Глухая исповедь — иерей Иоанн Палисадов

  001   002   003   004  005 
В начало текстаВ конец текста
После этого что же еще остается? Значит и мертвого можно и крестить, и причастить, и обвенчать по смерти! … Какое страшное и убийственное для души заблуждение в одной той мысли, что Причащением можно напугать больного, и будто бы от этого испуга он может умереть преждевременно! Разве Причащение — отрава для больного? Какое богохульство, какое отрицание от Христа, какая клевета на Него, подобная второму Его распинанию! Где написано о том, что Причащение больного есть верное средство проводить его на тот свет? Не отсюда ли взялось это пагубное понятие о Святом Причащении, и особенно о Елеосвящении, при напутствии болящих, в результате которого большая часть наших больных, по милости иных родных и некоторых докторов, прибегает к ним, а вместе и к нам, служителям Таин, не в начале болезни, а уже в последние предсмертные минуты своей жизни, после чего, действительно, многие тотчас и умирают?

Не от того ли так неправильно смотрят на эти Таинства в своей болезни многие из страждущих, не потому ли и сами они отклоняются, и их родные иногда всеми силами отклоняют их от этого духовного врачевства, прежде чем не убедятся в том, что все земные средства уже истощены. Многие даже и при желании больных принять Святые Тайны советуют им подождать до последней степени возможности, иногда действительно до отупения и онемения, из опасения, как бы больной, приняв Святые Тайны, не умер тотчас же после их принятия. В результате многие больные и умирают не только без Елеосвящения, но даже без исповеди и Святого Причастия.

Почему? Потому что иногда родные страждущего, постоянно обманывая его, так же как и иные доктора, ложной надеждой на скорое выздоровление, отдаляют от него спасительную мысль о последнем напутствии в вечную жизнь и посылают за священником уже тогда, когда больной, потеряв сознание, лишится способности не только словами выражать свою исповедь, но даже и знаками.

Конечно, для Господа, Который не только исцелял расслабленных, но и мертвых воскрешал, все возможно ( Мк. 10: 27 ) . Он может и с одра смерти воздвигнуть больного. Но зачем же искушать Господа, требуя от Него чудес, особенно, когда в душе своей мы не имеем такой веры, которая могла бы подвигнуть Его милосердие на дело всемогущества! А этой веры действительно не имеет тот, кто в самом начале болезни близкого сердцу человека не хотел прежде всего обратиться с молитвой о нем ко Господу, а обращается уже тогда, когда уже сама молитва его становится вынужденной и как бы невольной, а следовательно, и неискренней. Вообще говоря, стыдно православным христианам не знать и не понимать силы и значения Таинств той веры, которую они исповедуют. Непростительно для них предполагать, что святыми Таинствами покаяния, Елеосвящения и Причащения можно напугать больного и заставить его умереть преждевременно.

К сожалению, пример ученого невежества в делах веры и наглого вмешательства некоторых докторов не в свою область — не единственный. Среди множества других могу указать еще два случая.

Однажды, — это было в 1860 году, — духовная дочь моя, Н. Ч., тяжко заболела. Ее родные, не видя никакой надежды на ее выздоровление, позвали меня пособоровать ее, исповедать и причастить, чего желала искренно и сама больная; но доктора, который лечил ее, предварительно об этом не спросили. Во время совершения над больной Таинства святого Елеосвящения вбегает доктор-француз, временно проживающий в России, и при виде того, что делается над больной, не снимая своей фуражки, бросает на меня дикий и свирепый взгляд. «Что это вы делаете? — крикнул он на родных. — Вы напугали больную! Теперь я не берусь ее лечить и не ручаюсь за ее жизнь! » С этим он и ушел. Между тем больная, в явное посрамление нечестивца-доктора и явное доказательство целебной силы Таинства Елеосвящения, по вере ее и молившихся о ней вскоре поправилась и до сих пор жива и здорова.

Еще случай. Как-то прибегают ко мне дети чиновника Р. : «Сделайте одолжение, батюшка, приходите к нам поскорее: папаша умирает». Оставив все свои занятия, сейчас же побежал я с ними. Прихожу в их квартиру со Святыми Дарами. Больной без гласа, глаза его закатываются, в горле хрипит, сознания нет. — «Что же вы, — говорю, — раньше-то меня не позвали? » — «И хотели, батюшка, — отвечали дети умирающего, — и сам папаша, пока был в сознании, желал принять последнее напутствие, да доктор не велел. Говорит, что напугаете его».

Приведенные примеры не единственные. Их много было и бывает, без сомнения, и у других духовных отцов, которые молчат по излишней скромности, хотя им следовало бы заявлять об этом для спасения умирающих и отрады их родных, а тем более для вразумления суеверных духовных убийц, подобных некоторым докторам.

Заключаю свою статью выписками из памятной книжки священника [11]. «Иисус Христос говорит: “Я болен был, и вы не посетили Меня; в день Суда Я осужу за сие людей, тем более священников” ( ср. Мф. 25, 43–46 ) . Грех — не оказывать нужной телесной помощи больным; тем больший грех — отказывать в духовной помощи.

Но страшно впасть в руки Бога живого! Итак, с каким тщанием ты, иерей, должен приготовлять души к переходу в вечность! О, если по твоей вине хотя только одна душа в последней опасности лишится освящающей благодати, если по твоему нерадению она не будет напутствована Таинствами покаяния и Причащения и предстанет перед Богом обремененная грехами, и на Суде осудится, то какое преступление ты совершишь! Какое отмщение ожидает тебя! Во веки веков станет проклинать тебя погибшая душа, будет мучить и терзать тебя вечно.

Итак, как скоро ты услышишь, что кто-либо из твоих пасомых очень болен, то беги к нему и, изъявив сострадание к его страданиям и словом любви открыв для себя сердце его, совершай служение твое.

Если хочет принять Святые Дары, то преподай; если не хочет, а болезнь угрожает опасностью, то настаивай, обличай, побуждай, умоляй. Нельзя быть беспечным, когда дело идет о вечной участи.

Хотя это прекрасное наставление более всего относится к священнику, но во многих случаях оно относится и к телесному врачу больного, и к родным его.

4. См. об этом подробнее: Еп. Вениамин. Новая Скрижаль. Ч. IV. Гл. 24. § 18 и Камень веры о благотворении преставльшимся.

Печатается по рекомендации Издательского Совета Русской Православной Церкви Москва 2003 Приход храма Святаго Духа сошествия Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, строго соблюдая авторские права других издательств и авторов, считает, однако, неуместным понятие авторского права в издании православных книг, т. к. авторство слова Божия принадлежит Богу. По традиции не принято подписывать православные иконы, т. к. их автор — Святой Дух. Летописцы и многие древние духовные писатели по смирению скрывали свои имена. Мы будем рады любым перепечаткам книг нашего издательства, кроме особо оговоренных, авторы которых против переиздания без их согласия. Если какую-либо книгу нашего издательства перепечатают, это будет свидетельствовать только о том, что книга хорошая и нужна людям.
  001   002   003   004  005 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

памятной записки соловецких епископов | архиепископ запорожский мелитопольский лукв сослужении духовенства конотопской глуховской епархии упц совершил богослужение трех-анастасиевском кафедральном соборе глухов сумской области 29.07.2015 | вид николаево-прилуцкого мон-ря вологодской епархии устюгского уезда литография 1880 глм | часть главы свт епифания кикский мон-рь | конотопская глуховская епархия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Глухая исповедь — иерей Иоанн Палисадов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера