> Помогите ребёнку на реабилитацию <

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Годовой подвижный богослужебный круг (. Выделение 12 из всех годовых праздников, уступающих по значимости только Пасхе) «празднику праздников» (, имеет символическое значение и характерно только для правосл. традиции - хотя, естественно, и в др. христ. традициях среди праздников те или иные из них признаются наиболее важными) см. ст.

Формирование системы Д. п. С древних времен св. отцами подчеркивалось особенное значение нек-рых праздников, посвященных важнейшим событиям земной жизни Христа. Этих праздников до X в. было меньше 12. Свт. Епифаний Кипрский († 403) в Слове на Вознесение Господне упоминает 4 праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение ( PG. 43. Col. 477-480 ) . Свт. Прокл К-польский († 446) в Слове о Воплощении Христовом перечисляет 5 главных праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение, Вознесение и Сошествие Св. Духа (PG. 65. Col. 705) . В гомилии на Вознесение, приписываемой свт. Иоанну Златоусту († 407) , но отличающейся по стилю от его творений и имеющей признаки антинесторианской полемики, говорится о 7 наиболее важных событиях домостроительства Христова - по числу дней творения; 6 из них посвящены праздники Рождества Христова, Богоявления, Распятия, Воскресения, Вознесения и Сошествия Св. Духа; 7-м событием и праздником будет грядущее всеобщее воскресение из мертвых ( PG. 52. Col. 799-800 ) . Эта гомилия свт. Иоанна Златоуста цитируется в Хронике Георгия Амартола IX в. ( PG. 110. Col. 777-779 ) в составе повествования о том, как при св. имп. Юстиниане ( 527-565 ) Сретение было включено в число Господских праздников ( ср. : Esbroeck. 1994 ) . В переработанном виде это же сказание содержится в слав. Прологе под 14 нояб. - Сретение здесь не упоминается, в число 7 праздников включено Благовещение ( ср. с древней копт. традицией: Сергий ) Спасский (. Месяцеслов. Т. 1. С. 402) , а всеобщее воскресение названо 8-м праздником (см., напр. : Пролог. М., 1642. Л. 353 об.) . Прп. Иоанн Дамаскин в 1-м Слове об иконах (728) , не ставя перед собой цели перечислить все важнейшие праздники, упоминает праздничный ряд икон, посвященных Благовещению («неизреченное Его снисхождение») , Рождеству, Крещению, Преображению и др. евангельским событиям, заканчивает его иконой Вознесения («страдания, доставляющие бесстрастие, чудеса, символы Его Божественной природы, совершаемые через действие плоти, спасительный гроб Избавителя, восшествие на небеса») (PG. 94. Col. 1240) .

Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. ( мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. ( мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) Перечень не только Господских, но и Богородичных праздников содержится в проповеди Иоанна, еп. Эвбейского, на праздник Зачатия Пресв. Богородицы (744) : Зачатие Пресв. Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресв. Богородицы (PG. 96. Col. 1476) . Этот перечень уже близок к поздневизант. системе Д. п.

С XI-XII вв. в визант. церковном искусстве получила широкое распространение иконографическая программа, состоящая из 12 праздников (не вполне совпадающая с позднейшей системой Д. п.) и, как правило, включающая Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы (см. : Лазарев. 1960. С. 39-44; он же. 1986. С. 76) . С того же времени она получает и название Ϫωδεκάορτον (Walter. P. 222) . В этой программе, как и в святоотеческих списках праздничных событий, почти отсутствуют Богородичные праздники - кроме Успения, не сразу вошедшего в этот ряд (Благовещение можно понимать как Господский праздник) . Соч. «На Господские праздники» Иоанна, митр. Евхаитского († не позже 1095) , начинается четверостишием, в к-ром перечисляются 12 праздников, включая Обрезание Господне, но без Успения Пресв. Богородицы (PG. 120. Col. 1197) . В праздничный тетраптих XII в. ( мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) в число 12 изображений входит и Успение Пресв. Богородицы. В диптихе кон. XIII - нач. XIV в. с 12 праздниками ( мон-рь св. Павла на Афоне ) пропущено изображение Успения, но в него включено Рождество Христово ( D ö lger, Weigand, Deindl. S. 164-165 ) . С XIV в. Успение постоянно присутствует в праздничных рядах. Возможно, первоначально эта иконографическая программа не была предназначена для иллюстрирования круга годовых праздников, а служила иконографическим выражением Священной истории или же символического толкования Божественной литургии как воспоминания земной жизни Господа (Сорокатый. С. 466) .

Сретение, Крещение, Сошествие во ад, Вознесение. Средник гексаптиха. XIV в. ( мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) Сретение, Крещение, Сошествие во ад, Вознесение. Средник гексаптиха. XIV в. ( мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) Праздничные ряды икон нередко включали более 12 образов, особенно в позднее время, но ядро ряда оставалось, как правило, неизменным (хотя в ранних перечислениях в число 12 могли включать иконы «Обрезание Господне» и «Уверение Фомы») . 12 праздников помещали в клеймах вокруг иконы Воскресения, иногда - вокруг икон Божией Матери, Распятия.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

великих господских богородичных праздниках | день святой троицы пятидесятница | зачатие праведной анной пресвятой богородицы | господских праздников | непорочное зачатие |
Постоянная ссылка: ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера