Неизданная статья епископа Никодима (Казанцева) о митрополите ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Григорием Воиновым («О Филарете, митрополите московском, моя память». – Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. 1877, апрель–июнь, II, стр. V-116) . Воспроизводимая ниже рукопись еп. Никодима «О Филарете», почти совпадая с уже напечатанной по заглавию и будучи отчасти родственною и по содержанию, является, однако, совершенно особым, предсмертным, трудом епископа, доселе пребывавшим в безызвестности. Даже арх. Григорий, несмотря на свое несомненное знакомство с архивом еп. Никодима, не подозревал о ее существовании (ср. предисл. арх. Григория к напечатанным им запискам еп. Никодима, стр. IV) . По-видимому, еще сам еп. Никодим отдал ее кому-то. Лет тридцать тому назад рукопись перешла к отцу автора этих строк, a теперь находится в руках последнего.

Вполне сохранившаяся, она состоит из десяти листов писчей бумаги, при чем самый текст заполняет девять с четвертью листов. Документ написан рукою самого еп. Никодима, мелким и очень неразборчивым почерком, по-видимому прямо набело. Каждый день писания отмечен на полях, на последней странице две подписи автора, одна на полях, другая после текста. Рукопись, изданная арх. Григорием, содержит в печати 106 страниц и, таким образом, уж объемом отличается от имеющейся y нас. Кроме этого, та рукопись написана в Красноярске, между 30 мая и 6 (или 21) октября 1868 года, наша написана на Перерве, под Москвою, между 13 марта и 11 апреля 1874 года. Воспоминания, содержащиеся в Красноярских записках, относятся к 1821–1854 годам, излагающиеся в нашей, Перервинской рукописи к 1838–1862 годам. Параллельных мест в обоих документах довольно много, но редакции их совершенно различны. По-видимому, при писании воспоминаний на Перерве автор обращался преимущественно к своей памяти, a не к старым запискам. Естественно, что при этом оказалось записанным многое такое, чего нет в Красноярских записках. Кроме того, автор здесь более откровенен, чем прежде. Так, он приводит письмо Филарета, которое раньше не считал возможным опубликовать самому ( см. Краснояр. зап., стр. 104 ) , дает более смелые отзывы о разных лицах (особенно интересен отзыв, в конце рукописи, о Филарете, во многом отличающийся от красноярского) , весьма свободно говорит автор и о себе.

В двух местах нашей рукописи еп. Никодим говорит, что он считает излишним подробно описывать, как служил Филарет, ибо «это – пишет епископ – лучше меня знают московские отцы» (гл. III) . Отсюда видно, что эта статья предназначалась к помещению в одном из московских духовных журналов. Красноярские записки также предназначались к печати (ср. в них стр. 99 и 104) , но (возможно, что «по независящим обстоятельствам») не попали в нее тогда же. Но желая все-таки поделиться с публикой своими богатыми воспоминаниями, еп. Никодим и написал через пять лет новую статью. Однако и ее не пришлось ему напечатать; он умер спустя два месяца после ее окончания.

Не излишним будет воспроизвести здесь остов биографии еп. Никодима (подробности см. в обоих трудах епископа о Филарете и в упомянутом предисловии арх. Григория, котор. мы пользуемся) . Он родился в 1803 г., в селе Комлеве Рузского уезда Московской губернии от дьячка Ив. Казанцева и был назван Никитой. Окончив курс в духовной семинарии, он поступил в Московскую духовную академию и, еще будучи ее студентом, принял монашество. По окончании академии (магистром богословия) , он проходил должность инспектора в семинариях: Тульской, Новгородской и опять Тульской, a в 1835 г. получил сан архимандрита и должность ректора Вятской семинарии. В 1837 г. арх. Никодиму было предложено, как и всем другим ректорам семинарий, написать проект Богословского конспекта для семинарий. Представленное арх. Никодимом сочинение обратило на него внимание синодального обер-прокурора Протасова, и он был вызван в Петербург, где два года занимался y Протасова проектом нового устава для духовных училищ и нес чреду священнослужения и проповедничества. После этого арх. Никодим был ректором семинарий: Херсонской, затем – Курской и, наконец, Ярославской. В 1853 г. он вторично был вызван в Петербург, a в начале следующего года сделан был епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии. В 1859 г. еп. Никодим управлял Вятской епархией, a в 1861 г. был назначен епископом Енисейской епархии с жительством в Красноярске, по дороге куда схватил жестокий ревматизм, мучивший его до конца жизни. В 1870 г. еп. Никодим был уволен на покой и поселился в Никольском Перервинском монастыре, близ Москвы. В 1874 г., больной водянкой, он приехал, на время, в Дмитров, но здесь умер 11 июня того же года. Как повествует сам еп. Никодим, вся его жизнь была почти сплошным рядом неудач и неприятностей.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь четырех святителей московских при московском епархиальном свечном заводе | церковь филарета митрополита московского при фбу брянская воспитательная колония | церковь филарета митрополита московского владыкино | церковь елены царицы при чистопольском духовном училище | церковь филарета митрополита московского мамонтовке |

Источник текста


Постоянная ссылка: Неизданная статья епископа Никодима (Казанцева) о митрополите Московском Филарете - читать, скачать - еп. Никодим (Казанцев)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера