Божия Матерь в Её иконах, Глава 1. Пресвятая Богородица – совершенная ...

  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Настолько же велика мера участия Богородицы в деле спасения, и возможно ли понять и уложить в человеческом сознании высоту Ее подвига, непреходящую ценность его в судьбе мироздания?! Об этом много размышляли и писали святые отцы, слагая полные высоких поэтических образов вдохновенные гимны «Красоте всего Творенья» 9. То же самое раскрывалось в живописных образах, которые стали подлинным богословием в красках.

Образ Бога невидимого Изображения Богородицы появились уже в первые века христианства, и некоторые из них сохранились на стенах катакомбных храмов Римской империи. Вглядываясь в ранние иконы и сравнивая их с современными им росписями Помпей и Геркуланума, удивляющими виртуозным натурализмом, мы видим, что с самого начала христианское искусство ищет новые пути художественного выражения своих идей. Вышедшее из античного реализма, оно отказывается от прямого подражания природе и развивается образно-символически. Система иконописной образности складывается к VI веку, а в период иконоборчества (726–843 гг.) богословcки обосновывается святыми отцами и великими учителям Церкви.

Иконопись рождалась как откровение святых, которое закреплялось каноном 10. В иконах запечатлевалась не тленная, уязвленная грехом природа мироздания, а замысел Божий о мире, по евангельскому слову: Все от Бога ( 1Кор. 11, 12 ) ; Все из Него и к Нему устремляется ( Рим. 11, 36 ) . Не портретное сходство, а преображенный благодатью лик человека становится главным для художника, образ Божий сияющий в телесной храмине. Поэтому на иконах изображали только тех людей, чьи «кожаные ризы» грехопадения изменились, просветленные Образом Божиим, стали носителями печати Богоподобия. (Для примера вспомним известное описание сияющего лика прп.)

Серафима Саровского. (Только человек, наделенный особым даром Святого Духа, способен увидеть запечатленный в земной природе образ Бога и, отделив Его от всего тленного и преходящего, передать в иконе. Поэтому в иконописи очень скоро стали складываться каноны, служившие руководством для художников при изображении Христа, Богородицы, святых и праздников. На VII Вселенском соборе было определено, что иконописание «совсем не живописцами выдумано», а «есть одобренное законоположение и предание Кафолической Церкви» и «изобретение» святых отцов 11. Также оно было определено как богословие и Священное Предание Церкви: «Изображение во всем следует за евангельским повествованием и разъясняет его. И то и другое прекрасно и достойно почитания. Ибо они взаимно дополняют и, несомненно, объясняют друг друга» 12. «… Что слово сообщает через слух 13, то живопись показывает молча через изображение» 14, – говорилось об иконах.)

Образ Божий не имеет абстрактного бытия. Но Он может раскрываться в индивидуальных чертах святого подвижника. Выработанные Церковью каноны определили на все времена систему передачи Образа Божьего средствами живописи. Если икона писалась при жизни святого, например, Божией Матери, апостолов Петра и Павла, то печать Богоподобия воспроизводилась на иконе так, как она была начертана на святом лике. Если же исторический образ сохранился только в Предании, тогда оно служило основанием для создания художественного образа – носителя Божественной печати. И даже если внешность передавалась условно, это не нарушало канона. Образ Божий соединял икону с Пресвятой Троицей, а начертанное имя соединяло икону со святым на небесах. Например, так писались спасенные из ада Адам и Ева, древние пророки, христианские святые Георгий Победоносец, вмц. Параскева Пятница и др.

Иконопочитание, утвержденное Церковью, есть почитание Образа Божьего в тварном мире. Поэтому нельзя смотреть на икону только как на помощницу в богообщении. Каноническая икона создается для прославления Бога, для того, чтобы реально являть в мире Образ Пресвятой Троицы и Божиих святых. Один из величайший из подвижников и богословов IX века апологет иконопочитания преп. Феодор Студит утверждал: «…Если мы даже не признаем, что икона изображает одинаковый образ по сравнению с прототипом, то и в таком случае наша речь не будет заключать нелепости. Ибо почитание воздается иконе не постольку, поскольку она отстает от сходства с первообразом, но поскольку она представляет подобие с ним» 15. Дары Святого Духа Образ соединения Божественного и тварного – мистическая печать Богоподобия – в абсолютной полноте явился в лике Божией Матери.

В Пятидесятницу на двенадцать ближайших учеников Христа и Его Преблагословенную Мать сошли разделени язы́цы яко огненнии, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята ( Деян. 2, 3 ) , и «ни на ком не почила всеобъемлющая [Паса Хорити] благодать Духа, но частично каждый – один одно, другой другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым является Его не действием, а самым естеством» 16. Только единая Божия Матерь удостоилась принять все благодати Духа 17. Она достигла высшей степени Богоподобия, «поскольку же всегда в природе бывает так, что то, что осеняет, тем самым налагает на осеняемое свою форму и свой образ…» 18.
  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

вместилище всех благодатей |

Источник текста


Постоянная ссылка: Божия Матерь в Её иконах, Глава 1. Пресвятая Богородица – совершенная Божественная икона - читать, скачать - О.В. Губарева
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера