Источник текста

«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия


(II 59) (ок. 380) . Свт. Иоанн Златоуст после небольшого вступления начинает свой комментарий на Пс 140, составленный, вероятно, в конце антиохийского периода служения, с того, что называет этот псалом «поющимся ежедневно» (PG. 55. Col. 427) . Из приведенных свидетельств неясно, исполнялся ли псалом самостоятельно или в составе группы из неск. псалмов; в кафедральном богослужении Иерусалима и К-поля - 2 центров, оказавших в дальнейшем наибольшее влияние на богослужение правосл. Церкви в целом, - можно встретить примеры обеих практик.

епископа псалмопение в течение долгого (diutius) времени; вероятно, речь идет не об одном, а именно о неск. псалмах (Fr ø yshov. 2003. P. 433) . В «Правиле повседневного псалмопения св. Саввы», сохранившемся в груз. рукописи Часослова X в. (Sin. Iber. 34) , но датируемом более ранним временем, на вечерне в будние дни положено петь псалмы 140 и 141 и есть указания на пение вслед за ними псалмов 129 и 116 ( ხევსურიანი. 1978. С. 112-115 ) . Иерусалимский Часослов в той же рукописи, груз. перевод греч. оригинала до 700 г., не уточняет числа псалмов, исполняемых на «Г., в. », но предписывает читать молитву в момент возжжения светильников, что имело место в начале пения «Г., в. » (Fr ø yshov. P. 17) . Эта молитва частично совпадает с молитвой на возжжение светильников в иерусалимском Евхологии (Sin. Iber. 12) , но там нет указаний, что она читается во время вечерни.

В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем литургическую практику Св. града V-VII вв., упоминаются и песнопения, исполняемые на «Г., в. » в праздничные и особые дни (Tarchnischvili. Grande Lectionnaire) . Описание всенощного бдения ( VII-VIII вв. ) , совершенного аввой Нилом на Синае, определенно говорит о «Г., в. » как о составной части вечерни, в городских храмах исполнявшейся с прибавлением гимнографических произведений (Il testo integrale. 1965 1966. P. 251-252) .

Т. о., в ранний период в кафедральном богослужении Иерусалима, а также в палестинской монастырской традиции «Г., в. » как обязательная часть вечерни представляла собой группу псалмов, исполнявшихся с фиксированными припевами. «Правило повседневного псалмопения св. Саввы» указывает следующие припевы: для понедельника, вторника и четверга - Аллилуия; для среды и пятницы - короткие тропари (напр., «Воззвах к Тебе, спаси мя. Спасе мира, помилуй нас») , к-рые на вечерне под воскресные (Renoux. 2000) и праздничные дни могли дополняться гимнографическими текстами (созданный на основе древних циклов этих текстов, к VII-VIII вв. получил широкое распространение жанр стихир на «Г., в. ») . Именно в такой форме «Г., в. » содержится в палестинском Часослове (древнейшая сохранившаяся греч. ркп. - Sinait. gr. 863, IX в. ; см. : Mateos. 1964) , к-рый лег в основу круга суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, в послеиконоборческую эпоху постепенно принятым повсюду в правосл. мире.

Однако древняя иерусалимская богослужебная традиция знала употребление Пс 140 вне группы из неск. псалмов: согласно арм. и груз. переводам древнего иерусалимского Лекционария, этот псалом использовался в качестве прокимна воскресной вечерни, а согласно «Правилу повседневного псалмопения св. Саввы», стихи из Пс 140. 1-2 пелись в качестве прокимна на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу.

Своеобразно использованы псалмы 140, 141, 129 и 116 в одной из эфиоп. версий Часослова, имеющей греч. (вероятно, палестинский) прототип. Здесь присутствуют стихи из всех 4 псалмов, но строки из псалмов 129 и 116, с одной стороны, и из псалмов 140 и 141 - с другой, образуют 2 независимые группы, исполняемые вместе с гимнографическими произведениями, причем 1-я из них расположена в начальной части вечерни, а 2-я ( т. е. собственно «Г., в. » ) - в заключительной ( Часослов Эфиопской Церкви. С. 73-79 ) .

Константинопольская кафедральная традиция Типикон Великой ц. , отражающий практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв. (Mateos. Typicon) , использует Пс 140 вне группы из неск. псалмов как последний из начальных антифонов вечерни, предшествующих основной ее части, совершаемой в храме. В отличие от др. начальных антифонов антифон из Пс 140 (как и антифон из Пс 85, открывавший собой начальное псалмопение) был неизменяемым и исполнялся ежедневно - установление такого порядка псалмопения к-польская традиция возводила к К-польскому патриарху Анфиму I ( 535-536; † после 560 ) (Скабалланович. С. 113) . Пс 140 имел значение входного антифона - во время пения псалма духовенство и вслед за ним народ совершали вход в храм в преднесении свечей и кадила (Арранц. 1979. С. 42) ; после входа в алтарь совершалось каждение храма. Псалом сопровождался короткими припевами-кекрагариями ( от греч. ἐκέκραξα - воззвах ) , часто основанными на тексте самого псалма, напр. : «Да исправится молитва моя пред Тобою, Спасе мира»; в начале пения псалма предстоятель читал молитву ῾Εσπέρας καὶ πρωῒ καὶ μεσημβρίας̇ () , в к-рой, в т. ч., цитируются слова из Пс 140. 2, 4. Впосл. влияние Студийского устава привело к значительному развитию кекрагариев к Пс 140, а потом и к присоединению стихир к дополнительным стихам псалма ( Lingas. 1997. P. 431-433 ) .

Еще одно возможное свидетельство о древнем к-польском исполнении Пс 140 отдельно от др. псалмов сохранилось в чинопоследовании литургии Преждеосвященных Даров - это песнопение «Да исправится молитва моя», к-рое следует после паремий. По форме оно является прокимном: рефреном (т. е. собственно прокимном) здесь служит Пс 140. 2, а стихами - Пс 140. 1, 3-4а.

После 1204 г. к-польская кафедральная традиция еще нек-рое время сохранялась в богослужении соборного храма в Фессалонике, пока окончательно не вышла из практики; тем не менее нек-рые элементы этой традиции остались в рамках Студийского и Иерусалимского уставов.

Константинопольская послеиконоборческая монастырская традиция Приняв палестинский монашеский Часослов, студийская традиция IX-XII вв. естественным образом включила «Г., в. » как группу псалмов с припевами и стихирами, но в отличие от древней иерусалимской традиции стихиры здесь в силу значительного увеличения объема гимнографических текстов (вошедших в состав Триоди, Октоиха и Минеи) стали исполняться ежедневно, что постепенно привело к сокращению роли фиксированных припевов. Впосл. в рамках Иерусалимского устава, основанного на Студийском и восходящего к XI-XII вв. (Пентковский. 2001) , единственный припев - Εἰσάκουσόν μου, Κύριε () - остался лишь у первых 3 стихов из «Г., в. » ( Пс 140. 1а, 1, 2 ) (в дониконовской рус. традиции, сохранявшей в данном случае студийскую практику, в праздничные дни «Г., в. » исполнялось с 4 припевами: , к-рые пелись на каждые 6 стихов «Г., в. », причем псалмы пропевались до конца, а затем уже со стихирами вновь повторялись неск. последних стихов псалмов; см. : Устав. М., 1610. Л. 7; Скабалланович. С. 114; Успенский. 2004. С. 303-304) . Взяв образ исполнения «Г., в. » (как и чин вечерни в целом) из палестинской практики, студийская традиция переняла из к-польской молитву вечернего входа ῾Εσπέρας καὶ πρωῒ καὶ μεσημβρίας̇ () (молитву стали читать не в начале Пс 140, а в конце пения стихир, непосредственно перед входом) , а также песнопение «Да исправится молитва моя» в чине литургии Преждеосвященных Даров (в к-ром, т. о., слова из Пс 140 звучат дважды - в составе и «Г., в. », и «Да исправится молитва моя» - см. : Janeras. 1964) . Современная практика Иерусалимский устав, на к-рый правосл. Церковь перешла повсеместно в течение XII-XV вв., сохраняет тот же порядок исполнения «Г., в. », что существовал в студийской традиции; по сравнению с различными редакциями Студийского устава Иерусалимский часто указывает большее число стихир на «Г., в. ». «Г., в. » поется антифонно 2 хорами; первые 3 стиха исполняются с припевом Εἰσάκουσόν μου, Κύριε () , остальные до начала пения стихир - без припева (в приходской практике эти стихи могут опускаться) . Последние стихи «Г., в. » поются попеременно со стихирами (по одной стихире после каждого стиха) . Во время пения «Г., в. » диакон совершает полное каждение храма.

В конце «Г., в. » к стихам псалмов всегда присоединяются стихи и; на, если есть, поется славник, на - богородичен (в двунадесятые и особые праздники и их пред- и попразднства богородичен может заменяться самогласном праздника) . Если вечерня имеет вход, при возглашении канонархом отверзаются св. врата, и во время богородична священники, перед к-рыми идут свещеносцы со свечами и диакон с кадилом, исходят из алтаря сев. дверями для совершения входа (в те дни, когда на вечерне бывает чтение Евангелия, совершается вход с Евангелием - в этом случае кадило несет 2-й диакон, если есть) . Стихиры на «Г., в. » могут исполняться на 10 ( от стиха из Пс 141. 7: ) , на 8 ( от стиха из Пс 129. 1: ) , на 6 ( от стиха из Пс. 129. 3: ) и на 4 ( от стиха из Пс 129. 6: ) . Стихиры на 10 поются на вечерне под все воскресные дни и под праздник Вознесения Господня, а также на вечернях вечером в воскресенья Великого поста ( с 1-го по 5-е и в Неделю сыропустную ) и на вечернях в составе литургии Преждеосвященных Даров. Стихиры на 8 поются на вечернях накануне великих и средних праздников; на 6 - в остальные дни; стихиры на 4 поются только на малой вечерне. Существуют 2 особых случая: на вечерне в день Благовещения, если оно приходится на постный день, стихиры на «Г., в. » поются на 11; на вечерне в среду 5-й седмицы Великого поста стихиры на «Г., в. » поются на 30 (здесь к обычным стихирам прибавлены стихиры Великого канона прп. Андрея Критского; псаломские стихи к стихирам здесь берутся начиная с Пс 140. 10, причем к ним прибавлены 2 припева будничных стихир на стиховне) Пс 122 (и еще 7 припевов) . Распределение стихир зависит от количества соединяемых последований (при пении стихир на 6 и на 8 - не более 2, на 10 - не более 3 последований) и их взаимной значимости (при соединении последований Октоиха и Минеи поется тем больше стихир Минеи, чем больше знак минейной памяти, указанный в этот день) см.

(в данном случае - вечернее жертвоприношение в иерусалимском храме) . Пс 141 продолжает тему моления с просьбой о защите от опасности (в особенности ст. 5: ; традиц. заглавие этого псалма) Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере (соответствует такому толкованию) . Пс 129 также обращается к взысканию Божественного спасения и прощения и упоминает ночь как одно из времен молитвы. Заключительный псалом группы - краткий хвалебный Пс 116, выбранный, возможно, в качестве ветхозаветного славословия, предваряющего христ. . Классические святоотеческие толкования Пс 140 даны в упомянутом комментарии свт. Иоанна Златоуста, а также в толкованиях на Псалтирь свт. Афанасия Великого и блж. Феодорита Кирского (CPG, № 2140, 6202) . В стихирах на «Г., в. » содержание псалмов в большинстве случаев не отражено.

Пс 140 первоначально употреблялся по пятницам в период Великого поста как 1-й элемент службы lucernarium, соединяя т. о. ритуал возжжения света с принесением каждения; последовательное использование Пс 140 в испано-мосарабском и галликанском обрядах не прослеживается ( см. : Woolfenden. 2004 ) . Лит. : MacLean A. J. East Syrian Daily Offices. L., 1894. Piscataway (N. J.) , 2003r; Часослов Эфиопской Церкви Изд. и пер. : Б. А. Тураев. СПб., 1897; Griffiths B. The Book of Common Prayer of the Syrian Church. Kerala, 1972. Piscataway (N. J.) , 2005r; Скабалланович. Типикон. Вып. 2; Janeras V. La partie vespérale de la Liturgie Byzantine des Présanctifiés OCP. 1964. Vol. 30. P. 216-218; Mateos J. Un horologion inédit de St. -Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle) ST. 1964. Vol. 233. P. 47-77; Il testo integrale d. «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «῾Ερμηνεῖαι» di Nicone Ed. A. Longo RSBN. N. S. 1965 1966. Vol. 2 3. P. 223-267; Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church: A Detailed Description of her Liturgical Services. Le Caire, 1967; Winkler G. Über die Kathedralvesper in der verschiedenen Riten des Ostens und Westens AfLW. 1974. Bd. 16. S. 53-102; ხევსურიანი ლ. შინ. 34-ის შედგენილობის საკითხისათვის [= Хевсуриани Л. М. Проблема состава Sin. 34] Мравалтави. 1978. № 6. С. 88-123; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Л., 1979; Lingas A. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; Habtemichael-Kidane. Lufficio divino d. Chiesa etiopica. R., 1998. ( OCA; 257 ) ; Renoux Ch. , ed. Les hymnes de la Résurrection: I. Hymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. P., 2000; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции ЖМП. 2001. № 5. С. 69-80; Fr ø yshov S. R. LHorologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. P., 2003. P. 433; Успенский Н. Д. [Соч. ] М., 2004. Т. 1; Woolfenden G. W. Daily Liturgical Prayer. Aldershot, 2004. Иером. Григорий (Вульфенден) , С. Р. Фрёйсхов

В совр. греч. практике псалмы из «Г., в. » и стихиры на «Г., в. » поются на глас недели, но употребляются различные варианты распева в зависимости от значимости праздника: все стихи поются на ирмологический глас (᾿Αναστασιματάριον τοῦ ᾿Ιωάννου Πρωτοψάλτου. ᾿Αθῆναι, 2002. Σ. 401-482) ; первые 2 стиха - на краткий стихирарический глас, последующие - на ирмологический (Ibid. Σ. 9-400; Νέον ᾿Αναστασιματάριον τοῦ Πέτρου τοῦ Εφεσίου. ᾿Αθῆναι, 1999) . Иногда первые 2 стиха могут исполняться на пространный стихирарический глас (см. : Ταμεῖον ἀνθολογίας. Τ. Α´ ᾿Ακολουθία τοῦ σπερινοῦ. Θεσσαλονίκη, 1980. Σ. 109-177) . Исключение представляет напев свящ. Баласиса на глас βαρύς пападического стиля (Ταμεῖον ἀνθολογίας. Τ. Β´ ᾿Ακολουθία τοῦ σπερινοῦ. Θεσσαλονίκη, 1980. Σ. 251) . В святогорских мон-рях иногда используется т. н. напев τρίσιμος (стилистическая разновидность гласа) . Стихиры поются обычно на глас ирмологического распева (однако стихиры Триоди чаще всего исполняют на стихирарический глас) .
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Список статей по запросу «начала» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ... | Рубрикатор • Иконография небесных сил • Иконография • Иконопись • Искусство • Православная ... | АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси ... | Рубрикатор • Законоположительные книги (Пятикнижие Моисеево). Бытие • Священная история Ветхого ... | ИЕГУДИИЛ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... | ИЕРЕМИИЛ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... | Список статей по запросу «ИННОКЕНТИЙ» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ... | Список статей по запросу «Гавриил» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского ... | АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси ... | «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси ... |
Список статей по запросу «иконы» ... на rss-канал мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «иконы» найдены статьи: АБАЛАКСКАЯ " ЗНАМЕНИЕ " ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ( Абалацкая, Абалацкая-Знаменская ) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии) , расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АВРАМИОТИССА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ см. Евхаитская икона Божией Матери АДРИАНОВСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Успения Адриановская икона Божией Матери АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"