Инструменты пастырского душепопечения. Часть 4: Поучение словом в ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
В настоящее время устав о чтениях на всенощном бдении не исполняется в храмах Русской Православной Церкви. Но в практике некоторых храмов принято произносить проповеди перед полиелеем [5] или после чтения Евангелия, т. е. перед каноном [6] или после вечернего богослужения [7]. Таким образом отчасти восполняется отсутствие поучений в составе вечернего богослужения отчасти восполняется.

На литургии с древних времён принято произносить проповедь (поучение) после Евангелия на тему прочитанного отрывка. На практике в наше время она не всегда произносится непосредственно сразу после Евангелия, а чаще всего после запричастного стиха или после отпуста литургии.

Обычно проповедь готовится заранее, потому что сама подготовка к ней является процессом богословского и словесного творчества [8]. В связи с этим святитель Филарет Московский вообще советует не проповедовать без аналоя, даже, если проповедь без приготовления [9]. Однако священник Александр Ельчанинов даёт определённый совет для того, чтобы говорить без подготовки: «надо иметь в голове точную тему, расчлененную на главные мысли» [10]. Таким образом, согласно святоотеческой мысли, проповедь не должна превратиться в бездушное морализаторство, в поднесение холодного пепла, перегоревшего во время подготовки [11]. О содержании проповеди говорится очень много и в каждом случае всё индивидуально. Святые отцы выделяют следующие общие темы: о благодеяниях Божиих [12], о спасении [13], о примере Христа [14] и Его святых угодников [15], как жить по заповедям Божьим [16], о покаянии, истреблении суеверий, объяснений того, что есть воля Божия [17]. Проповедь не может ограничиваться только нравственными элементами, но и призвана объяснять Священное Писание [18], и подтверждать словом Божьим истинность содержащегося в ней учения [19]. Огласительные беседы перед таинством Крещения являются первой ступенью в пастырском душепопечении Святоотеческое наследие предполагает наличие следующих гомилетических приёмов в проповеди: показать то, что мы все грешные идём ко спасению [20], что прихожане лучше, чем сам священник [21]. Подобный подход предписывает и Духовный Регламент 1721 года [22]. А также Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий приводит памятку для проповедника, в которой по пунктам собраны основные постулаты произнесения проповеди.

Следственно, проповедь во время богослужения является творческим, индивидуальным процессом, который предполагает концентрацию внимания и большую ответственность проповедника.

Проповедь перед совершением таинств Это также является хорошим подспорьем в деле наставления при совершении таких богослужений. Перед началом и во время совершения таинства некоторые священники произносят проповедь, рассказывают о происходящих действиях для понимания, усвоения и всецелого принятия человеком таинства. Подобное раскрытие священником совершаемого таинства является немаловажным в душепопечении людей.

Отдельное место с древнейших времён занимают огласительные беседы перед таинством Крещения. Они являются первой ступенью в пастырском душепопечении человека. Их необходимость прослеживается в Новом Завете на примере апостолов. Каноны Православной Церкви, возлагают ответственность «за наставление в вере оглашаемых и испытание их перед принятием крещения» [23] и даже запрещают «принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение двух первых недель Великого поста» [24]. Т. е. в Древней Церкви была очень хорошо развита практика огласительных бесед перед Крещением. С того времени сохранились показательные примеры проведения таких бесед [25]. И стоит отметить, что сам сложный процесс оглашения мог занимать до трёх лет.

Однако с конца V века, когда в Византийской империи почти повсеместно начали крестить младенцев и население стало в большинстве своём христианским, когда упал уровень образования людей, катехизация вышла из общего употребления и применялась тогда, когда миссионеры шли для проповеди к другим народам [26]. Эти подходы различались в зависимости от мировоззрения конкретной миссионерской школы.

Святитель Иннокентий Московский, выдающийся миссионер XIX века в своём наставлении священникам-миссионерам приводит положения из указа 1777 года, в котором говорится, что долг и звание проповедника не состоит в том, чтобы торопливо покрестить обращаемых, а в том, чтобы «внушить им и силу христианского учения, и руководствовать их ко всякому благонравию» [27]. В противном случае такое крещение в этом указе называется злоупотреблением таинством веры. Также святитель составил инструкцию о приготовлении к веропроповеданию [28]. В советское время в Русской Церкви открытой катехизации не могло быть. Само по себе решение человека креститься уже было подвигом. Однако и в то время существовали подпольные общины, в которых проходили огласительные беседы. В настоящее время практика их необходимого проведения постепенно возрождается. Святейшим Патриархом Кириллом была введена обязательность не менее двух бесед [29] перед Крещением с желающим креститься или стать крёстным, введена должность приходского катехизатора.

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

святители митрофан воронежский иоасаф белгородский питирим тамбовский фрагмент росписи преображенского собора тамбове 1914 | проповедь прав иоанна кронштадтского худож альгейм 1904 митрополичьи палаты тсл | послания иосифа суздальскому нифонту андрониковскому архим митрофану поводу ереси жидовствующих список просветителя иосифа волоцкого xvi ргада 181 591 784 | митрофанов воронежский честь благовещения пресв богородицы мон-рь | свт митрофан воронежский икона савва степанов кравцов 1837 цмиар |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Инструменты пастырского душепопечения. Часть 4: Поучение словом в современном мире
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера