> Помогите ребёнку на реабилитацию <

«Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста
Прежде всего, хотел бы сердечно поблагодарить Ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии за оказанную мне высокую честь – присуждение степени доктора богословия honoris causa. Воспринимаю это не столько как признание моих заслуг, сколько как аванс на будущее, как пожелание от одной из старейших наших академий еще более усердно трудиться на тех послушаниях, которые возлагает на меня Церковь.

Санкт-Петербургская академия имеет 290-летнюю историю. На посту ее ректора трудились выдающиеся богословы и церковные деятели, в числе которых и нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отдавший академии ровно 10 лет своей жизни.

Немало трудов по благоустроению академии положил и приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) , чей мемориальный кабинет и поныне находится здесь, напоминая нам об этом выдающемся святителе. Его светлой памяти я и хотел бы посвятить свою докторскую лекцию.

Будучи председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим большое внимание уделял межправославному сотрудничеству. Он стоял у истоков того процесса, который в конечном итоге должен привести к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Знаменательно, что первое предсоборное межправославное совещание на острове Родос состоялось в 1961 году, спустя лишь год после того, как владыка Никодим занял пост председателя ОВЦС. Он был непосредственным участником предсоборного процесса вплоть до своей безвременной кончины в 1978 году. Участниками этого процесса были и его преемники на посту председателя ОВЦС – митрополиты Ювеналий, Филарет и Кирилл. Ныне же возглавление делегации Московского Патриархата на межправославных совещаниях вошло в круг моих обязанностей.

Сегодня я хотел бы рассказать вам об истории предсоборного процесса и о том, что мы можем ожидать от Всеправославного Собора, если он действительно состоится.

В последние годы тема подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви активно обсуждается в публичном пространстве, в частности, на просторах интернета. Несмотря на то, что в открытых источниках можно найти немало информации о том, какие вопросы рассматриваются в процессе подготовки Собора, как происходит их обсуждение и к каким результатам оно приводит, данная тема еще недостаточно знакома не только широкой публике, но и академическим церковным кругам. Поэтому я счел важным затронуть ее сегодня, тем более что предсоборный процесс продвинулся достаточно далеко, и перспектива скорого созыва Собора Православной Церкви достаточно реальна.

2. Основания для подготовки и созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви С темой подготовки Святого и Великого Собора подчас связаны различные недоумения, а порой и прямые спекуляции в определенных кругах. Некоторыми маргинальными СМИ развернута настоящая кампания против созыва Собора. Существуют интернет-сайты, где размещается дезинформация по различным аспектам, связанным с предсоборным процессом. Приводятся цитаты из высказываний святых отцов, прозвучавших некогда по другим поводам и произвольно вырванных из контекста. Те же приемы используются и в анонимных листовках, распространяемых порой в наших храмах, в которых перспектива созыва Собора рассматривается как нечто устрашающее. Иногда даже встречаются призывы вовсе отказаться от общения с другими Поместными Церквами. Верующих пугают тем, что грядущий Собор станет «антихристовым», потому что на нем якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, ее догматами, канонами и правилами: введут женатый епископат, отменят посты, пересмотрят основы вероучения. И тогда православным христианам не останется ничего другого, как покинуть ограду «официальной» Церкви и искать иные пути спасения.

Подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании или умышленном искажении теми, кто их практикует, исторических фактов и церковной традиции.

Согласно православной экклезиологии Собор православных епископов является высшей формой межправославного общения и выражения единства Вселенской Церкви. «Эту великую истину ясно выразили сами святые апостолы, когда, по случаю происшедших между новыми христианами недоумений касательно обрезания и некоторых обрядов, желая постановить правила для всей, бывшей в то время Церкви Христовой, решили дело соборне ( См. Деян. 15, 28 ) » [1] и узаконили Правила святых апостолов: «Дважды в году да бывает собор епископов и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия» [2]. Следуя апостольской традиции, Церковь всегда стремилась к тому, чтобы решать важные вопросы своего бытия соборным разумом.

При этом известно, что ни один из Вселенских Соборов Православной Церкви не мог a priori рассматриваться как «Вселенский». Такое наименование усваивалось им на последующих Соборах для того, чтобы подчеркнуть значимость и общеобязательность их решений для всех христиан. Оценка деяний того или иного Собора всегда осуществлялась post factum. Они становились частью православной традиции постепенно, после их соответствующего восприятия всей церковной полнотой.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

православной церкви чешских земель словакии | автокефальные православные церкви титулы глав | решениях межправославного подготовительного совещания | православная церковь чешских земель словакии | украинской православной церкви киевский патриархат |
Постоянная ссылка: Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Докторская речь председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербургской духовной академии | Русская Православная Церковь
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера