Источник текста

Таинство соборования не стоит понимать схоластически | Православие и мир


». Этот материал вызвал активный интерес у наших читателей. Среди прочих на форуме «Правмира» появилась и такая реплика: – У меня тоже есть 10 вопросов о соборовании: 1. Почему таинство, предназначенное для исцеления тяжко больного соматически (телом) или психически (душой) человека, о котором в молитвах говорится: «воздвигни его от одра болезненного», «елей сей вчини в цельбу, в пременение недуга, и язи», «уврачуй его язвы неисцельныя, всякий же недуг, и всякую язю, даруй ему душевное исцеление», «рабу Твоему (имярек) подаждь врачевание, и пременение тлетворныя болезни», массово совершается над людьми, не больными даже насморком?

2. Почему правило не собороваться дважды в одной и той же болезни пренебрежено до степени того, что ежегодно соборуются совершенно здоровые люди?

3. Почему прощение грехов, которое в соборовании даётся человеку, неспособному в тяжелейшем недуге полноценно раскаяться ввиду переносимых физических страданий, переросло в языческое понимание, что в соборовании прощаются «забытые» грехи?

4. Почему над здоровыми людьми читается молитва перед шестым помазанием, текст которой ясно говорит о тяжелейшей болезни, могущей вот-вот привести человека к кончине?

5. Почему о людях, которые никогда не исповедовались, во время массовых соборований читается молитва «Сам и раба Твоего (имярек) , кающагося о своих согрешениих, приими»?

6. Почему к таинству, в котором человек просит исцеления от тяжёлой болезни, обещая переменить свою жизнь и посвятить себя Богу – «даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою», «яко да востав рукою Твоею крепкою, поработает Тебе со всяким благодарением», – массово допускаются те, кто не причащается, не исповедуется, и делать это не собирается?

7. Почему перед соборованием не совершается таинство исповеди, как это полагается, согласно «Настольной книги священнослужителя», и в самих молитвах подразумевается «исцели раба Твоего, познавшаго своя согрешения», а соборуют всех подряд?

8. Почему таинство Соборования на протяжении последних десяти-пятнадцати лет приобрело такую массовую популярность, и совершается уже не Великим постом единожды, а чуть ли не каждую неделю Великого, и в прочие посты?

9. Почему в апостольском чтении во время соборования апостол пишет: «злостраждет ли кто из вас – пусть молится, благодушествует ли кто – пусть поёт псалмы, болеет ли кто – пусть соборуется», а больных в храме единицы, и никто на эти слова внимания не обращает, и соборуются на всякий случай, причём ежегодно?

10. Проводились бы массовые соборования столь регулярно, если бы каждое из них не приносило валовый доход, соизмеримый с освящением куличей на Пасху?

Нашему читателю отвечает протоиерей Валентин Асмус: Протоиерей Валентин Асмус – Совопросник, задавший «10 вопросов о Соборовании», предстает, во-первых, как рационалист, пытающийся предельно упростить мир, не оставляя места не только для «тайны», но и для вполне посюсторонней сложности, многосторонности, и, во-вторых, как критически настроенный наблюдатель, вместе с Вл. Высоцким поющий: «в церкви все не так».

Прежде всего, поставим под сомнение утверждение, что соборование «массово совершается над людьми, не больными даже насморком». В наше время все кругом отравлено, и человек уже в утробе матери подвергается самым вредным воздействиям. А болезни душевные? Кто из нас полностью свободен от них?

Предположение, что абсолютно здоровые люди «массами» идут на таинство, приносящее исцеление, звучит абсурдно.

В Книге Правил вообще ничего не говорится о соборовании. И какую логическую связь он усмотрел между сим «правилом» и древним обычаем ежегодно приступать к этому таинству?

Обычай этот сам по себе опровергает «правило», поскольку больные хроническими, многолетними болезнями нуждаются в таинстве в первую очередь.

Автор называет «языческим» «понимание, что в соборовании прощаются забытые грехи». Но апостол говорит о прощении в помазании елеем вообще всех грехов ( Иак. 5, 15 ) !

Уже сказано, что здоровых нет вообще. Та болезнь, которая сегодня мне кажется терпимой, завтра может принять опасные формы. И всем нам нужна память смерти, о чем и напоминает 6-я молитва.

В церквах призывают к исповеди участников таинства соборования. На нашем приходе в этом нет особой нужды, так как к таинству приступают верующие, исповедующиеся с частотой от раза в неделю до раза в месяц.

Автор, впрочем, допустил смешение понятий. Выражение «каяться в своих грехах» не обязательно указывает на сакраментальную исповедь перед священником. Великий Канон святого Андрея Критского весь посвящен покаянию, но ни разу (по крайней мере, прямо) не говорит о сакраментальной исповеди.

Нельзя передергивать слова молитвы: священник молится, чтобы больной творил волю Божию и работал Ему со всяким благодарением, а наш Автор превращает эту священническую молитву в обещание самого больного «переменить свою жизнь и посвятить себя Богу» (взятые в кавычки слова – не из Требника, но от Автора вопросов) .

Наш Автор утверждает, что лишь за «последние 10–15 лет» таинство соборования приобрело «массовую популярность». А сколько лет вообще он наблюдает нашу церковную жизнь?

По моему опыту, а я хожу в церковь с середины 1960-х гг., это таинство никогда не было «непопулярным». И никогда не было у меня ощущения, что во время совершения этого таинства церковь переполняется «лишними людьми».

Хотя, конечно, с 1960-х годов многое изменилось. Тогда церковь посещали в основном старушки: удрученные различными болезнями, они очень хорошо знали, что когда они совсем слягут, священник к ним не придет – его не пустят ни в больницу (пугливые врачи) ни домой (безбожные родственники) . Этими обстоятельствами или, лучше сказать, обстояниями промыслительно готовился пересмотр прежнего понимания таинства. И здесь нужно сказать хотя бы немного о его истории.

Первые века являют совершенно неясную картину: несмотря на Мр. 6, 13 и Иак. 5, 14, источники не позволяют хотя бы с минимальной определенностью отличить Таинство Елеосвящения от других священнодействий с освящением елея. Эпоха церковной свободы (начиная с св. Царя Константина) документирована гораздо лучше. И мы тут находим великое многообразие не только молитв и чинов, но и самого понимания таинства.

Советую нашему Автору вопросов отвлечься от «Настольной Книги», являющей вид азбуки, и обратиться к справочнику более высокого уровня, какова Православная Энциклопедия.

Не будем пересказывать энциклопедическую статью «Елеосвящение», дабы не лишать нашего Автора радости узнавания, но все же заимствуем из этой статьи сообщение о Евхологии 1027 года, переписанном для клирика патриарших часовен.

Этот константинопольский чин предписывает ежедневное совершение соборования в течение семи дней, причем помазывается не только болящий, но и его домочадцы! Один этот цареградский чин опровергает фарисейско-законнические убеждения нашего Автора. «Византийский синтез» стремился не выбрать какое-то одно понимание таинства, отбрасывая все остальные, но, напротив, объединить их. В современном чине примерно равное место имеют две главные темы – исцеление телесных болезней и врачевание греховной язвы.

После изобретения книгопечатания чин Елеосвящения унифицировался не только в греческих Церквах, но и в Церквах грузинских, славянских и румынских, ибо все правили книги по греческим образцам.

Однако на Западе к ХIII веку произошло резкое сужение в понимании смысла Соборования: оно стало пониматься исключительно как таинство умирающих и получило соответствующее именование – extrema unctio, то есть, последнее помазание. Это название проникло и в официальные – учительные и богослужебные – книги Русской Церкви и было отменено лишь по почину святителя Филарета Московского в ХIХ в.

Именно этого средневекового, заскорузло-схоластического, однобокого понимания таинства соборования и придерживается наш Автор, опираясь на те обломки, реликты старого, но вовсе не исконного понимания, которые по инерции еще сохранялись в наших книгах. Сами католики уже полвека как отказались от него: Соборование давно уж называется у них «таинством больных».

Есть такой род мизантропов, которым неприятно все молодое, веселое, жизнерадостное (хотя и на внешне веселых приходится много скорбей и болезней) . Благочестие для них – «помрачение лиц своих» ( Мф. 6, 16 ) . Активное присутствие молодых и «новых» людей в церкви воспринимается некоторыми как потрясение основ.

Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Александр Савельев | Православие и мир | Епископ Афанасий Евтич | Православие и мир | Таинство миропомазания | Таинство соборования не стоит понимать схоластически | Православие и мир | Венчание в субботу, брачный договор и развод «по-христиански» - обсуждают священники ПСТГУ | ... | Таинство Елеосвящения (Соборование) | Православие и мир | Протоиерей Димитрий Карпенко: Практические советы тем, кто давно в Церкви | Православие и мир | Таинство Крещения | История | Порядок проведения | Покаяние, исповедь и пост | Православие и мир |
Таинство соборования не стоит понимать ... ... (pravmir. ru администратор Сообщений: 27, 775 Регистрация: 10. 02. 2009 Таинство соборования не стоит понимать схоластически - 17. 03. 2015, 09: 00 Протоиерей Валентин Асмус отвечает читателю «Правмира».) 2 (иерей Владимир священство Сообщений: 1, 873 Регистрация: 04. 11. 2010 Адрес: Омск 18. 03. 2015, 07: 40 А на мой взгляд Автор статьи, подошедший к проблеме с канонических позиций " ...) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот " протоиерей, ответивший ему. Есть правда Божия, есть правда человеческая, есть мудрость Божия, есть мудрость человеческая, которая " не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская... " . Когда мы, прикрываясь человеколюбием, беспокойством о спокойной земной жизни людей (и в т. ч. о церковной кассе) - не беспокоимся совсем о нашем загробном состоянии. " да вѣра вáша не въ мýдрости человѣчестѣй, но въ силѣ Бóжiей бýдетъ " . --- 1. Запретить брать деньги за это Таинство - неужели всё так и останется? 2. Кто мешает сразу, ещё до обращения к врачу пойти (или пригласить священника) на исповедь, пособороваться и причаститься на дому или в храме? 3. А запрет на соборование здоровых всё же есть... пригласи-ка такой " даже ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Таинство соборования не стоит понимать схоластически | Православие и мир
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"