Неизданная статья епископа Никодима (Казанцева) о митрополите ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Когда же застучит сабля Протасова, в конце 12-го часа или еще позднее, крик и шум точно драка, a там поползут то тот чиновник, то другой, a затем обер-секретарь с бумагами и всегда кое-какими. Пойдут споры: то ввяжется Войцехович, то другой кто, то сам митрополит Серафим. Проспорят о пустяках, время пройдет, и мы разъедемся по домам.

Сим Кирилл хотел мне живописать великое значение в Синоде Филарета. Это и справедливо. Живя тогда в Петербурге, я не раз слышал: «что скажет в синоде Филарет, то и есть, и бывает, и не умрет. A что скажут другие члены, [то] большей частью, разлетается; уничтожается. Даже речи прокурора не тверды». Впрочем 22, это не то значит, чтобы Филарет совершенно властвовал в Синоде. И он покорялся гнету особенно светских, дозволял, допускал, уступал, соглашался на многое, чему бы уступить не хотел.

Я это отчасти очень близко знаю, даже от самого Филарета, ибо он, иногда, в избытке апостольской 23 откровенности и отеческого добросердечия, как бы проговаривался при мне и поведывал, что допускал молча. Это только показывает его точно-наблюдательный ум, по которому он умел понять, видел, когда что можно настоять, требовать, и когда надо лучше смолчать, уступить, не вступать в борение. Глава V Впрочем, на владыку Филарета Московского при мне в Петербурге все казалось вооруженным и возбужденно ненавидящим. За что? про что? – за то, что он всех лучше, всем на обличение.

По занятию тогда и службе моей, y прокурора Протасова для сочинения нового Устава для семинарий и училищ, я весь июль и август и отчасти сентябрь 1838 года, по распоряжению прокурора, трижды 24 в неделю являлся к нему в дом его (на Невском проспекте, близ Аничкова моста) в 11 часов утра и здесь просиживал часа два и более, препираясь (мне это дозволено было) и отвечая на возражения, выслушивая их предложения и предлагая мои мысли. (Был еще Александр Иванович Красевский, Директор Духовного Учебного Управления – трое нас) . Все – относительно нашего духовного образования в семинариях и училищах и относительно управления.

Прокурор твердил: «учат y вас пустякам, каким-то схоластицизмам, каким-то теоретическим бредам и воззрениям, не приложимым ни к жизни вообще, ни к быту духовного лица между мирскими, священника между прихожанами, особенно мужиками. Семинарист все знает, кроме Господи помилуй, кроме пахания, посевов, сельских работ. Не смыслит подчас самой простой помощи больному мужику, вытащить 25 занозу, смягчить вред, сделать примочку ушибу» и проч. Вот этому надо б учить, a не теориям.

Граф сильно нападал на философию в семинарии: на что она там? Кружить головы молодых попов? Потакать мятежам, ропоту на господ, начальников. Власть? – Тверди – Господи помилуй! вот ваше дело. Государь ужаснулся, когда я ему сказал: «В семинариях учат философии». «Как! В семинариях? в духовных школах? Вон ее оттуда».

Я защищал. «Наша философия в рясах, a не со штыками. Философия раскрывает ум, и ум, очищенный путем Богословия и проч. Не внемлют, несут свое, стращают гневом Царя.

Изгоняют историю церковную: «На что она? Мужику не проповедовать же об Аврааме, о изходе 26 евреев из Египта» и проч. Я настаивал свое. «Церковная история – почва Богословия. По ней, на ней мы различаем наши Богословские учения. Здесь их зиждем, возвращаем, украшаем» и проч. Не слушают.

Сильно зацепляют Филарета, автора библейской истории. Издеваются над надутою важностью речи, над педантством, хвастовством и проч. Я говорил свое: Филарет и светскую литературу научил говорить порядочно. To сознают лучшие литераторы, напр. даже Карамзин. Мы учимся в библ. истории Филарета, кроме истории 27 богословию и языку, и приличиям богословских воззрений и проч.

Я заводил много раз речи о нужде нового устава для духовных училищ. «Зачем новый? Хорош и старый». Мы в тридцать лет не выполнили его малой доли, a какая разумная и твердая духовная ученость.

Весьма много не исполнено, не исполняется, что изложено в уставе, то по лености нашей, то по неумению, то по не-надзору над нами, то по непоощрению, то по непристрастиям. – Наблюдите за нашими училищами, попекитесь об них, поощрите, дайте способы. A если нужно, и немного переформируйте, например, прибавьте время и длительность для богословия, для истории, для философии и проч. и проч. Не слушали. Захотели ……… 28 своим. Принудили меня писать, сочинять, выдумывать. Внушали мне, учили меня.

Граф говорил мне не раз: «Слушай меня, a не своих архиереев. Не ябедничай на нас. Я твой архиерей».
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь четырех святителей московских при московском епархиальном свечном заводе | церковь филарета митрополита московского при фбу брянская воспитательная колония | церковь филарета митрополита московского владыкино | церковь елены царицы при чистопольском духовном училище | церковь филарета митрополита московского мамонтовке |

Источник текста


Постоянная ссылка: Неизданная статья епископа Никодима (Казанцева) о митрополите Московском Филарете - читать, скачать - еп. Никодим (Казанцев)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера