Преподобный Антоний Киево-Печерский как основатель старчества на Руси ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
. На пленарной части конференции от Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря прозвучал доклад на тему «Преподобный Антоний Киево-Печерский как основатель старчества на Руси», который по благословению игумена русской святогорской обители архимандрита Евлогия был зачитан архиепископом Нежинским и Прилукским Климентом, председателем Учебного комитета УПЦ и Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этим докладом: Настоящей доклад посвящен более глубокому рассмотрению роли преподобного Антония Печерского в формировании традиции монашества на Руси.

Утрата оригинального жития преподобного Антония, отрывочность и скупость информации о нем в других дошедших до нас источниках, послужили формированию довольно узкого представления о его жизненном пути и личном вкладе, как первоначальника, в развитие отечественного монашества.

Традиционно участие преп. Антония в создании Печерского монастыря ограничивается лишь копанием пещер, собиранием первого братства и преподанием благословения печерскому монастырю Святой Афонской Горы. Нередко подчеркивается, что преподобный принес на Русь пещерножительство, которому якобы обучился на Афоне. Однако такой ограниченный взгляд противоречит здравому рассуждению и духовному смыслу: в чем же тогда суть миссии преподобного и сила его благословения, если собранное им братство еще при жизни Антония фактически отходит от преподанного им якобы Афонского пещерножительного устава, и переселяется в Наземный монастырь, принимая общежительный Студийский устав, и меняя практически все установления преп. Антония, принесенные им с Афона?

Скорее всего, имело место недостаточно глубокое понимание со стороны составителей жития преп. Антония значение его миссии для древнерусского монашества в силу отсутствия достаточной информации. Знание того, где именно на Святой Горе преп. Антоний принял постриг, помогло бы понять суть его миссии на Руси.

Скупое упоминание Повести Временных Лет о том, что преп. Антоний постригся в одном из Афонских монастырей, побудило благочестивых русских паломников искать Святогорскую обитель, в которой начал свою монашескую жизнь первоначальник всех русских иноков.

Основным и единственным фактором отождествления стало наличие вблизи той или иной Афонской обители какой-нибудь пещеры, которую можно было бы определить как Антониеву. Таким образом, сформировались три гипотезы: так называемые «Лаврская», «Иверская», и «Эсфигменска». Все они подробно описаны, изучены и рассмотрены в разных публикациях и исследованиях, в том числе и нашего монастыря. Мы не будем уделять им внимания в настоящем докладе.

Поскольку перечисленные гипотезы к настоящему времени полностью дезавуированы, как произвольные и не на чем не основанные, особое внимание привлекает к себе 4-я гипотеза, согласно которой преп. Антоний принял монашеский постриг и благословение возвратиться на Русь в Древнерусской Лавре Ксилургу. Особенность этой гипотезы в том, что она единственная из перечисленных не была привязана к попытке найти признаки пещерножительства в этом монастыре, но основывалась исключительно на том убеждении, что преп. Антоний не мог подвизаться нигде, кроме как в монастыре своих соотечественников, который, согласно преданию был основан еще во времена равноап. Князя Владимира. Это убеждение уже само по себе могло бы быть достаточно обоснованной исторической вероятностью, если бы существовал документ, верифицирующий существование Свято-Успенской Ксилургийской Лавры во времена св. кн. Владимира. Однако, на протяжении практически 900 лет первым документом монастыря Ксилургу считался акт 1030 года, лишь с достаточной условностью позволявший допускать существование Ксилургийской обители в начале XI века. По этой причине Пантелеимонов монастырь если и решался высказывать «Ксилургийскую гипотезу» о месте пострига преп. Антония, то лишь гипотетически и не прямым текстом.

Все изменилось в 1932 году, когда группа французских ученых во главе с Полем Лемерлем обнаружила в архивах Великой Лавры акт «февраля 14 индикта», который идентифицирован как 1016 год. В этом документе Игумен обители Россов Герасим оставил подпись со своим развернутым титулом. Эта грамота сохранилась в подлиннике и была издана П. Лемерлем в Парижской серии «Архивы Афона», с приложением фотографий.

К сожалению в 30-х годах XX века этот безусловно уникальный документ не был достаточно изучен и не получил должного осмысления. Способствовало этому и лихолетье тех времен со всеми известными общественными, политическими и военными катаклизмами. Лишь в последнее время, в связи с празднованием юбилея 1000-летия русского монашества на Афоне, этот поистине уникальный документ вновь привлек к себе внимание.

Акт 1016 года с подписью «игумена обители Россов», наряду с другими документами обители Ксилургу, такими как опись 1142 и акт 1169 года, дают основание окончательно принять как наиболее правдоподобную и научно обоснованную гипотезу об основании русской обители на Святой Горе при князе Владимире Святославиче, ранее считавшуюся скорее легендарной. Документальное подтверждение существования Русской обители на Афоне в начале XI века посредством акта 1016 года подтверждает и историческую вероятность связи преп. Антония Печерского с этим монастырем, и фактически обосновывает ее как единственно возможную.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    святогорская честь успения пресвятой богородицы мужская лавра | святогорской честь успения пресвятой богородицы мужской лавре | псково-печерский честь успения пресвятой богородицы мужской монастырь | собор успения пресвятой богородицы михайло-афонской закубанской пустыни | святогорской честь успения пресвятой богородицы лавры |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Преподобный Антоний Киево-Печерский как основатель старчества на Руси Православие.Ru
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера