Иконография праздника Сретения Господня в византийском и ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве [

Сюжет иконы основан на тексте Евангелия от Луки ( II, 22-38 ) . Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождения Христа Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы, по закону Моисея, посвятить первенца Богу. Иисуса принял в свои руки старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. При встрече (сретении) присутствовала также пророчица Анна, жившая много лет в Иерусалимском храме. Симеон и Анна славили Бога и пророчествовали о грядущей судьбе Спасителя. На иконе обычно изображены Богоматерь и Иосиф, держащий в руках голубиных птенцов, (слева) , Симеон Богоприимец с Младенцем Христом и пророчица Анна. На заднем плане в центре - престол под киворием.

Древнейшие изображения Сретения известны с раннехристианских времен. В XI-XII веках складывается наиболее распространенный вариант иконографии с двумя симметричными группами персонажей, стоящих по обе стороны от храмового престола (этот мотив символически указывает на грядущую искупительную жертву Спасителя, предсказание которой содержится в пророчестве Симеона Богоприимца) .

Один из вариантов подобной трактовки этого сюжета мы можем видеть во фресках Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке. Содержание фресок восточного рукава пространственного креста юго-западной капеллы (кельи) однозначно указывает на то, что в этом храме-мемориале совершались поминальные заупокойные богослужения. Тему искупительной жертвы, связанной с заупокойными службами, развивает изображенное над Деисусом «Распятие», фланкированное «Введением во храм Пресвятой Богородицы» и «Сретением», которые в данном контексте понимаются как евангельские прообразы жертвы Христа. (Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. Сарабьянов В. Д. Москва: Северный паломник, 2007) В византийском искусстве был выработан канон, позволяющей передать в живописи главные черты этого события: достоверные обстоятельства принесения во храм и свершившуюся во время этого принесения встречу. Это и встреча Ветхого и Нового Завета, и личная встреча человека с Богом. Чрезвычайно выразительны древнейшие, до монгольские образы Сретения, сохранившиеся в стенописи и в убранстве древних храмов, по существу опирающееся на один очень простой и ясный вариант извод. И в дальнейшем в русском искусстве изображения Сретения Господня следовали древним изводам, не добавляя новых деталей, так как каких-либо апокрифов и преданий о Сретении не существовало и литературным источником всегда были лишь евангельский текст и следующее ему песнопения службы. Сохранение этой иконографии мы видим и в работах западных мастеров и, отчасти, даже в более поздних картинах. И. Потеряхина Праздник Сретения Господня становится известным на Востоке с IV века, а на Западе — с V века при папе Геласии II (494 г.) .

В VI веке при императоре Юстиниане I (в 543 г.) , по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.

Древнейшим историческим свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое «Паломничество ко Святым местам» галльской паломницы Этерии (Сильвии Аквитанской) , [1] датируемое концом IV века. Однако, в ее сочинении у праздника Сретения нет самостоятельного названия, и он именуется просто «сороковым днем от Богоявления», то есть от Рождества Христова.

В армянском Лекционаре, содержащем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, день Сретения тоже не имеет установившегося названия - соответствующая ему богослужебная статья озаглавлена «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Из этого видно, что в это время праздник не имел самостоятельного значения и воспринимался как завершающий цикл праздников, посвященных явлению в мир Сына Божиего. Окончательное закрепление праздника Сретения произошло не ранее VI века - установить точную дату не представляется возможным. Существует версия, что это произошло при Юстиниане I ( 527-565 ) .

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    2018.12.25 19:31 | 15.01.2014 22:44 | 14.04.2018 19:47 | церковь имя прп геннадия костромского 1999 колокольня 1715 1831 фотография 2005 | 14.04.2018 19:45 |

    Предыдущий текст

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве : Портал Богослов.Ru
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера