> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Мои две встречи с возрожденным Святогорьем: у колыбели и в год ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Нравится Мои две встречи с возрожденным Святогорьем: у колыбели и в год совершеннолетия Источник: Православие в Украине Однажды, году в 1987-м, 1988-м или 1989-м, мой дед принес мне из книжного магазина сборник научных статей под названием « Памятники русской архитектуры и монументального искусства: города, ансамбли, зодчие » (Москва, 1985) . Указанные годы были временем пробуждения во мне глубокого – но еще юношеского – интереса к истории, православным монастырям и храмам. Дедушка одобрительно относился к этому и старался порадовать соответствующими тематическими пополнениями для домашней библиотеки. В сборнике оказалось много интересного. В четверку статей, обративших на себя внимание в первую очередь (из одиннадцати) , входила публикация В. И. Плужникова « Пещерные монастыри на Дону и Осколе ». Интересуясь монастырями, я питал особую сердечную привязанность к тем из них, история которых была связана с пещерами.

В описываемые годы, помимо пещер Киево-Печерской Лавры, происходило мое знакомство с пещерами других святых мест: очно – киевских урочищ «Церковщина» и «Китаево», Свято-Троице-Ильинского Черниговского монастыря, а по книгам – Псково-Печерского монастыря и города Любеча. Публикация Плужникова подарила знакомство с новым «созвездием» пещерных святынь. После первого чтения в памяти отложились детали: эти монастыри отличаются тем, что устроены в меловых скалах, образуют региональную группу и обязаны своим рождением определенным историческим обстоятельствам, первым из которых стало переселение в эти места выходцев из Украины, стремившихся уподобить свою новую «малую родину» Киеву.

Сегодня работу Плужникова упоминают большинство исследователей, пишущих о пещерных монастырях на исторических землях Руси. Для меня же эта статья явилась прологом к пути в Святогорье. Почему? Ведь Плужников не включил в свой «реестр» Святогорские меловые пещеры!

А потому, что в 1992 году, познакомившись с другим исследователем пещер – Тимуром Анатольевичем Бобровским, который изучал историю киевских пещерных монастырей, – я увидел в его трудах интересный тезис о «пещерных регионах», т. е. группах пещерных памятников в разных частях Восточной Европы. Группа описанных Плужниковым монастырей относилась как раз к одному из них. А Святогорье, которое мне довелось впервые увидеть в том же году, является, так сказать «флагманом» в той Доно-Оскольской «эскадре» (хоть стоит он и по другую сторону нынешней украино-российской границы, во времена рождения данного «пещерного региона» все его звенья территориально принадлежали России) .

Святогорская Лавра, вид на Северский Донец Встреча первая Во второй половине лета 1992 года моя мама и отчим решили осуществить поездку в одно из мест, где прошло его детство – город Славяногорск близ райцентра Славянска Донецкой области: посетить дорогие сердцу места, навестить дальних родственников. « Там есть красивый пещерный монастырь в меловой скале », – отметила мама, сказав о предстоящей поездке. Сразу вспомнилась статья Плужникова, и было радостно: до сих пор я видел только пещеры в песчано-глинистой породе (Киев и Чернигов) или известняке (Крым) , но не в мелу, – а теперь открывалась возможность увидеть, так сказать, «третью» по типу «плеяду» пещерных обителей!

В разных заботах не было времени сопоставить по карте «адреса» Плужникова с координатами Славяногорска. Поэтому первый взгляд на обитель меня слегка озадачил. С приближением к Северскому Донцу, напротив монастыря панорама святыни открывается не сразу. И вот, увидев в «зазорах» меж крон прибрежных деревьев еще только часть мелового утеса на той стороне реки, я поймал себя на мысли: «На фото у Плужникова нет ни такой высоты, ни «посаженной» на скалу наземной церкви». В то же время, неведомый мне прежде монастырь «обещал быть» более «оригинальным»: в скале зияло несколько этажей пещерных окон. Когда взору предстала вся панорама, то ее своеобразие превзошло даже эти новые ожидания.

Уже не вспомню точной последовательности всех эпизодов знакомства с обителью, но их было три: первая встреча с насельниками, вечернее богослужение в Успенском соборе и экскурсия по пещерам. Из предварительных рассказов отчима я узнал, что в советские годы на территории монастыря устроили здравницу для рабочих Донбасса. Войдя в пределы обители, увидел все признаки функционирующего дома отдыха. Путем расспросов выяснил, что здесь работает также музей-заповедник, и началось возрождение действующего монастыря.

Впервые кратко пообщаться с насельниками обители довелось в Успенском соборе, в бывшем «фойе» между северным входом в храм и внутренним «ядром» здания. Здесь следует пояснить, что собор представлял из себя в то время… Построенный в 1858-1868 годах на смену более раннему – ветхому – главному монастырскому храму, он при закрытии обители в 1922 г.

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

  • Вам может быть интересно:

    святогорская честь успения пресв богородицы муж | святогорского честь успения пресв богородицы мон-ря | святогорская икона божией матери | иерисская святогорская ардамерийская митрополия | святогорская честь успения пресв богородицы лавра |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Мои две встречи с возрожденным Святогорьем: у колыбели и в год совершеннолетия Православие.Ru
    > Помогите ребёнку на реабилитацию <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера