Исходный пункт исторической или высшей критики - читать, скачать - ...

  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
«Когда решался, по словам одного из критиков, вопрос о принятии или непринятии пророческого писания в канон, то это дело не всегда совершалось так просто, чтобы писание оказывалось принадлежащим к одному определенному направлению 14. Вследствие этого, при собрании писаний пророков, произведена была особенно решительная переработка сохранившегося материала согласно с теми воззрениями и при помощи тех средств», какие имелись в виду при исправлении исторических книг 15. Это значит, что, по мнению критики, и пророческие книги не сохранились в первоначальном виде, что и их текст, при внесении в канон, подвергся также дополнениям и изменениям, вследствие чего настоящий его вид, как не вполне соответствующий первоначальному состоянию, критика считает нужным подвергнуть с своей стороны особым изысканиям, которые имеют своею целью – определить, как места подлинные, так и те, которые привнесены в пророческие книги в позднейшее время.

Чтобы яснее было видно, как библеисты критической школы производят свои изыскания над текстом пророческих книг и какими руководятся основаниями при отнесении известных мест в них к позднейшему времени сравнительно с подлинными, остановим внимание на обращении их с текстом пророческих книг: Осии и Амоса.

Из представленных примеров 36 отношения критики к тексту книг Осии и Амоса видно, что и пророческие книги не служат для нее на самом деле «твердым пунктом», на котором основываются исследования ее сторонников о допленной истории израильского народа. Не может быть действительно твердым то, что само колеблется и теряет свои составные части, а вместе с ними свою целостность. Что же выходит при этом? «Пятокнижие не признают новейшие критики документальным; они исключают равным образом общие воззрения на историю 37, как привнесенные в позднейшее время в исторические книги; вместо этого они с торжеством указывают на современных писателей (т. е. пророков) . Но вот, когда выступают эти свидетели, от которых ожидается подтверждение новой теории, оказывается, что они совершенно отвергают последнюю. И такой (т. е. отрицательный) ответ получается не при перекрестном допросе со стороны тех, которые имели быть опровергнуты этими свидетелями (т. е. со стороны противников новой теории) , а в свободном, прямом изложении 38. Тогда вызвавшие этих свидетелей говорят нам, что даваемые ими показания нужно принимать с осторожностью, потому что в книгах этих свидетелей сделаны в позднейшее время приписки, которые наперед необходимо устранить для того, чтобы узнать истинное положение дела. Да и самим пророкам нельзя, говорят, верить, когда они свидетельствуют, что прежде них другие (пророки) учили тем же истинам, или – что израильскому народу прежде дана была лучшая религия, а он уклонился от нее. Такие рассуждения представителей современной критики неизбежно вызывают такой вопрос: что же может служить твердым пунктом, который укажет нам истину? Если исторические книги должны быть, по мнению критики, исправляемые при пособии пророческих, то что же служит пробным камнем для исправления последних? На основании какого авторитета могут быть исключаемы из них так называемые позднейшие прибавления? Что может служить руководством при исправлении недоразумений, находимых критикой в пророческих книгах? На все эти вопросы возможен только один ответ: единственно твердым пунктом для критики служит критическая теория» 39, т. е. тот основный взгляд, по которому израильский народ, подобно всем прочим, в своей религиозной и общественной жизни предоставлен был одним своим силам и влиянию окружающего мира и не имел во время своего исторического существования особых, непосредственных откровений личного Бога. Эта теория, которую справедливо называют натуралистическою 40, служит действительно исходным пунктом, от которого в большинстве отправляются библеисты критического направления при своих библейско-исторических исследованиях. Исторически достоверным в ветхозаветных книгах признается у них только то, что более или менее может быть соглашено с этой теорией; те, напротив, места Писания, которые решительно не согласимы с ней, признаются за такие, которые нарушают последовательность речи библейского писателя или заключают какие-либо признаки позднейшего происхождения, и на том или другом основании устраняются, как неподлинные. Критическая теория служит для остающихся ей верными библеистов критической школы высшей инстанцией, в которой главным образом решаются вопросы, возникающие при изучении ветхозаветных книг.

Прямо и открыто не высказывают этого, конечно, сторонники критики, но и не совсем скрывают. Так глава современной немецкой критики, Вельгаузен, намечая путь к решению вопроса о времени происхождения основных записей 41, чрез соединение которых в одно целое критика объясняет происхождение Пятокнижия, говорит, что этот вопрос, столь неодинаково решавшийся на основании литературной критики 42, может надлежащим образом быть решен «только при помощи внутреннего хода израильской истории, как этот ход известен нам из других несомненных данных» 43; под «внутренним ходом израильской истории» разумеется здесь, конечно, тот, который признает критика, т. е., ход ветхозаветной истории от языческих к высшим верованиям.
  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

пассия уставное вечернее богослужение чтением акафиста страстям христовым селе фоминичи | гагарин христос самаритянка эскиз росписи имя свт николая мариинском дворце 1859–1860 грм | страница библии эфиоп языке 1300–1400 paris aeth fol 70a | акилы симмаха | служение самуила битва афека 1100 рождества христова |

Источник текста


Постоянная ссылка: Исходный пункт исторической или высшей критики - читать, скачать - профессор Фёдор Герасимович Елеонский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера