Они хвалились своим происхождением от Авраама и думали спастись добродетелями предков. Но, вот «и самые праотцы их виновны во грехах. Так, патриарх Иуда, от которого и самое имя получил народ Иудейский, оказывается немалым грешником, ибо Фамарь обличает его в блудодеянии. И Давид от жены прелюбодейной родил Соломона. Если даже эти великие мужи не исполнили закона, то тем более те, которые ниже их. А если не исполнили, то все согрешили, и пришествие Христа было необходимо» (свт. Иоанн Златоуст) . Евангелист продолжает родословную лествицу: ФАРЕС РОДИЛ ЕСРОМА; ЕСРОМ РОДИЛ АРАМА; АРАМ РОДИЛ АМИНАДАВА; АМИНАДАВ РОДИЛ НААССОНА; НААССОН РОДИЛ САЛМОНА; САЛМОН РОДИЛ ВООЗА ОТ РАХАВЫ. «Думают, что Рахав та самая блудница, которая приняла у себя и спасла соглядатаев, посланных Иисусом Навином в Иерихон, и за это спаслась от истребления сама после взятия Евреями этого города.

Упомянул о ней евангелист в назидание наше: как она была блудница, так и все язычники блудодействовали своими делами. Она приняла посланных Иисусом Навином и спаслась: язычники, принявшие посланных Иисусом Христом апостолов и уверовавшие в Него, – спасаются» (преп. Феофилакт) .

Вот еще язычница – иноплеменница Руфь. Она оставила родную страну и дом отца своего, пошла со своей свекровью из земли Моавитской в Вифлеем, уверовала в Бога истинного, и за это удостоилась быть праматерью Давида и Самого Иисуса Христа. «Так и церковь из язычников забыла почитание идолов и отца своего диавола и обручилась с Единородным Сыном Божиим» (преп. Феофилакт) .

ОВИД РОДИЛ ИЕССЕЯ; ИЕССЕЙ РОДИЛ ДАВИДА ЦАРЯ; ДАВИД ЦАРЬ РОДИЛ СОЛОМОНА ОТ БЫВШЕЙ ЗА УРИЕЮ, т. е. от жены Урии, военачальника Давида, от Вирсавии ( 3Цар. 11: 3–4 ) . Давид прельстился ее красотой и впал с ней в грех прелюбодеяния. Желая покрыть этот грех, он повелел старшему своему военачальнику Иоаву поставить Урию в самом опасном месте во время сражения, и Урия был убит, а Давид женился на Вирсавии. Итак, евангелист, упомянув о жене Урия, снова вводит в родословие Христа грешницу, говорит о тяжком падении лучшего из предков Христовых по плоти – славного царя-пророка Давида. Воистину здесь слава Иисуса Христа обнаруживается не через величие, но через низость и греховность Его земных предков. Фамарь и Раав – блудницы, Руфь – иноплеменница, Вирсавия – прелюбодейка, но все они удостоились великой чести быть написанными в числе предков Спасителя мира: как ни удивляться Его крайнему снисхождению. Поистине, пред Богом нет Иудея, ни Еллинна-язычника; нет раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского ( Гал. 3: 28 ) , но всех, приходящих к Нему с покаянием, Он с любовью приемлет. Воистину Он пришел призвать грешников к покаянию, пришел уничтожить все наши грехи, пришел, как Врач, а не Судия. Кто после этого смеет похвалиться своим происхождением от славных и именитых предков? «Невозможно, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – совершенно невозможно через добродетели или пороки предков быть честным или безчестным, знаменитым или неизвестным. Можно сказать еще более: тот больше и знаменит, кто, родившись от недобрых родителей, сам стал добрым человеком». Поистине человеку нечем хвалиться... Но обратимся к родословию Иисуса Христа. С Давида начинается ряд царей до плена Вавилонского.

СОЛОМОН РОДИЛ РОВОАМА; РОВОАМ РОДИЛ АВИЮ; АВИЯ РОДИЛ АСУ; АСА РОДИЛ ИОСАФАТА; ИОСАФАТ РОДИЛ ИОРАМА; ИОРАМ РОДИЛ ОЗИЮ. Из Священного Писания Ветхого Завета следует, что у Иорама был сын Охозия, у Охозии – Иоас, у Иоаса Амасия, а у этого Амасии уже Озия.

Думают, что евангелист опустил здесь трех царей для облегчения, чтобы удобнее было запомнить родословную таблицу, если считать их три раза ровно по четырнадцать имен. А почему он опустил именно эти три имени, а не другие, – этот вопрос святитель Иоанн Златоуст считает неважным и не считает нужным его решать.

ОЗИЯ РОДИЛ ИОАФАМА; ИОАФАМ РОДИЛ АХАЗА; АХАЗ РОДИЛ ЕЗЕКИЮ; ЕЗЕКИЯ РОДИЛ МАНАССИЮ; МАНАССИЯ РОДИЛ АМОНА; АМОН РОДИЛ ИОСИЮ; ИОСИЯ РОДИЛ ИОАКИМА; ИОАКИМ РОДИЛ ИЕХОНИЮ И БРАТЬЕВ ЕГО, ПЕРЕД ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ В ВАВИЛОН.

Переселение Вавилонское – это плен Вавилонский. За шестьсот лет до Р. Х. Евреи до того развратились, что Господь прогневался на них и предал их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, который в 607 году до Р. Х. взял Иерусалим и отвел много народа Еврейского в Вавилон. Царство Вавилонское было там, где теперь Персия. Вавилон был главным городом на реке Ефрате. В этом плену Иудеи находились семьдесят лет.

Сам Иехония умер бездетным; так предсказал этому нечестивому царю пророк Иеремия: «Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей... потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» ( Иер. 22: 30 ) . Но у Евреев был такой закон: если кто умирал бездетным, то вдова умершего не должна была выходить замуж за человека чужого; ее должен был взять за себя брат или, если его не было, другой ближайший родственник умершего, и рожденные от этого брака дети считались по закону детьми того, кто умер бездетным. Таким образом, у них было два отца: один по плоти, другой по закону. Братья и ближайшие родственники царя Иехонии во время взятия Иерусалима были умерщвлены; поэтому жену его взял за себя Нирий, потомок царя Давида от сына его Нафана. Вот почему у евангелиста Луки родословие Ииуса Христа от царя Давида до Салафииля идет по другой линии родов, через Нафана и Нирия.

ЗОРОВАВЕЛЬ РОДИЛ АВИУДА; АВИУД РОДИЛ ЕЛИАКИМА; ЕЛИАКИМ РОДИЛ АЗОРА; АЗОР РОДИЛ САДОКА; САДОК РОДИЛ АХИМА; АХИМ РОДИЛ ЕЛИУДА; ЕЛИУД РОДИЛ ЕЛЕАЗАРА; ЕЛЕАЗАР РОДИЛ МАТФАНА; МАТФАН РОДИЛ ИАКОВА.

У Иудеев был обычай вести записи, кто у кого были отцы, деды и прадеды, и т. д. Записи эти переходили от отцов к детям, велись и хранились из рода в род в каждом семействе. Каждое новое семейство запасалось ими от того, от которого отделялось и начинало жить отдельным домом. Такого рода запись была и в доме Иосифа. Евангелист Матфей взял ее у Матери Божией, или у Иакова, сына Иосифа, или у кого-то другого из семьи, и поместил в своем Евангелии. В царском роде Давидовом каждого побуждала к этому надежда видеть именно в своей семье исполнение обетования Божия о рождении Христа Спасителя.

Так можно разделить всю историю народа Божия от Авраама до Христа: от Авраама до Давида Евреи управлялись старейшими в роде и судиями; от Давида до плена Вавилонского – царями; от плена Вавилонского до Христа – первосвященниками. Явился Христос – истинный Судия, Царь и Первосвященник, и прекратилось у Евреев всякое правление. Достойно замечания, что евангелист причисляет к родам и Самого Христа, везде совокупляя Его с нами (без имени Христова выходит в третьей части родословия только тринадцать родов) . Следует также заметить, что евангелист записал родословие Господа нашего еще в то время, когда происхождение Его из рода Давидова можно было всякому Иудею доказать по подлинным документам, и тогда действительно всякий мог увидеть их сам, если хотел. ◄
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки), Часть 2 - читать, скачать |
Православная библиотека Святых отцов и церковных ... ... чтение для народа. Выпуски XXI-XXV. Издание Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1896–1899 г. (Отзыв по случаю соискания издателем их Макарьевской премия) . Прежде чем войти в рассмотрение представленных о. архимандритом Никоном на... Ключ к Отечнику святителя Игнатия (Брянчанинова) , ДУХОВНОЕ ПРЕУСПЕЯНИЕ... , подобает пребывать в одном месте, заботясь о спасении душ наших и выдерживая все потрясения, производимые искушениями, ради... нашего. Если восстанет брань или искушение, – прибегнем к посту, молитве, коленопреклонениям, будем со слезами и сердечною болезнию просить... Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки) , Часть 120 Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки) , Часть 120 Толкование на псалмы, Псалом 47 Толкование на псалмы 47 Пс. 47: 1. Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы. И этот псалом воспевается от лица святых Апостолов, которые описывают гонения за проповедь и одержанный при этом победы. Пс. 47: 2. Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе... Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, Ответ 580 Руководство к духовной жизни в ответах на ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки), Часть 2 - читать, скачать
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"