> Помогите ребёнку на реабилитацию <

«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
(II 59) (ок. 380) . Свт. Иоанн Златоуст после небольшого вступления начинает свой комментарий на Пс 140, составленный, вероятно, в конце антиохийского периода служения, с того, что называет этот псалом «поющимся ежедневно» (PG. 55. Col. 427) . Из приведенных свидетельств неясно, исполнялся ли псалом самостоятельно или в составе группы из неск. псалмов; в кафедральном богослужении Иерусалима и К-поля - 2 центров, оказавших в дальнейшем наибольшее влияние на богослужение правосл. Церкви в целом, - можно встретить примеры обеих практик.

епископа псалмопение в течение долгого (diutius) времени; вероятно, речь идет не об одном, а именно о неск. псалмах (Fr ø yshov. 2003. P. 433) . В «Правиле повседневного псалмопения св. Саввы», сохранившемся в груз. рукописи Часослова X в. (Sin. Iber. 34) , но датируемом более ранним временем, на вечерне в будние дни положено петь псалмы 140 и 141 и есть указания на пение вслед за ними псалмов 129 и 116 ( ხევსურიანი. 1978. С. 112-115 ) . Иерусалимский Часослов в той же рукописи, груз. перевод греч. оригинала до 700 г., не уточняет числа псалмов, исполняемых на «Г., в. », но предписывает читать молитву в момент возжжения светильников, что имело место в начале пения «Г., в. » (Fr ø yshov. P. 17) . Эта молитва частично совпадает с молитвой на возжжение светильников в иерусалимском Евхологии (Sin. Iber. 12) , но там нет указаний, что она читается во время вечерни.

В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем литургическую практику Св. града V-VII вв., упоминаются и песнопения, исполняемые на «Г., в. » в праздничные и особые дни (Tarchnischvili. Grande Lectionnaire) . Описание всенощного бдения ( VII-VIII вв. ) , совершенного аввой Нилом на Синае, определенно говорит о «Г., в. » как о составной части вечерни, в городских храмах исполнявшейся с прибавлением гимнографических произведений (Il testo integrale. 1965 1966. P. 251-252) .

Т. о., в ранний период в кафедральном богослужении Иерусалима, а также в палестинской монастырской традиции «Г., в. » как обязательная часть вечерни представляла собой группу псалмов, исполнявшихся с фиксированными припевами. «Правило повседневного псалмопения св. Саввы» указывает следующие припевы: для понедельника, вторника и четверга - Аллилуия; для среды и пятницы - короткие тропари (напр., «Воззвах к Тебе, спаси мя. Спасе мира, помилуй нас») , к-рые на вечерне под воскресные (Renoux. 2000) и праздничные дни могли дополняться гимнографическими текстами (созданный на основе древних циклов этих текстов, к VII-VIII вв. получил широкое распространение жанр стихир на «Г., в. ») . Именно в такой форме «Г., в. » содержится в палестинском Часослове (древнейшая сохранившаяся греч. ркп. - Sinait. gr. 863, IX в. ; см. : Mateos. 1964) , к-рый лег в основу круга суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, в послеиконоборческую эпоху постепенно принятым повсюду в правосл. мире.

Однако древняя иерусалимская богослужебная традиция знала употребление Пс 140 вне группы из неск. псалмов: согласно арм. и груз. переводам древнего иерусалимского Лекционария, этот псалом использовался в качестве прокимна воскресной вечерни, а согласно «Правилу повседневного псалмопения св. Саввы», стихи из Пс 140. 1-2 пелись в качестве прокимна на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу.

Своеобразно использованы псалмы 140, 141, 129 и 116 в одной из эфиоп. версий Часослова, имеющей греч. (вероятно, палестинский) прототип. Здесь присутствуют стихи из всех 4 псалмов, но строки из псалмов 129 и 116, с одной стороны, и из псалмов 140 и 141 - с другой, образуют 2 независимые группы, исполняемые вместе с гимнографическими произведениями, причем 1-я из них расположена в начальной части вечерни, а 2-я ( т. е. собственно «Г., в. » ) - в заключительной ( Часослов Эфиопской Церкви. С. 73-79 ) .

Константинопольская кафедральная традиция Типикон Великой ц. , отражающий практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв. (Mateos. Typicon) , использует Пс 140 вне группы из неск. псалмов как последний из начальных антифонов вечерни, предшествующих основной ее части, совершаемой в храме. В отличие от др. начальных антифонов антифон из Пс 140 (как и антифон из Пс 85, открывавший собой начальное псалмопение) был неизменяемым и исполнялся ежедневно - установление такого порядка псалмопения к-польская традиция возводила к К-польскому патриарху Анфиму I ( 535-536; † после 560 ) (Скабалланович. С. 113) . Пс 140 имел значение входного антифона - во время пения псалма духовенство и вслед за ним народ совершали вход в храм в преднесении свечей и кадила (Арранц. 1979. С. 42) ; после входа в алтарь совершалось каждение храма. Псалом сопровождался короткими припевами-кекрагариями ( от греч. ἐκέκραξα - воззвах ) , часто основанными на тексте самого псалма, напр.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

эфиопской церкви | эфиопской церковью | эфиопской церквей | скончался предстоятель эфиопской церкви | аддис-абеба.скончался предстоятель эфиопской церкви |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера