Формирование иконографии новомучеников и исповедников Церкви Русской ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Нравится Формирование иконографии новомучеников и исповедников Церкви Русской Светлана Ивлева Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и не явленных Трагические события истории Русской Церкви XX века отразились в жизни многих соотечественников, стояние в вере стало подвигом исповедничества для большинства верующих людей. Интерес в обществе к сложной и противоречивой эпохе гонений богоборческой властью возник в конце прошлого столетия. Этот период стал объектом исследования историков, религиозных мыслителей. Выражением богословской мысли явились не только труды по новейшей истории Церкви, но и возникновение новых иконографических образов.

С момента повсеместного закрытия иконописных мастерских в 1920-е годы до времени прекращения государственных гонений на Церковь, произошла значительная утрата традиции иконописания, сохраненная лишь частично отдельными иконописцами разных школ и направлений России, работавших иногда почти в катакомбных условиях.

Святитель Афанасий (Сахаров) В письмах святителя Афанасия (Сахарова) к одному из немногих иконописцев, работавших в годы советской власти, М. Н. Соколовой (монахине Иулиании) , сохранились свидетельства процесса создания ею образов русских святых под его святительским руководством. «Посылаю Вам списки русских святых для святцев и хочу поделиться с Вами моими мыслями по этому предмету. Синодальные святцы напечатаны на 48 листах, по 4 на каждый месяц. Русских святых значительно меньше. Я думал бы разместить их всего на 20 листах, как у меня в списке размечено красным карандашом. На каждом листе изображения располагаются в три ряда, как размечено синим карандашом. Только на листах 2-м и 20-м Соборы преподобных Печерских изобразить без разделения на ряды, а общей группой, как обычно изображаются Соборы святых. Самые изображения, я думаю, лучше дать в таком виде, как в большинстве наших лицевых иконописных подлинников, то есть только контурные изображения. Очень хочется, чтобы поскорее, хотя бы в таком виде, были изготовлены наши святцы, чтобы и я мог увидеть их, а ведь мне недолго уже осталось жить. А потом можно будет сделать и более совершенные изображения, подобные тем, какие Вы делаете для редакции, а может быть, и цветные. В дальнейшей разработке святцев на Вас можно будет возложить только руководство и наблюдение. А помощники у Вас найдутся. Призываю на Вас Божие благословение» [1]. Издревле Троице-Сергиева Лавра была центром распространения духовных ценностей. И возрожденная в середине XX веке она вновь становится источником, откуда берет начало многоводное течение современной иконописи. Дело передачи традиций старой школы иконописи в процессе обучения, начатое в 1958 году М. Н. Соколовой (монахиней Иулианией) [2], дало развитие в Иконописной школе при Московской духовной академии, распространило его в ее учениках в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве.

Надо отметить, что именно в этих школах иконописания существует и богословское осмысление, и историческое исследование.

В первую очередь, в Иконописной школе при Московской православной духовной академии происходит создание новых иконографических образов новомучеников и исповедников Церкви Русской при следовании старым традициям. М. Н. Соколовой под руководством святителя Афанасия (Сахарова) была создана икона «Все Святые, в земле Русской просиявшие» [3]. О формировании структуры иконографии этого образа святитель Афанасий писал в письмах Марии Николаевне: «икона, Вами написанная, первая с таким расположением святых. Раньше Вашей иконы Всех Русских святых, но в ином их расположении, древняя икона Вам известна. Она издана частями в альбоме «Музея Петроградской Духовной Академии». Вторая, в таком же роде, незадолго до Вашей написана в Старой Руссе протоиер В Пылаевым. Теперь она в кабинете Патриарха» [4]. М. Н. Соколова (монахиня Иулиания) В советский период публикации современной иконописи были крайне редким явлением, однако на страницах церковного календаря Московской Патриархии появлялись иконы М. Н. Соколовой (монахини Иулиании) . Святитель Афанасий (Сахаров) писал об этих публикациях: «Получил Православный календарь за 1960 год. Хороши священные изображения, написанные Марией Николаевной» [5]. На участие святителя Афанасия (Сахарова) в создании М. Н. Соколовой (монахиней Иулианией) образа Собора Владимирских святых указывает адресованное ей письмо: «На иконе Владимирских святых сделайте надпись «Собор святых града Владимира и области его». А на задней стороне иконы сделайте такую надпись: «В Успенский Собор града Владимира в память юбилейного торжества по случаю 800-летия со времени его основания – смиренное приношение епископа Афанасия» [6]. Композиция образа «Всех Святых, в земле Русской просиявших», восходит к иконографическим типам XVI столетия. Она легла в основу иконы «Собора Владимирских святых» и Соборов святых других земель России, получив глубокое развитие в образе «Собора новомучеников и исповедников Российских явленных и не явленных», созданном богословами, церковными историками, иконоведами и ведущими иконописцами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета [7].

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    _dsc9716 копировать)-2 | 609 собор новых мучеников исповедников российских христа пострадавших явленных неявленных | _dsc9715 копировать)-2 | 573 апостол варнава | волыни тысячи верующих провели молитвенное стояние против захвата храмов упц |

    Предыдущий текст

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Формирование иконографии новомучеников и исповедников Церкви Русской Православие.Ru
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера