Источник текста

ВЕЛИКАЯ СУББОТА


Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения ( 1 Кор 15. 3-4 ) . Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе) , к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия ( Ин 19. 31-42 ) . К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы ( ср. : Иона 2. 1-6; Мф 12. 40 ) . Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя ( Мф 27. 62-66 ) . Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56) . На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром ( Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1 ) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски... » Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски... » Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2) , ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: « » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа) . Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях ( Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21 ) , о нем пророчески сказано в псалмах ( 15. 8-11; ср. : Деян 2. 27 ) , о нем свидетельствует церковная традиция ( см. : Иларион ) Алфеев (, игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост. -христ. традиции. СПб., 2001) . Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

Вкусив смертного тления (φθορά) , т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению (διαφθορά) , т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресв. Троицы восприняла человеческую природу - совокупность души и тела - полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти: « » (тропарь 5-й песни воскресного канона 5-го гласа) .

Распятие и Воскресение Христовы, а также события В. с. имеют решающее значение для человечества ( Евр 2. 14-15 ) , поэтому 3 дня, посвященные воспоминанию этого - Великие пятница, суббота и Пасха, - являются центром всего церковного года. Подобно др. дням Страстной седмицы, В. с. как литургический день начинается не вечером накануне (обычное начало литургического дня в вост. традиции) , а ночью, вместе с астрономическим днем.

Празднование В. с. в ранней Церкви Пасха, в широком смысле как воспоминание и Распятия, и Воскресения Христовых, в христ. лит-ре упоминается со II в., но праздновалась она в Церкви несомненно с самого начала. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от др. дней церковного года, по-видимому, был пост (в смысле полного воздержания от пищи) , продолжавшийся неск. часов или даже до 2 дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком христ. радости о Воскресении Христовом (определенную аналогию этому посту можно усмотреть в посте у иудеев в продолжение неск. часов между принесением ежедневной вечерней жертвы и закланием пасхального агнца вечером под ветхозаветную Пасху) . После I Вселенского Собора, когда рим. практика празднования Пасхи в воскресенье распространилась повсеместно, празднование В. с. как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64-му прав. Ап. ( подтверждено 55-м прав. Трул. ) и «Апостольским постановлениям» ( VII. 23; ок. 380 г. ) , В. с. - единственная постная суббота в году.

Одним из предметов разногласий уже в III в. был вопрос о времени окончания предпасхального поста. В 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского (сер. III в.) еп. Василиду приводятся неск. т. зр. на эту проблему: по мнению рим. христиан, пост надо разрешать в «петлоглашение», т. е. на заре (эта же практика зафиксирована и в «Дидаскалии апостолов», памятнике 1-й пол. III в., и в зависящих от него «Апостольских постановлениях», ок. 380) ; по мнению христиан Сев. Африки - уже с вечера. Сщмч. Дионисий предлагает компромиссное решение - прекращать пост от полуночи до 4-й «стражи», т. е. до рассвета. Так же считал и свт. Епифаний Кипрский (PG. 42. Col. 228) . По сир. памятнику V в. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» пост прекращается в полночь; эта же практика стала нормой в правосл. Церкви ( см. 89-е прав. Трул. ) . Пост сопровождался бдением (описание состава содержится в «Дидаскалии апостолов»: молитвы, чтение ВЗ, Евангелия и псалмов) и оканчивался Евхаристией.

Еще одним важнейшим, хотя и не общим обычаем (в III в. - только как местная традиция в Риме и Сев. Африке - см. : Bradshaw P. «Diem baptismo sollemniorem». 1993) , связанным с В. с. и Пасхой, был обычай совершать по окончании предпасхального поста и перед Евхаристией таинство Крещения новообращенных. Связь Крестной смерти Христа и таинства Крещения (как символического погребения с Ним) отражена в Посланиях ап. Павла ( Рим 6. 4; Кол 2. 12 ) . Сошествие Христа во ад исповедуется как отдельный догмат в Апостольском Символе веры, имеющем в своей основе крещальный символ Римской Церкви (см. : Reicke B. The Disobedient Spirits. 1946) . В сер. IV в. Крещение во время пасхальной ночи становится широко распространенным обычаем. Так, согласно «Апостольским постановлениям», пост В. с. (начинающийся в Великую пятницу или утром в В. с.) продолжается «до пения петухов» в воскресенье; в течение всей ночи совершается бдение, оканчивающееся чтением Свящ. Писания (ВЗ и НЗ) , Крещением оглашенных и Евхаристией (V. 19) (сходное чинопоследование, предписанное к совершению в ночь с субботы на воскресенье) о Пасхе не сказано (, описывается и в «Апостольском предании») .

В «Апостольских постановлениях» уже упоминается и ставшее общепринятым на Востоке обозначение дней Страстной седмицы как «великих» (VIII. 33) . Параллель христ. названию «В. с. » имеется в иудаизме, где субботу перед 14 нисана (иудейской Пасхой, выпадающей в разные годы на разные дни недели) называют «шаббат хагадол» ( букв. - Суббота великого ) . Неизвестно, существовала ли эта суббота уже в I-II вв. по Р. Х. (в иудейских источниках она упоминается только со средневековья; впрочем, ср. с Ин 19. 31) . Вопрос о том, установлена ли В. с. в Церкви под влиянием иудаизма, или, наоборот, иудеи заимствовали «шаббат хагадол» у христиан, однозначно не решается ( Hoffman. P. 15-35 ) , однако в любом случае и христ., и иудейская В. с. связана с центральным событием религ. года, посвященного воспоминанию явленного Богом спасения. С IV в. В. с. - общепринятое церковное обозначение субботы перед Пасхой, хотя в нек-рых ранних текстах ( напр., Мученичестве Поликарпа ) этот термин еще не был настолько однозначен.

В. с. в богослужении Иерусалимской Церкви кон. IV-IX в. и формирование позднейшей православной традиции Сравнительно с др. местными традициями, к-рые плохо представлены в ранневизант. источниках, сохранилось достаточно много материалов по истории иерусалимского богослужения IV-IX вв. Сведения о раннем богослужении Св. града, с одной стороны, позволяют представить себе (хотя и очень приблизительно в силу различий между местными традициями) порядок служб в В. с. на Востоке вообще, с др. - Иерусалим с его святынями, и особенно реликвиями Страстей Господа Иисуса Христа, с IV в. был центром паломничества всего христ. мира и его богослужение, в первую очередь страстное, имело широкое влияние.

Камень Помазания в храме Воскресения Христова в Иерусалиме Камень Помазания в храме Воскресения Христова в Иерусалиме В «Паломничестве» Эгерии (кон. IV в.) впервые описывается богослужение В. с. в иерусалимской традиции. В ночь на Великую пятницу совершалось продолжительное бдение с шествиями по городу, день Великой пятницы также был заполнен торжественными службами. В связи с этим участие в богослужении в ночь на В. с. считалось необязательным. Тем не менее клирики и те, «кто помоложе», проводили и эту ночь в бдении с пением «гимнов и антифонов» (Eger. Itiner. 37. 9) . Литургия в В. с. утром не совершалась по причине строгого поста. 3-й и 6-й часы были по обычному чину, а вместо 9-го часа в главном храме города (Мартириуме, ныне в перестроенном виде храм Гроба Господня) начиналась подготовка к пасхальному бдению (38. 1) . Пасхальное бдение, по словам Эгерии, совершалось так же, как и у нее на родине (т. е. в Галлии или Испании) , и включало Крещение оглашенных. Единственное, по мнению Эгерии, отличие иерусалимской практики IV в. от лат. заключалось в том, что, совершив Крещение, епископ не возвращался с новокрещеными сразу в храм (Мартириум) , но они направлялись в часовню Воскресения Христова (соответствует совр. кувуклии Гроба Господня) , где пелся гимн и епископ читал молитву о новокрещеных. После этого все возвращались в храм, и там по окончании бдения совершалась Евхаристия, сразу после к-рой уже все верующие шли с пением гимнов к часовне Воскресения, здесь прочитывалось Евангелие о Воскресении Христовом и опять совершалась Евхаристия ( 38. 1-2 ) . Совершение 2 литургий (1-я завершала продолжительное пасхальное бдение и одновременно являлась крещальной, 2-я происходила непосредственно на месте Воскресения и предварялась только лишь кратким радостным последованием) подряд и одними и теми же людьми - явление крайне необычное.

Согласно более поздним визант. памятникам, 2 литургии на Пасху по сути сохраняются, но пасхальное бдение перемещается на поздний вечер В. с., так что 1-я литургия совершается вечером в В. с. (и понимается как собственно литургия В. с.) , 2-я (как собственно пасхальная) - после пасхальной утрени, т. е. ночью или утром в день Пасхи.

Утреня - первая служба В. с., в арм. переводе Лекционария, строго говоря, не описана ( возможно, в V в. она не совершалась ) , содержится лишь указание на чтение утром В. с. в часовне Воскресения (кувуклии) Евангелия ( Мф 27. 62-66 ) , предваряемого прокимном из Пс 87 (Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 294-295) . По груз. переводу Лекционария, в В. с. на утрене, после утреннего входа, пелся тропарь 6-го гласа «Господи, честна явися посреде людей» и следовали чтения: Прем 2. 12-23 ( или Ис 53. 1-12 ) , Ис 33. 2-10 ( или 2-17 ) , Мф 27. 62-66 с прокимном из Пс 15; в конце утрени - ипакои (тропарь) «Души царей оскорбиша» (Кекелидзе. Канонарь. С. 87-88; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 704-707; Vol. 2. N 169-173) .

Вечером, согласно арм. переводу Лекционария, пасхальное бдение (т. е. вечерня и литургия В. с.) начиналось с обряда возжжения вечернего света (Эгерия, хотя и не упоминает в своем описании пасхального бдения этот обряд, отмечает, что оно совершалось так же, как и на Западе, т. е., видимо, содержало обряд благословения вечерней свечи) - древнего церковного обряда, связанного с вечерней службой (источники IX и последующих веков) напр., «Итинерарий» Бернарда Монаха (ок. 870) , письмо Арефы, архиеп. Кесарии Каппадокийской, эмиру Дамаска (X в.) , сообщение араб. историка Масуди (X в.) , рассказ клирика Никиты (947) , «История» Радульфа (1048) , «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101) , Житие и хожение Даниила, игумена земли Русской ( 1106-1108 ) и др. - см. Bertoni è re. P. 40-45 (сообщают не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии В. с. в храме Воскресения Христова благодатного огня, что ежегодно происходит и в наст. время) . Обряд совершался в часовне Воскресения и состоял из пения Пс 112 с припевом Пс 112. 2, возжжения епископом свечи (или 3) и возжжения диаконами свечей от свечи епископа, а народом - от свечей диаконов. Затем все возвращались в основной храм и совершалась вечерня с 12 ветхозаветными чтениями (прокимен из Пс 117 и чтения: Быт 1. 1-3. 24; Быт 22. 1-18; Исх 12. 1-24; Иона 1. - 4. 11; Исх 14. 24-15. 21) песнь Моисея поется с припевом Исх 15. 1 (; Ис 60. 1-13; Иов 38. 2-28; 4 Цар 2. 1-22; Иер 31. 31-34; Нав 1. 1-19; Иез 37. 1-14; Дан 3. 1-35a, 35b - 51, 52-90) песни вавилонских отроков и Азарии поются с небиблейскими припевами (; после каждого чтения - молитва с коленопреклонением) . Во время песни вавилонских отроков ( Дан 3. 52-90 ) в храм входило «великое множество» новокрещеных вместе с епископом (очевидно, Крещение происходило во время чтений в баптистерии) и совершалась Божественная литургия (литургийные чтения: прокимен из Пс 64, 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Мф 28. 1-20) , после отпуста к-рой в часовне Воскресения Христова читалось Евангелие о Воскресении Христовом ( Ин 19. 38 - 20. 18 или 20. 1-18 ) . 2-я литургия совершалась уже утром (Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 296-311) .

Благодатный огонь в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в Великую субботу Благодатный огонь в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в Великую субботу Самое раннее свидетельство о 12 чтениях на вечерне В. с. встречается в сир. Лекционарии ( Brit. Lib. Add. 14528, V в. ) . Половина паремий совпадает с указанными в арм. переводе Лекционария ( Дан 3. 23 - 4. 3; Иона ) вся книга (; 4 Цар 2. 1-15; Ис 60. 1-22; Быт 22. 1-19; Исх 12. 51 - 14. 26 - см. : Burkitt. The Early Syriac. 1923) ; литургийные чтения в сир. рукописи совпадают с чтениями арм. перевода иерусалимского Лекционария (хотя длина перикоп меньше) .

Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., чин благословения вечернего светильника и пасхальное бдение предварялись троекратной процессией вокруг церкви с каждением: вечером в В. с., после захода солнца, все собирались в храме и двери затворялись. Епископ и 2 младших священнослужителя совершали каждение, обходя трижды вокруг храма (неясно, вокруг ли кувуклии или как-то иначе) . Перед 2-м обхождением епископ пел прокимен (Пс 11. 6 со стихом Пс 95. 1) , перед 3-м - прокимен из Пс 112. В конце каждого обхождения бывали ектения и молитва; во время обхождений пелись псалмы (во время 1-го - Пс 64 или Пс 95, во время 2-го и 3-го - Пс 86, 95, 96, 97, 99, 112, 147, 149; единообразие рукописей в отношении 1-го обхождения, возможно, указывает на его древность) . По возвращении епископ давал пресвитерам и диаконам лобзание мира и благословлял свечу, от к-рой зажигали проч. свечи. Двери отверзались, и бдение продолжалось по чину вечерни: епископ запевал «Господи, воззвах» (указана и стихира: «Светися, светися, Иерусалиме») , далее следовали «Свете тихий» и вечерний вход. Торжественно исполнялся Пс 147. 1, после чего пели прокимен из Пс 81, епископ уходил крестить оглашенных, а в церкви читали 12 ветхозаветных чтений (те же, что и в арм. переводе Лекционария; порядок исполнения библейских песней не описывается) . В конце каждого чтения - ектения и коленопреклонная молитва. После чтений новокрещеные возвращались в храм с пением «Елицы во Христа» (Гал 3. 27) ; Божественная литургия (по чину ап. Иакова - обычному иерусалимскому чину в древности) начиналась с пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых» (литургийные чтения те же, что и в арм. переводе Лекционария, но стихи аллилуиария - Пс 147. 2 или 101. 14; тропарь на умовение рук) особый элемент чина литургии ап. Иакова («Воскресение Господне возвестил нам ангел», тропарь на Св. Дары) херувимская ( и причастен - «Воскресый из мертвых» ) . По окончании литургии читали «по книге». 2-я (пасхальная) литургия совершалась после пасхальной утрени, на к-рую, в частности, перенесено чтение Евангелия ( Ин 20. 1-18 ) (Кекелидзе. Канонарь. С. 88-94; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 708-740) .

Грузинский Иадгари (гимнографическое приложение к Лекционарию, отражающее литургическую практику Иерусалима VII-IX вв. ; среди последних находок на Синае обнаружены греч. оригиналы Иадгари) - еще один важный источник по истории иерусалимского богослужения. В рукописях Иадгари для утрени В. с. приведены неск. припевов к непорочным (Пс 118) , четверопеснец (к к-рому прибавлены трипеснец в 7-9-й и двупеснец в 7-й и 9-й песнях) , стихиры на хвалитех ( нач. 1-й: «Прииди, Иосиф» ) , тропарь по входе (нач. : «Господи, тайно записался в ученики Твои Никодим») , прокимен из Пс 15 и Евангелие, ипакои; для вечерни - стихиры на «Господи, воззвах» (нач. 1-й: «Светися, светися, Иерусалиме») , «Свете тихий», 3 прокимна (из Пс 33, 112, 81, с тропарем «Хвали, Иерусалиме» после 2-го) , паремии; для литургии - тропарь «Христос воскресе из мертвых», прокимен из Пс 64, аллилуиарий (со стихом Пс 101. 14) , тропарь на умовение рук (нач. : «Воскресение Господне нам возвестил ангел»; в нек-рых ркп. встречаются и др.) , 3 небиблейских причастна.

Т. о., с кон. IV и до VII в. богослужение В. с. в Иерусалиме образовывало стабильную, но постепенно развивавшуюся структуру, состоявшую из следующих элементов: ночной службы или утрени, оканчивавшейся чтениями (согласно памятникам VII в., имевшей вход) ; неск. дневных часов, совершаемых по обычному чину; пасхального бдения или вечерни В. с., включавшей в свой состав обряд благословения вечернего света, вход и 12 ветхозаветных чтений (во время к-рых происходило Крещение оглашенных) , затем новокрещеные входили в храм, и, начиная с новозаветных чтений, совершалась Божественная литургия. После литургии служба имела нек-рое продолжение (в памятниках IV-V вв. - евангельское чтение и 2-ю литургию; в памятниках VII в. - чтение «по книге», 2-я литургия совершалась уже после утрени) , относившееся уже к богослужению 1-го дня Пасхи. В целом такой же порядок служб (хотя и с отличиями в деталях) стал общепринятым в правосл. Церкви и предписывается в т. ч. и принятыми ныне в правосл. Церкви богослужебными книгами (на практике в наст. время вечерня и литургия В. с. обычно совершаются не вечером, а в 1-й половине дня; чтение же «по книге» из Деяний св. апостолов, хотя, согласно Типикону, и должно происходить сразу после литургии В. с., от нее отделяется и бывает поздно вечером) .

В. с. в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. Древнейшее известное подробное описание богослужения В. с. в к-польской Св. Софии содержится в Типиконе Великой ц. ( IX-X вв. ) , описание к-рого можно дополнить, пользуясь др. к-польскими источниками того времени. Утреня совершалась по обычному порядку (см. ст.)

Песненное последование (, начинаясь с антифонов в нартексе и входа в храм с пением песни вавилонских отроков; в храме к Пс 50 припевали тропарь «тяжелого») 7-го (гласа: «Τὸ μνῆμά σου ἐφύλαττον στρατιῶται, οἱ δὲ ἄγγελοι ἀνυμνοῦντές σε, Χριστὲ ὁ Θεὸς, ἔλεγον̇ Κύριε, δόξα σοι») «Гроб Твой охраняли воины, ангелы же, воспевая Тебя, Христе Боже, глаголали: Господи, слава Тебе» (. После великого славословия совершался вход Патриарха и священнослужителей в алтарь, певцы на амвоне пели тропарь 2-го гласа: «῾Ο συνέχων τὰ πέρατα τάφῳ συσχεθῆναι κατεδέξω») (- и далее следовали чтения: прокимен из Пс 43, паремия) Иез 37. 1-14 ( , 2-й прокимен из Пс 9, Апостол ) 1 Кор 5. 6-8 + Гал 3. 13-14 (, аллилуиарий со стихами Пс 67. 2-4, Евангелие) Мф 27. 62-66 (. Утреня заканчивалась, как обычно, сугубой и просительной ектениями.)

Сразу после отпуста Патриарх совершал в малом баптистерии таинство Крещения. Двукратное Крещение в В. с. (после утрени и во время вечерни) - одна из особенностей Типикона Великой ц. Возможно, оно связано с большим числом крещаемых - Патриарх не успевал покрестить всех во время вечерни, но древняя традиция требовала совершить литургию В. с. как крещальную, поэтому Крещение начиналось заранее, после утрени, а во время вечерни заканчивалось.

Около полудня в Св. Софию прибывали император и Патриарх. Император облачал св. престол в новую индитию и поставлял на него и на его ступень 2 мешка с золотыми монетами - это было ежегодным довольствием для храма и клира Св. Софии, после чего совершал каждение сначала в храме, затем - в скевофилакионе. По возвращении в храм император раздавал поощрение клирикам; наконец, они с Патриархом лобызали друг друга, и Патриарх преподавал императору благословение (Const. Porphyr. De ceremoniis. I. 44; см. : Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 144, 158-160) .

Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15) , во время к-рых Патриарх крестил оглашенных и после к-рых совершалась Божественная литургия. Вечерня, как и в др. дни, начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (известны слова входных тропарей: «Живоносное Твое восстание славим», «Спасительное Твое восстание славим» - Мансветов. С. 244-246; Bertoni è re. P. 124) . После «Господи, воззвах» был вход в алтарь и начинались чтения: прокимен из Пс 65, паремии Быт 1. 1-5 и Ис 60. Во время 2-й паремии Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; Крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) и завершалось собственно погружением в воду, Миропомазание происходило уже в храме. По Типикону Великой ц. непременно прочитывались только первые 7 паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; с прокимном из Пс 26 после 3-й паремии и пением в составе 6-й паремии песни Моисея с припевом Исх 15. 1b и славословием в конце) . Если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, читались также паремии с 8-й по 14-ю (1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; с прокимном из Пс 92 после 10-й) , в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия ( Дан 3. 1-88 ) LXX () никогда не отменялась, а входившая в ее состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан 3. 57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещеные прибывали ко входу в храм ( точнее, в часовню ап. Петра ) и начинали петь «Елицы во Христа» (Гал 3. 27) , во время чего Патриарх совершал Миропомазание. Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Пс 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого) ; прокимен не пелся, Апостол - Рим 6. 3-11, вместо аллилуиария - Пс 81 со стихами, Евангелие - Мф 28. 1-20, пелась обычная херувимская (т. о., в IX в. в к-польском последовании В. с. еще не было заимствования из литургии ап. Иакова -херувимской «Да молчит всякая плоть») , причастен - Пс 77. 65 (Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 82-91; см. также: Bertoni è re. P. 124-126; Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160-164; Крещальная литургия. С. 109-126) .

В. с. в православном богослужении с XI в. С X-XI вв. повсеместное распространение в правосл. Церкви получил богослужебный тип, известный по Студийскому (Студийско-Алексиевскому, неск. афоно-итал., Евергетидскому) и с XII-XIII вв. т. н. Иерусалимскому уставам. Порядок богослужения В. с. в этих уставах в целом соответствует порядку служб в ранних иерусалимских памятниках, но обогащается новой гимнографией, а библейские чтения заимствуются из к-польской послеиконоборческой традиции.

Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме Студийские и иерусалимские памятники, ставшие в Церкви общепринятыми, имеют монастырское происхождение. Синтез к-польской послеиконоборческой и иерусалимской традиций наблюдается и в памятниках кафедрального богослужения: в одной из рукописей Типикона Великой ц., в Синайском Канонаре, в Святогробском Типиконе 1122 г. В первом из этих памятников, в рукописи, находившейся в нач. XX в. в Дрездене, очень пострадавшей во время второй мировой войны и ныне находящейся в Москве, в описании вечерни и литургии В. с. указано после совершения Миропомазания петь в храме св. Петра вечерню по монастырскому чину (Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160-164) , что свидетельствует о том, что к нач. XI в. (предположительное время создания рукописи) известная по монастырским памятникам богослужебная практика была уже очень распространена. В Синайском Канонаре (Sinait. gr. 150, X-XI вв., и 2095, IX-X вв.) служба В. с. изложена близко к Типикону Великой ц., но там упомянут тропарь на «Бог Господь» (этого элемента службы не было в песненном последовании) 2-го плагального гласа «῾Η ζωὴ ἐν τῷ τάφῳ ἀνέκειτο» (- совр. воскресный седален по 2-й кафизме) . В Канонаре отменен прокимен после 3-й паремии, к песни из кн. Исход может прибавляться небиблейский припев - богородичен, после чтения паремий на вечерне литургия начинается с «Единородный Сыне», перед Апостолом есть прокимен из Пс 31 (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 192-193) .

В Святогробском Типиконе 1122 г. (Hieros. S. Crucis. 43) порядок служб Страстной седмицы соответствует ранней иерусалимской традиции, но основан на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе и включает развитую гимнографию (впрочем, не известно, использовался ли этот Типикон в действительности, т. к. во время его написания храм Воскресения Христова принадлежал лат. клиру, пришедшему в Иерусалим вместе с крестоносцами) . Вечером в Великую пятницу за кувуклией служилась вечерня, совершавшаяся монахами-спудеями в скорбной обстановке, «сдержанно и с великим страхом». Эта вечерня специально открывала собой бдение в ночь с пятницы на субботу и была скромным повторением основной вечерни Великой пятницы, к этому часу уже совершенной Патриархом и всем клиром. В конце к вечерне прибавлялось великое чтение, прекращавшееся при прибытии Патриарха.

Утреня В. с. начиналась с каждения и пения шестопсалмия «при молчании и великой тишине». На «Бог Господь» - «седальны» (тропари) «῾Ο εὐσχήμων ᾿Ιωσὴφ», «̀λδβλθυοτεΟτε κατῆλθες πρὸς τὸν θάνατον», «῾Υπερδεδοξασμένη ὑπάρχεις» () полностью, как в воскресной службе 2-го гласа (, ,) , затем слово свт. Григория Нисского (в др. памятниках - Антиохийского; нач. : «᾿Επαινετὸς καὶ οὗτος ὁ νόμος τῆς ἐκκλησίας» - Похвалы достоин и сей обычай Церкви PG. 88. Col. 1847-1866) и непорочны, в конце к-рых тропари «Τῶν ἀγγέλων ὁ δῆμος» () . Далее следовало чтение слова свт. Епифания Кипрского (нач. : «Τί τοῦτο; σήμερον σιγὴ πολλὴ ἐν τῇ γῇ» - Что сие? Днесь безмолвие великое на земле PG. 43. Col. 439-464; слово отнесено к разряду spuria; рус. пер. : Сборник церковно-учительных чтений. С. 219-232) , Пс 50 и тропарь «῾Ο συνέχων ἅπασαν τὴν οἰκουμένην» () с богородичном. Затем пели канон утрени, состоящий из 2 четверопеснцев, - тот же, что указан и во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в Святогробском Типиконе канон имеет дополнительные богородичны во всех песнях, а 1-й ирмос канона (тот же, что и в позднейших книгах) никому не атрибутирован и имеет 2 дополнительных тропаря. По 3-й песни канона кондак «᾿Εν σινδόνι καθαρᾷ» () с икосом и чтение (не указано) , по 6-й - кондак «Τὴν ἄβυσσον ὁ κλείσας νεκρὸς ὁρᾶται» () с икосом, по 9-й - «Свят Господь» и эксапостиларий «᾿Εν μνήματι κατέπαυσεν» () . Затем следовали хвалитные псалмы со стихирами (2 стихиры 2-го гласа, нач. 1-й: «̀λδβλθυοτεΟτε ἐν τῷ τάφῳ σαρκικῶς») (и 3 стихиры 1-го гласа, нач. 1-й: «῾Ο συνέχων, Κύριε, τῆς γῆς ἄπαντα τὰ πέρατα») ( ; «Слава» - стихира 2-го плагального ) т. е. 6-го (гласа: «Δεῦτε μακαρίσωμεν ἅπαντες ᾿Ιωσὴφ τὸν ἀοίδιμον») (; «И ныне» - стихира 2-го гласа: «Σὺν ταῖς ἄλλαις») () и великое славословие.

Совершался утренний вход, затем пели тропарь «῾Ο συνέχων τὰ πέρατα τάφῳ συσχεθῆναι κατεδέξω» () , после ектении 3 диакона по очереди возглашали по прокимну (из Пс 11 и 43) и бывали чтения ( те же, что в Типиконе Великой ц. ) . После Евангелия - стихиры (2 - 2-го плагального гласа: «Τὴν σήμερον μυστικῶς») (и «᾿Ηιτήσατο ᾿Ιωσὴφ τὸ σῶμα τοῦ ᾿Ιησοῦ») ( и 3 - 4-го плагального ) т. е. 8-го (гласа, нач. 1-й: «Σήμερον ὁ ̀λδβλθυοτεΑδης στένων βοᾷ») () , ектения и отпуст.

Во 2-м часу дня ко Св. Гробу приходили «мироносицы» (особый церковный чин в Иерусалиме) и Патриарх с клириками и готовили светильники к пасхальной службе; в это время пели канон и часы «поскору». Когда лампады были готовы, в них вливали елей и пели стихиру «Τὴν σήμερον μυστικῶς»; следовали ектения и отпуст, после чего Патриарх запирал кувуклию и в храме гасили весь свет.

Вечерняя служба начиналась в 9-м часу дня; Патриарх и клирики, облаченные в белое, приступали к обычной воскресной вечерне: Пс 103 (без каждения) , «Блажен муж», «Господи, воззвах» с воскресными стихирами 1-го гласа (3 воскресных, 4 восточных, догматик) , вход и «Свете тихий», прокимен вечера субботы (Пс 92) . Далее читались 15 паремий ( те же, что и в Типиконе Великой ц. ) , после к-рых совершался чин возжжения свечи от св. огня: Патриарх кадил трижды храм и Св. Гроб, затем начинал петь «Господи, помилуй» и, поддерживаемый клириками, входил внутрь Св. Гроба, трижды падал ниц (то же делали и вошедшие вместе с ним клирики) и молился о себе и о народе, к-рый в это время непрерывно взывал: «Господи, помилуй». Затем Патриарх возжигал свечу от св. огня и передавал архидиакону, а тот выносил огонь народу.

После этого совершалась процессия в базилику, во время к-рой пелись стихиры 1-го гласа («Θωτίζου, φωτίζου ἡ νέα ῾Ιερουσαλήμ̇ ἡ γὰρ δόξα Κυρίου ἐπὶ σὲ ἀνέτειλε») (и «Θωτίζου, φωτίζου ἡ νέα ῾Ιερουσαλήμ̇ ἥκει γάρ σοι τὸ φῶς») () со стихами из Пс 64, 147 и 150; следовали: «Сподоби, Господи», стихиры на стиховне ( нач. 1-й: «Θῶς σπερινὸν ἐπέλαμψεν» ) () со стихами Пс 96. 11 и 35. 10 (на «Слава» - 3-я из вост. стихир 1-го гласа) , «Ныне отпущаеши», отпустительный «седален» - воскресный тропарь 1-го гласа и, наконец, «молитва» (отпуст?) Патриарха, после к-рой он отправлялся крестить оглашенных.

После Крещения Патриарх возвращался в базилику и начиналась Божественная литургия (на входе: «῾Ο ἄγγελός σου, Κύριε, ὁ τὴν ἀνάστασιν») Ангел Твой, Господи, Воскресение [возвестивший] ( , «Слава, и ныне» - кондак ) тот же, что по 6-й песни канона (; вместо Трисвятого - «Елицы во Христа»; чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. ; тропарь «εἰς τὰ ἅγια») на святыню; древний тропарь на умовение рук (: «Τῆς λαμπρᾶς καὶ ἐνδόξου ορτασίμου ἀναστάσεως») Светлого и славного празднственного Воскресения (со стихом Пс 79. 3b; херувимская: «᾿Εξηγέρθης, Χριστέ, ἐκ τοῦ μνήματος») Восстал, Христе, из гроба ( ; причастен: «Тело Христово» ) . Патриарх возглавлял Божественную литургию только до херувимской, далее служил старший священник, а Патриарх вместе с архидиаконом уходил ко Св. Гробу.

Внутри кувуклии Патриарх читал Евангелие ( Ин 20. 1-18 ) и совершал на Св. Камне традиц. иерусалимскую литургию ап. Иакова, начиная с тропаря на умовение рук. В конце литургии читалась особая заамвонная молитва (нач. : «῾Ο τὸ μέγα κῆτος χειρωσάμεν Θεὸς καὶ ἐν τῇ καρδίᾳ τῆς γῆς τὸν ἀποστάτην δράκοντα συνθλάσας» - Великого кита победивший, Боже, и в сердце земли отступника-дракона разбивший) ; после отпуста «мироносицы» кадили внутри Св. Гроба и помазывали Св. Камень; все выходили из храма, к-рый оставался закрытым до пасхальной утрени (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. T. 2. Σ. 161-189) .

Др. свидетельство о иерусалимской практике после XI в. содержится в сир. мелкитском Апостоле ( Vat. syr. 21, 1353 г. ) . Вечером в В. с. после каждения Патриарх читает молитву «Благословен Ты во храме святой славы Твоей» ( ср. : Дан 3. 53 ) , диакон возглашает (видимо, ектению) , священник читает молитву «светов», Патриарх зажигает свечу от свечи под престолом, от к-рой затем и все зажигают свечи и поют «Светися, светися». Совершается крестный ход. По возвращении - обычный прокимен вечера субботы и начинаются чтения. Если к. -л. готов креститься, один из священников его крестит и оба возвращаются при чтении Книги пророка Даниила. Совершается вход, диакон «возглашает» (очевидно, ектению) , священник читает молитву Трисвятого ( вместо Трисвятого - «Елицы во Христа» ) , и совершается литургия ( чтения, как в Типиконе Великой ц. ) ( Bertoni è re. P. 54-55 ) .

В различных редакциях Студийского устава богослужение В. с. включает утреню (имеющую следующий порядок: шестопсалмие; «Бог Господь» с тропарем; непорочны; Пс 50; канон; хвалитные псалмы и стихиры; великое славословие, завершающееся входом с Евангелием; чтения из Свящ. Писания; заключение) и вечерню (состоящую из Пс 103, воззвашных псалмов и стихир, входа, «Свете тихий» и паремий и переходящую в литургию свт. Василия Великого) . Поскольку памятники имеют монастырское происхождение, Крещение во время паремий вечерни не указывается. После литургии бывает трапеза и монахи расходятся по своим кельям для одного или неск. часов отдыха перед пасхальными утреней и литургией.

Все памятники студийской традиции используют одни и те же библейские чтения (паремии, Апостол и Евангелие на утрене; 15 паремий на вечерне, Апостол и Евангелие на литургии) , заимствованные из Типикона Великой ц. Примерно одно и то же время указывается в студийских текстах для начала вечерни - 11-й час (считая от рассвета, что позднее обычного времени начала вечерни) , иногда даже 12-й час дня или 1-й час ночи. Литургия, согласно всем студийским текстам, начинается с мирной ектении (после паремий; чтение мирной ектении перед Трисвятым или текстом, его заменяющим, - нормальная практика для IX-XII вв.) , за к-рой следуют «Елицы во Христа» и чтения. В целом совпадают в различных памятниках и основные гимнографические тексты - тропарь на «Бог Господь» («῾Ο εὐσχήμων ᾿Ιωσὴφ» -; в ряде памятников к тропарю прибавлен богородичен «῾Υπερδεδοξασμένη ὑπάρχεις») (или др. тропарь) , канон (тот же, что и в Святогробском Типиконе, - четверопеснцы Марка Отрантского) как правило, ирмосы и тропари предписано повторять дважды (и Космы Маюмского) тропари и ирмосы четырежды () , кондак ( «Τὴν ἄβυσσον ὁ κλείσας νεκρὸς ὁρᾶται» - ) с икосом, стихиры на «Господи, воззвах» (чаще всего это поющиеся на 8) с повторениями ( 3 или 4 стихиры 4-го плагального ) т. е. 8-го (гласа, нач. 1-й: «Σήμερον ὁ ̀λδβλθυοτεΑδης στένων βοᾷ») (; на «Слава, и ныне» - «Τὴν σήμερον μυστικῶς») (; впрочем, могут использоваться и др. стихиры) см. : Bertoni è re. P. 184 (, но никогда) за исключением одного Типикона (не воскресные стихиры Октоиха) ; песнопения на «Слава» и «И ныне» на хвалитех (но не сами хвалитные стихиры) - стихира Великой пятницы «Σὲ τὸν ἀναβαλλόμενον τὸ φῶς» () и воскресный хвалитный богородичен «῾Υπερευλογημένη ὑπάρχεις Θεοτόκε Παρθένε» () . Наконец, ни в одном из памятников не говорится о пении за литургией тропаря «Да молчит» вместо херувимской, напротив: когда этот момент службы бывает включен в описание, всегда предписывается петь обычное «Иже херувимы» (южноитал. памятники упоминают и древний обычай троекратного повторения этого песнопения) . В то же время в нек-рых деталях памятники различаются между собой.

В 3 основных вариантах студийской традиции - к-польской IX - сер. XI в., афоно-итал. XI-XIII вв. и к-польской кон. XI-XII в. ( Пентковский. Типикон. С. 121-154 ) - богослужение В. с. имеет свои особенности, отличающие, с одной стороны, ранние тексты от поздних, с др. - к-польские от афоно-итал. К ранним текстам относятся: 1-я ред. «Ипотипосиса» прп. Феодора Студита (IX в.) , «Диатипосис» прп.

Георгия Мтацминдели Типикон, составленный на Афоне в 1038-1042 гг. на основе греч. источников; поздние тексты содержатся в неск. южноитал. Типиконах и в Евергетидском Типиконе (посл. треть XI в. ; сохр. в ркп. Athen. Bibl. Nat. 788, 1-я пол. XII в.) , отражающем малоазийскую и отчасти к-польскую практику XI-XII вв. Особняком стоят гимнографические книги - Триоди и Стихирари, где могут дольше сохраняться вышедшие из практики уставные указания.

Христос во гробе. Плащаница. XIV в. (Византийский музей. Афины) . Фрагмент Христос во гробе. Плащаница. XIV в. (Византийский музей. Афины) . Фрагмент Важнейшей особенностью богослужения В. с. в первоначальной редакции студийского Синаксаря было пение в этот день великого славословия в кафедральной редакции (во все остальные дни года оно пелось в монастырской) совр. «будничная» (редакции) ; из известных ныне Типиконов эта особенность сохраняется только в Студийско-Алексиевском 1034 г. (Там же. С. 254-256; по др. Типиконам, В. с. - это далеко не единственный пример службы с кафедральным славословием) . Возникновение ее связано с тем, что в Типиконе Великой ц. (откуда в студийском Синаксаре заимствована система библейских чтений) В. с. - единственная утреня в году, имеющая не только Евангелие, но целую службу чтений в конце, и эти кафедральные чтения перешли в студийский Синаксарь вместе с кафедральной редакцией славословия. Еще одна общая для ранних памятников особенность - полноценное вкушение пищи в трапезной по окончании литургии, причем разрешались рыба и даже молочное и яйца (кроме Типикона прп. Георгия Мтацминдели) ; в позднейших южноитал. памятниках во время трапезы дозволялось есть только особый хлеб, овощи и вино, а в Евергетидском Типиконе скудную трапезу предписано совершать в храме ( Там же. С. 137-138 ) . По окончании трапезы ранние памятники предлагают читать лишь конечное Трисвятое (иногда с тропарем в конце) ; более поздние имеют особую службу (повечерие или «паннихис») .

Особенности, отличающие афоно-итал. памятники (Типикон прп. Георгия и многочисленные южноитал. тексты) от к-польских (Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы) : 1 (непорочны на утрене В. с., согласно к-польским памятникам, поются с 3 аллилуиариями текущего гласа) последними из 9 имеющихся в каждом гласе (, в афоно-итал. наблюдается разнообразие в их исполнении; 2) в последних по-разному поются и седальны по непорочным (тогда как к-польские Типиконы указывают петь «῾Ο συνέχων τὰ πέρατα τάφῳ συσχεθῆναι κατεδέξω») () ; 3 (к-польские памятники не имеют особого эксапостилария В. с.) только «Свят Господь» ( , в афоно-итал. он есть; 4 ) на хвалитех к-польские памятники указывают петь стихиры со стиховны Великой пятницы ( нач. 1-й: «̀λδβλθυοτεΟτε ἐκ τοῦ ξύλου» ) () , тогда как в афоно-итал. наблюдается разнообразие (так, в Мессинском Типиконе 1131 г. на хвалитех 3 стихиры 2-го гласа) нач. 1-й: «Σήμερον συνέχει τάφος» - ( и 2 на 2-й плагальный ) нач. 1-й: «Τὴν σήμερον μυστικῶς» - () ; стихиры на «Слава» и «И ныне» в студийской традиции в целом исполняются одинаково; 5 (согласно к-польским Типиконам, после входа с Евангелием на утрене нет тропаря, сразу поется прокимен, следуют чтения) это связано с тем, что заимствованный из кафедрального богослужения тропарь использован в качестве седальна по непорочным (, афоно-итал. памятники предписывают петь, как правило, тропарь «Благообразный Иосиф»; 6) яркая особенность афоно-итал. памятников - повторное совершение входа после прочтения паремий (то же встречается и в слав. студийских памятниках- см., напр. : Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 483) .

Повторный вход, в противоположность 1-му, происходит торжественно, в сослужении всего духовенства обители (вечерня до паремий совершалась одним священником вместе с диаконом) , и имеет следующий порядок: на последней паремии все священники и диаконы облачаются в белое и по окончании чтения входят с Евангелием (предваряемые диаконами с кадилами и свечами) из притвора в храм и затем в алтарь при пении Пс 31. Удваивание вечернего входа (из-за к-рого первый вход, единственный по остальным источникам, в афоно-итал. памятниках превращается из входа с Евангелием во вход с кадилом) связано со следованием древней традиции, когда после прочтения паремий в храм входили новокрещеные во главе с епископом, но теперь вместо новокрещеных из притвора в храм входит духовенство в белых ризах.

В качестве святоотеческих чтений на утрене В. с. используются те же слова святителей Григория Антиохийского (Студийско-Алексиевский Типикон, Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон) слово читается не на утрене, а на «паннихис» () и Епифания Кипрского (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Мессинский Типикон) составитель замечает, что существуют также слова свт. Григория Антиохийского и имп. Льва Мудрого (, Евергетидский Типикон) , что указаны в Святогробском Типиконе 1122 г.

По-разному решен в студийских Типиконах вопрос с прокимнами в В. с. на вечерне. В Типиконе Великой ц., откуда в студийских текстах полностью заимствован корпус библейских чтений на этой службе, перед 1-й паремией пели прокимен из Пс 65, после 3-й - из Пс 26, перед литургийным Апостолом прокимна не было, аллилуиарий заменялся Пс 81. В то время как эта замена указана во всех источниках (так же, как и прокимен после 3-й паремии, исчезающий лишь в Евергетидском Типиконе) , Апостол оставлен без прокимна только в южноитал. памятниках, остальные используют перед Апостолом прокимен из Пс 65. В связи с перемещением этого прокимна в неитал. памятниках перед паремиями прокимна нет ( Студийско-Алексиевский Типикон ) или используется обычный прокимен вечера субботы (из Пс 92) , как в иерусалимской практике (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон) .

Помимо прокимна из Пс 92 на вечерне в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели палестинское влияние (видимо, через груз. богослужебную практику, к-рая до X в. зависела от иерусалимской) заметно и в использовании на утрене вместо аллилуиариев особых припевов к непорочным: «Непорочны поем по нашему [т. е. как в Грузии. - Ред. ], со стихами», и в пении на «Господи, воззвах» на вечерне воскресного догматика (и, вероятно, воскресных же стихир; среди др. студийских памятников использование воскресных стихир на этой вечерне встречается только в Триоди XII в.) Crypt. Δ. β. I (, возможно, савваитского происхождения - см. : Bertoni è re. P. 183) . Существуют и др. особенности этого Типикона: вместо кондака В. с. по 6-й песни канона поется кондак ( воскресный тропарь 2-го гласа ) «Егда снизшел еси»; упомянуты часы (читаются по кельям) ; описаны действия священника во время «Господи, воззвах» (облачение в черное) и во время паремий ( совершение протесиса по 6-й ) на вечерне (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289-291) .

В южноитал. практике такой важный элемент утрени В. с., как непорочны, мог вообще опускаться - напр., в Мессинском Типиконе сразу после тропаря утрени предписано петь канон (Пс 50 стихословится после кондака и чтения по 6-й песни канона) . Еще одна особенность южноитал. памятников - совершение после вечерни, литургии и вкушения пищи сокращенного повечерия в трапезной (его порядок: «Приидите, поклонимся», Пс 90, «С нами Бог», «Пресвятая Владычице») молебные прошения (, Пс 50, «Слава в вышних» и «Сподоби, Господи», тропарь «Благообразный Иосиф») или воскресный 1-го гласа с богородичном (, 12 «Господи, помилуй» и отпуст) (Arranz. Typicon. P. 242-247; Bertoni è re. P. 191-192) .

Практика малоазийского и отчасти к-польского монашества кон. XI в., имеющая в своей основе студийскую, но уже удаляющаяся от нее, описана в Евергетидском Типиконе, к-рый в целом соответствует Студийско-Алексиевскому. Различия таковы: канон по Евергетидскому Типикону поется с бóльшими повторениями и катавасией в каждой песни; к утрене присоединяется 1-й час (остальные часы читаются по келлиям) ; с самого начала вечерня и литургия совершаются с сослужением и в белых ризах; после литургии нет исхождения в трапезную (это главное отличие) : хлеб раздается братии в притворе, во время вкушения его читается слово свт. Григория Антиохийского; после вкушения хлеба братия возвращается в храм и поется «паннихис» (букв. - всенощная; в данном случае служба средней продолжительности, примерно соответствующая сокращенной утрене) . «Паннихис» состоит из Пс 50, канона «монаха Гавриила» (ирмосы те же, что и у канона утрени В. с. ; нач. 1-го тропаря: «Θάμβους ἐπληροῦτο») Ужасом был наполнен (; по 3-й и 6-й песням - только песнопения) те же, что и на утрене (, но, если есть время) по Типикону, если не наступил 7-й час ночи, т. е. полночь (, после песнопений читается толкование свт. Иоанна Златоуста на пролог Евангелия от Иоанна) т. е. на пасхальное литургийное Евангелие () , Трисвятого, ектении и отпуста (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 554-556) .

Иерусалимский устав вопреки своему названию основывающийся не на древней иерусалимской, а на студийской практике и принятый в правосл. Церкви с XIII-XIV вв. повсеместно, описывает богослужение В. с. в целом сходно со студийскими памятниками (поэтому данные Иерусалимского устава расходятся с данными палестинских литургических памятников монастырского происхождения старше XI в.) напр., Sinait. Georg. 37, 982 г. (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 721-735; Vol. 2. N 174-175) , где служба В. с. описана сходно с древними кафедральными иерусалимскими Лекционариями () , в первую очередь с Евергетидским Типиконом.

Важнейшее отличие нек-рых ранних рукописей Иерусалимского устава от Евергетидского состоит в прибавлении к непорочным на утрене воскресных тропарей «Ангельский собор», а к стихирам В. с. на «Господи, воззвах» на вечерне воскресных стихир 1-го гласа. Эти прибавления усиливают тему Воскресения Христова в богослужении В. с. и отдаленно напоминают о древней иерусалимской традиции.

Связь богослужения В. с. с обычной воскресной службой в Иерусалимском уставе подчеркивается также сходством между последованиями обычного бдения под воскресенье и пасхального бдения (т. е. вечерней службы В. с.) : 1 (и то, и другое начинается с Пс 103) причем нек-рые рукописи предписывают в В. с. петь этот псалом как на обычном бдении (, за к-рым следуют проч. части вечерни; 2) после литургии В. с. сразу совершается благословение хлеба и вина, как и на обычном бдении (но без пшеницы и елея) ; 3 (и на обычном бдении, и в В. с. благословенные хлебы вкушаются во время великого чтения из Книги Деяний св. апостолов) в В. с. и во все воскресенья Пятидесятницы; в др. время года по воскресеньям должны читаться остальные книги НЗ (кроме Евангелия) (; 4) по окончании великого чтения на обычном бдении совершается утреня, а в В. с. - особая служба, сходная с ней и называемая ныне не совсем точно пасхальной полунощницей. «Да молчит всякая плоть человеча». Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) «Да молчит всякая плоть человеча». Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) С XIV в. в Типиконах начинает отмечаться еще одна особенность службы В. с. : пение непорочных с особыми припевами (букв. ᾿Εγκώμια - Похвалы или Μεγαλυνάρια - Величания) , с XVI в. - изнесение во время входа в конце утрени В. с. не только Евангелия, но и шитого литургического покрова (сначала обозначаемого просто как «возду́х», а затем и как «плащаница») ἐπιτάφιον - Надгробие или ἀμνός - Агнец (; первые упоминания обряда в косвенных источниках относятся к XIII в.) . В иерусалимских Типиконах появляется и др. особенность литургии В. с. - вседневная к-польская херувимская «Иже херувимы» заменяется рядовой херувимской из литургии ап. Иакова «Да молчит всякая плоть»; до XVI в. эта особенность встречается редко (напр., в греч. Типиконах - ГИМ. Син. Греч. 456, 2-я пол. XIII в. ; Sinait. gr. 1098, кон. XIV в.) , в греч. первопечатных Типиконах 1545 и 1577 г. вопрос об этой замене оставлен на усмотрение настоятеля, лишь с XVII в. замена становится общеобязательной.

Согласно греч. печатному Типикону 1577 г., утреня В. с. должна начинаться в 7-м часу ночи (считая от захода солнца) : после шестопсалмия и ектении поется «Бог Господь» с тропарями из воскресной службы 2-го гласа («῾Ο εὐσχήμων ᾿Ιωσὴφ», на «Слава: » - «̀λδβλθυοτεΟτε κατῆλθες πρὸς τὸν θάνατον», на «И ныне: » - «Ταῖς μυροφόροις γυναιξὶ»; в 1-м и 3-м тропарях опущены заключительные строки, посвященные Воскресению Христову) и начинаются непорочны. Непорочны разделены на 3 части: 1-я и 2-я поются на 1-й плагальный ( т. е. 5-й ) глас, 3-я - на 3-й; к каждому стиху непорочных припевается уникальный тропарь; в конце 1-й и 2-й частей прибавляются стихи «Слава: » и «И ныне: » с тропарями, после к-рых повторяется 1-й тропарь соответствующей части и произносится малая ектения; к концу 3-й части примыкают воскресные тропари по непорочным («Ангельский собор») , завершающиеся малой ектенией и седальном. После седальна Типикон предписывает читать толкование на Евангелие от Матфея, затем стихословится Пс 50 и начинается канон - тот же, что и в студийских памятниках (ирмос по дважды, тропари на 12, по каждой песни катавасия) . По 3-й песни указан седален, по 6-й - кондак с икосом и чтение, «если позволяет время». По 9-й песни поются «Свят Господь» и хвалитные псалмы со стихирами 2-го и 2-го плагального ( 6-го ) гласов (как в Мессинском Типиконе) , с воскресным богородичном на «И ныне: ». Во время следующего далее Великого славословия священник облачается во все иерейские одежды и происходит вход с Евангелием, поется тропарь «῾Ο εὐσχήμων ᾿Ιωσὴφ» и совершается служба чтений (как в Типиконе Великой ц., начиная с тропаря «῾Ο συνέχων τὰ πέρατα τάφῳ συσχεθῆναι κατεδέξω») . В конце утрени возглашаются сугубая (начиная со слов «Εἴπομεν πάντες» -; утреня В. с. - единственная в году, когда сугубая ектения начинается с этих слов, как на литургии; это связано с присутствием на утрене службы чтений) и просительная ектении и произносится отпуст. Часы и изобразительны («поскору») бывают в притворе (в рукописях иногда встречаются и особые часы В. с. со специально подобранными псалмами - Диаковский. С. 252-255) . В 10-й час дня (считая от восхода, т. е. ок. 17. 00-18. 00) с вечерни В. с. начинается пасхальное бдение. Вечерня открывается возгласом иерея, Пс 103 и великой ектенией; следуют псалмы и стихиры на «Господи, воззвах». Во время псалмов все иереи и диаконы мон-ря входят в алтарь и облачаются, совершается проскомидия; стихиры на «Господи, воззвах» поются на 8 ( 4 воскресных 1-го гласа и 3 В. с. ) те же, что и в студийских памятниках; с повторением 1-й () , славник - «Τὴν σήμερον μυστικῶς», на «И ныне: » - воскресный догматик 1-го гласа. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются 15 паремий - те же, что и в Типиконе Великой ц., но без прокимнов перед 1-й и 4-й паремиями. После паремий с малой ектении и «Елицы во Христа» начинается литургия свт. Василия; на литургии - те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (но перед Апостолом - прокимен из Пс 26; духовенство меняет темные облачения на светлые не в конце паремий, а после Апостола) ; вместо «Иже херувимы» по желанию настоятеля или уставщика поется «Да молчит всякая плоть». Литургия, согласно этому Типикону, должна окончиться ок. 2 ч. ночи (считая от захода солнца) ; сразу по ее окончании совершается благословение хлебов и вина, братия рассаживается в храме и во время вкушения благословенной пищи читается Книга Деяний св. апостолов. По окончании чтения совершается служба, названная в Типиконе словом «паннихис» (как в Евергетидском Типиконе) , ее порядок: обычное начало (с Трисвятого) , Пс 50, канон В. с. (с катавасией и на 14 - по тому же уставу, что и на утрене; по 3-й песни - седален и чтение слова свт. Епифания или толкования на Евангелие от Матфея или на Евангелие от Иоанна, по 6-й - кондак с икосом и окончание чтения) , Трисвятое, воскресный тропарь 2-го гласа, ектения и отпуст. Сразу по окончании службы братия исходит в притвор и начинаются собственно пасхальные утреня и литургия (гл. 45) .

Положение во гроб. Плащаница. 2-я пол. XV в. (ГИМ) Положение во гроб. Плащаница. 2-я пол. XV в. (ГИМ) В Типиконе, принятом ныне в РПЦ ( [Т. 2. ] С. 922-930 ) , устав служб В. с. тот же, что и в первопечатных греч., но изложен он подробнее: описан чин полунощницы (читается по кельям) , упомянуто двупсалмие в начале утрени, указывается, что во время непорочных и последних песней канона утрени братия стоит с возжженными свечами, описывается полное каждение храма во время 1-й статии (на практике бывает немного раньше - во время тропарей на «Бог Господь») и малые каждения на 2-й и 3-й, отмечено чтение триодного синаксаря (написанного в XIV в. Никифором Каллистом Ксанфопулом; рус. пер. : Сб. церковно-учительных чтений. С. 230-232) по 6-й песни канона утрени, выписан устав чтения часов и изобразительных, безусловно предписано петь « » на литургии, отмечается замена «Достойно» на литургии ирмосом 9-й песни канона, предписано петь канон на «паннихис» « » (т. е. с библейскими песнями) и др. Отличие совр. рус. Типикона от печатных греч. изданий XVI в. состоит в упоминании изнесения плащаницы на утреннем входе и целования ее по отпусте утрени (при пении стихиры « ») и указании на то, что пасхальное бдение в принципе отделено от пасхальной утрени нек-рым промежутком времени. В целом описание совр. рус. Типикона близко и к помещенному в первопечатном рус. Уставе 1610 г.

Т. о., внутренняя логика служб В. с. в совр. Типиконе та же, что и в древних визант. памятниках. В гимнографии утрени раскрывается содержание В. с. ; в чине особо акцентируется Пс 118, используемый по уставу и на воскресной, и на заупокойной службе; Пс 118 напоминает, что В. с. - это воспоминание одновременно Смерти и Воскресения Спасителя. Оканчивается утреня службой чтений, как бы заменяющей собой отсутствующую литургию (В. с., по 64-му прав. Ап., - единственная постная) т. е. не имеющая утренней литургии (суббота в году) . Перед службой чтений, как и на литургии, совершается вход; к XVI в. общепринятой сделалась практика при совершении этого входа обертывать Евангелие возду́хом - тогда Евангелие символизирует Тело Христа, а возду́х - погребальную плащаницу; после XVI в. плащаница стала самостоятельным литургическим предметом, используемым начиная с Великой пятницы и вплоть до отдания Пасхи. Весь день В. с. должен проходить в полном воздержании от пищи и питья во исполнение древнего правила о предпасхальном посте. Вечером в В. с. совершается пасхальное бдение, являющееся одновременно и воскресным и состоящее из вечерни, 15 паремий (введенные ради совершавшегося во время них Крещения, они содержат пророчества о Воскресении Христовом и о таинстве Крещения) , литургии свт. Василия Великого, благословения хлебов, великого чтения и паннихис.

В современной практике РПЦ руководствуется указаниями Типикона, однако утреня В. с., как правило, совершается не ночью, а накануне вечером; вечерня, литургия и благословение хлебов - не вечером, а утром в В. с. ; великое чтение из Книги Деяний св. апостолов и «полунощница» (паннихис) - поздно вечером, перед пасхальной утреней (тем самым пасхальное бдение разделено на 2 части) . Днем в В. с. уже стало общепринятым благословлять пасхальные кушанья - яйца, куличи и пасху (строго говоря, благословение пасхальных кушаний по уставу должно совершаться в 1-й день Пасхи, уже после пасхальной литургии и непосредственно перед разговением; перенесение этого благословения на В. с. обусловлено практическими соображениями) . Особое место в службах В. с. занимает плащаница (к-рая износится и полагается в центре храма еще во время вечерни Великой пятницы) , перед ней произносятся ектении и бывают все чтения утрени, вечерни и литургии В. с. ; в конце великого славословия, перед утренним входом, вокруг храма совершается шествие с Евангелием и плащаницей; на катавасии 9-й песни канона на паннихис (« ») плащаница торжественно вносится в алтарь и полагается на св. престоле (где она лежит до отдания Пасхи) .

В. с. в современной греческой практике Согласно Типикону протопсалта Георгия Виолакиса, общепринятому в греч. приходской практике, вечерня и литургия В. с. также отделены от паннихис. Утреня и вечерня В. с. могут совершаться как вместе утром, так и раздельно (как в рус. практике) . Утром перед службой (утреней или вечерней) вычитываются целиком непорочны (без припевов) и 12 из 15 паремий вечерни В. с. ( т. о., на самой вечерне читаются лишь 3 ) . Утреня имеет следующий порядок: обычное начало; тропари двупсалмия; шестопсалмие; мирная ектения, «Бог Господь» с тропарями, после к-рых сразу следует малая ектения и седален (тот, что должен петься по непорочных) ; Пс 50; канон (на 6) , после 9-й песни к-рого поются на 3 статии припевы-похвалы В. с. (без непорочных, вычитанных заранее) ; «Свят Господь»; хвалитные псалмы и стихиры, во время к-рых совершается лобзание плащаницы; великое славословие и шествие с Евангелием и плащаницей вокруг храма во время Трисвятого; возложение плащаницы на св. престол, тропари В. с. (все 3) и каждение плащаницы; служба чтений; ектении и отпуст. Если и утреня, и вечерня с литургией служатся с утра, сразу после отпуста произносится возглас «Благословенно Царство» и начинается вечерня. Порядок вечерни: Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» и стихиры; вход; «Свете тихий»; 3 паремии (1, 4 и 15-я из 15 с песнью вавилонских отроков в последней) . «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) Сразу следуют малая ектения и, начиная с «Елицы во Христа», литургия свт. Василия (чтения и херувимская те же, что и в совр. рус. Типиконе; кроме того, в Типиконе описана практика усыпать храм перед Евангелием лавровыми листьями, а тропарь «Видехом свет истинный» заменен ирмосом воскресных блаженн 2-го гласа) , для литургии указан воскресный отпуст. Благословение хлебов и чтение Книги Деяния св. апостолов в Типиконе Виолакиса не упомянуты; паннихис В. с. совершается непосредственно перед пасхальной утреней и имеет в целом тот же порядок, что и в старопечатных греч. и совр. рус. Типиконах, но канон поется с меньшими повторениями (на 6) , а седален и кондак в каноне опущены; во время пения канона священнослужители облачаются к совершению литургии ( Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 362-367 ) .

В совр. практике мон-рей Св. Горы Афон службы В. с. совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом; в ряде мон-рей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него (аналогично греч. приходской практике; впервые такая традиция появляется в Типиконах XVI в. - напр., Ath. Philoth. 153) . Вся утреня В. с. совершается перед плащаницей, как перед св. престолом, произносятся все возгласы и т. д. Непорочны исполняются так: стихи псалма читает чтец, припевы поют священники, игумен в начале похвал совершает каждение храма, говоря каждому: «Καλὴν ᾿Ανάστασιν! » (С Воскресением!) . В конце великого славословия совершается шествие с плащаницей; кафоликон ( главный храм мон-ря ) обходят трижды, делая остановки, на к-рых произносятся особые прошения. После 3-го обхождения священники останавливаются у входа в храм, держа плащаницу, все молящиеся проходят под ней, после чего плащаницу уносят в алтарь. Во время литургии В. с. игумен усыпает пол храма лавровыми листьями, к-рые остаются в храме до Антипасхи (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 621-721; [ Χρυσόστομος) Κατσουλιέρης ( , ἀρχιμ. ]. Σ. 207-212, 218 ) .

Совпадение В. с. с Благовещением Особая глава, описывающая порядок служб при совпадении В. с. с Благовещением Пресв. Богородицы, имеется уже в студийских Типиконах - напр., Мессинском. В совр. рус. Типиконе ( Типикон. [Т. 1. ] С. 571-574 ) этому посвящена 17-я из благовещенских глав. Если Благовещение случается в В. с., последование праздника (Благовещения) и дня (В. с.) совершаются вместе, при этом всенощное бдение отсутствует, накануне бывает вечерня, а в день праздника - утреня. Особенности утрени при таком совпадении: на «И ныне: » на «Бог Господь» - тропарь праздника (тропарь « » отменяется) ; после непорочных - полиелей и Евангелие праздника; по Пс 50 - стихира праздника; каноны Благовещения и В. с. соединяются (канон праздника с ирмосом на 8, ирмос по дважды, и канон дня с ирмосом на 8, ирмос по дважды, катавасия - ирмос дня) , по 3-й песни - кондак, икос и седален В. с., «Слава: И ныне» праздника и чтение праздника, по 6-й - кондак и икос праздника, пролог и синаксарь, на 9-й песни канона поются припевы праздника, а к канону В. с. припев « », по 9-й - «Свят Господь» и светилен праздника дважды; на хвалитех - 3 стихиры В. с. и 3 праздника, самогласен праздника; начиная с великого славословия - все, как обычно в В. с. Днем бывает праздничный крестный ход. На вечерне с литургией свт. Василия Великого - стихиры и Апостол с Евангелием дня и праздника. На литургии - служба дня и праздника; задостойник Триоди, а в храмах Благовещения - задостойник праздника. Если Благовещение совпадает с Пасхой, то его празднование начинается с вечерни В. с. По совр. греч. приходскому Типикону Виолакиса, если Благовещение совпадет с В. с., праздник переносится на 1-й день Пасхи.

В. с. у нехалкидонитов В армянском обряде богослужение В. с. основано на древней иерусалимской традиции. На утрене читается Евангелие ( Мф 27. 62-66 ) . Вечером служится бдение по древнему чину (пасхальной ночью вместо него совершается служба позднейшего происхождения) , к-рое начинается с возжжения 3 светильников при пении Пс 112; далее - Пс 117 и 12 традиц. иерусалимских паремий с молитвами. После 6-го чтения в храме зажигаются все лампады, каждый молящийся получает свечу и в центре храма поется текст из канона в честь праздника Ковчега Завета «Светись, о Иерусалим» (Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 64-65) . Сразу после паремий бывает литургия (чтения: прокимен из Пс 64; 1 Кор 15. 1-11; Мф 28. 1-20) . Гимнографические тексты посвящены Погребению Христа и Его Воскресению ( Renoux. P. 115-117 ) .

В западно-сирийском обряде в ночь с Великой пятницы на В. с. в мон-рях совершается бдение, а в приходских храмах клирики читают Псалтирь перед Гробом Господним. В полдень после 9-го часа совершаются Евхаристия и обряд покаяния, к-рый является подготовительным к пасхальной литургии (Burkitt. The Jacobite Service. P. 424-427; Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 183-186) .

Восточно-сирийский обряд Бдение в ночь на В. с. имеет ту же структуру, что и в ночь на Великую пятницу. Пасхальное бдение вечером в В. с. состоит из вечерни, чина омовения престола, чина Крещения оглашенных, покаянного чина и Евхаристии. Чтения вечерни: Быт 22. 1-19; Иона 2. 1-10; 1 Кор 1. 18-31; Мф 27. 62-66. С этого дня и до следующего Рождества Христова в Церкви Востока основным евхаристическим чином становится литургия апостолов Аддаи и Марка. Литургия уже посвящена Воскресению Христа (чтения литургии: 1 Кор 15. 20-28; Мф 28. 1-20) . Вслед за литургией продолжается бдение (совершаются ночные службы и утреня) . На Пасху бывает своя отдельная литургия.

В. с. на латинском Западе входит в состав triduum ( лат. - Триденствие ) , 3 главных дней церковного года, посвященных Страстям и Воскресению Господа (службы triduum имеют ряд общих богослужебных особенностей, призванных подчеркнуть торжественность воспоминаемых событий) . Как и в Великие четверг и пятницу, начиная с эпохи средневековья, особенностью утренней службы В. с., совершавшейся накануне вечером, был обряд tenebrae (ныне отменен) . Римский обряд Воскресение Христово. Мастер «Распятие из Треви». 1320-1330 гг. (Пинакотека Ватикана) Воскресение Христово. Мастер «Распятие из Треви». 1320-1330 гг. (Пинакотека Ватикана) В. с. уже при папе Римском Иннокентии I ( 402-417 ) считалась днем сугубого поста, когда Евхаристия не совершалась. Утром традиционно исполняли заключительные предкрещальные обряды (передача Символа веры, т. е. чтение его крещаемыми, возложение на них руки епископа, помазание их елеем и др.) . Вечером начиналось пасхальное бдение, открывавшееся обрядом благословения пасхальной свечи и возглашением Exsultet - «похвалы свече». Основными составляющими пасхального бдения были первоначально ветхозаветные чтения, Крещение оглашаемых и пасхальная месса (традиц. чтения мессы: Кол 3. 1-4 и Мф 28. 1-7) . В Григория Сакраментарии указаны 4 ветхозаветных чтения: Быт 1, Исх 14, Ис 4, Ис 54. В ранней версии Геласия Сакраментария - 10 чтений: Быт 1, Быт 5-8, Быт 22, Исх 14, Ис 54, Иез 37, Исх 12, Втор 31-32, Дан 3. В галликанских Миссалах в результате совмещения 2 указанных систем выписаны 12 чтений (Быт 1. - 2. 2; Быт 5. 31-8. 21; Быт 22. 1-19; Исх 14. 24 - 15. 1; Ис 54. 17 - 55. 11; Вар 3. 9-38; Иез 37. 1-14; Ис 4. 1-6; Исх 12. 1-11; Иона 3. 1-10; Втор 31. 22 - 32. 4; Дан 3. 1-24, 49-55 - PL. 72. Col. 194-195) ; именно эти чтения для пасхального бдения и вошли в Тридентский Миссал (1570) , использовавшийся на Западе до II Ватиканского Собора. Долгое время в Риме существовал обычай читать библейские тексты пасхального бдения на греч. и лат. языках.

В эпоху позднего средневековья в пасхальном бдении участвовали в основном лишь клирики, бдение переместилось на утро В. с., а чин Крещения был заменен символическим благословением воды (с погружением в нее пасхальной свечи) и окроплением ею на 4 стороны света. Поэтому папа Пий V официально постановил совершать мессу (после к-рой следовала сокращенная вечерня) в полдень, а бдение перенести на утро В. с. При папе Урбане VIII празднование В. с. перестало быть обязательным. Только в 1955-1957 гг. пасхальное бдение вернулось на свое исконное место (с наступлением темноты; утром мессы нет - только утреня) , но при этом чин подвергся существенным изменениям. В новом послереформенном Миссале ( 1970; см. ст. Novus ordo ) сохранилось всего 7 чтений из ВЗ (Быт 1. - 2. 2; Быт 22. 1-18; Исх 14. 15 - 15. 1; Ис 54. 5-14; Ис 55. 1-11; Вар 3. 9 - 4. 4; Иез 36. 16-28) , причем официально разрешается сокращать их число до 3, и только Исх 14 читается обязательно. Традиц. новозаветные чтения мессы изменены на Рим 6. 3-11; Мф 28. 1-10 из-за возрождения традиции совершать на бдении после ветхозаветных чтений и перед мессой таинства Крещения.

В ранних рукописях Триоди ( напр., Sinait. gr. 734-735, X в. ) встречается также четверопеснец прп. Андрея Критского для пения его на повечерии накануне В. с. (так что В. с., так же, как и др. дни Страстной седмицы, имела 2 канона - на утрене) прп. Космы (и на повечерии накануне) прп. Андрея () , 3-го гласа, ирмос: «Βυθός μοι τῶν παθῶν ἐπανέστη» () , нач. : «᾿Ετάζει ὁ ἀνεύθυνος» () . После XI в. этот четверопеснец был вытеснен из практики др. каноном (т. н. Плачем Богородицы) и встречается только в отдельных рим. изданиях греч. богослужебных книг ( напр., 1738 г. Fol. 683-686 ) , при подготовке к-рых использовались южноитал. рукописи.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Список статей по запросу «Страстную седмицу» | ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ | ВЕЛИКАЯ СУББОТА |
ЗВОН ... праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и 1 авг. во время великого славословия: перед выносом креста из алтаря в каждый колокол ударяют единожды (что может быть повторено 2 или 3 раза) , а затем во все сразу, при пении же конечного Трисвятого, когда крест выносят на середину церкви, трезвон совершается во все колокола. Подобный перезвон (с последующим трезвоном) положен в Великую пятницу на вечерне перед выносом плащаницы, во время пения стихиры «Тебе одеющагося», в Великую субботу на утрене при пении великого славословия до обнесения плащаницы вокруг храма (Там же. Гл. 49. Великая суббота) . Такой же перезвон бывает при выносе тела, отпевании и погребении священнослужителей в сане пресвитера и епископа; при чтении Евангелия на отпевании число ударов соответствует порядковому номеру чтения (как в Великую пятницу) ; при внесении тела в храм, по прочтении разрешительной молитвы и при опускании тела в могилу совершается трезвон. В дни храмовых праздников перед малым освящением воды перезвон совершается в каждый из колоколов, начиная с большого, по неск. раз, затем повторяется снова таким же образом; при погружении в воду креста бывает трезвон. ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"