Краткое описание икон собрания П.М. Третьякова - читать, скачать - ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста


Хотя образ Божией Матери и кажется гораздо лучшей работы, чем приписи и изображения на киоте, но в сущности весь киот одного письма и времени. Перед нами обыкновенное (не из очень высоких) Московское письмо XVII века – в этом убеждают и белое вохрение, рисунок горок, свет и т. д. К сожалению, поправка в некоторых частях значительно искажает особенности подинного письма. Описание № 19 Воскресение Христово (31x26 сант.) , в эмалевом окладе (из собрания Н. М. Постникова, описано в каталоге этой коллекции, стр. 7, под № 120) .

Довольно сложный перевод с изображениями рая, ада, возносящагося из гроба Христа и жен мироносиц. Вохрение лиц в краснину, пробелка красочная тонкая, горы отступают от типа новгородского письма. Повидимому писано в пределах Новгородской области в конце XVI века, когда уже начало появляться московское влияние. Описание № 20 «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь» 15 (небольшая икона, размера 17 2х22 сант., в древнем эмалевом окладе, на липовой дощечке с узкими полями) .

Иоанна Дамаскина в прославление Пресвятой Богородицы, композиция, пользовавшаяся особенной любовью в старой Руси. Изменяясь в частностях, особенно в изображении храмов, она по существу остается неизменной в течение нескольких столетий. Центр ее – Богоматерь на престоле с младенцем Иисусом на руках. Изображено это – Царицы Небесной – находится в символическом кругу (нимб божественной славы) , вокруг которого собор архангелов. Около круга внизу св. Иоанн Дамаскин со свитком в руках, на котором более или менее полное изложение его творения: «О Тебе радуется». Вся нижняя часть композиции занята изображением «человеческого рода», который славит и чтит Богоматерь.

Вохрение лиц коричневатое в краснину, куполы в форме полушарий, горы сплошными белыми ромбами – «пяточками», как говорят иконописцы. Все это свидетельствует, что перед нами «мастерская» икона так называемых «новгородских» писем. Это еще не значит, что образ происходит непременно из Новгорода, но указывает, что икона написана по тому переводу и той манерой, которая процветала в Новгородских областях (конечно преимущественно в самом Новгороде) приблизительно в половине XVI столетия. Самая композиция старше этой эпохи, но техника – последнее слово повгородского искусства, которое около того времени перенесено было в Москву и столкнувшись с образцами ново-греческой ( и молдаво-влахийской ) и московской иконописи вызвало разцвет русского нконопнсания, потеряв при этом свою резко очерченную индивидуальность. Для определения времени и места написания не лишен значения тот факт, что в заднем ряду святителей изображены митрополиты московские Петр и Алексий и ростовский чудотворец св. Леонтий, тогда как новгородских святителей, повидимому, нет ни одного. Как вселенские патриархи, так и московские святители изображены по новгородской манере в крещатых ризах и только св. Леонтий Ростовский в красочной одежде. Из лика апостолов и лика преподобных лишь над некоторыми написаны имена –«Тѵⷼмоѳеї», «Ѡнт (он) еіꙻ», «Евдокѣѧ», – может быть святых, тезоименитых заказчикам иконы. Описание № 21 Свв. Василий Юродивый и Артемий Веркольский 16 1 (в рост в боковом положении; между ними вверху Господь Эммануил в облаках) размер 321 2x28 сант. (; в новой серебряной раме) московской работы (.)

Икона пострадала от времени и значительно зачинена; работа горок, выделка золотых цветов и рисунок (но не вохрение) указывают, что икона эта писем тонких, так называемых «последних Строгановских». Конечно, такое определение фиктивно, но несомненно, что это икона хорошего письма, второй половины XVII столетия (вероятно, ближе к концу его) . Доска липовая умеренной толщины, с широкопольем, без второй выемки, указывает на лучшие московские мастерские. Описание № 22 Св. Николай Чудотворец, оглавной или иначе «оплечной», на тонкой новой доске (38х29 сант.) Икона рисунка московского периода (XVII век) , но так заделана, что не может служить образцом тех или других «писем» этого времени. Описание № 23 «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь», большая икона ( 102x79 с., на довольно тонкой доске ) липовой из 3 досок, с двумя шпонками (.)

По композиции очень сходна с иконой, описанной под № 20, с несколько большим количеством лиц и с отменами в рисунке и в раскраске.

Вохрение бледно-желтое, ризы крещатыя, одеяния красочные и с красочной пробелкой, горы старой манеры – широкими „пяточками”, рисунок зданий древнй, купола плоскими полушариями, с полным отсутствием даже намека на луковичность позднейшего времени. Все признаки, так называемых, писем «новгородских» желтого вохрения. По рисунку и мастерству письма икона первоклассная и для любителей иконописи поучительная; к сожалению, в поправке была, хотя и осторожной, но значительной, кой где даже вохрение посмыто и подправлено, надписи почти все новые, (золотой фон и надписи на нем новые, очень грубо исполненные) .

Отметим, что среди святителей изображены московские митрополиты Петр и Алексий (новгородских святителей не видно) .
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

краткое описание икон собрания п.м третьякова |

Источник текста


Постоянная ссылка: Краткое описание икон собрания П.М. Третьякова - читать, скачать - Николай Петрович Лихачёв
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера